Файл: Тема Закономерности развития организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 По сфере протекания: фокусные и популяционные.

Известны две полярные концепции организационного развития: теория Е и теория О. Каждая из них определяет соответствующую стратегию перемен. Авторами концепций являются известные ученые и исследователи Майкл Бир и Нитин Нориа.

Теория Е ориентируется на финансовые цели организации, на их эффективное достижение.

Теория О рассматривает организацию как саморазвивающуюся систему, в значительной степени ориентированную на корпоративные цели и культуру, мотивы сотрудников организации.

Согласно термину, используемому в современной практике менеджмента, организационное развитие имеет ряд отличительных характеристик:

 Это планируемый и долгосрочный процесс. Организационное развитие — это преобразование всех компонентов управленческого планирования: определения целей, планирования мероприятий, выполнения, контроля, внесения поправок по мере необходимости. Вследствие значимости предполагаемых и желаемых действий быстрый результат не предвидится: весь процесс может занять несколько лет.

 Это процесс, ориентируемый на проблемы. Процесс организационного развития пытается применять различные теории и научные исследования к решению проблем организации.

 Этот процесс отражает системный подход. Организационное развитие как систематический процесс связывает трудовые ресурсы и потенциал организации с ее технологией, структурой и процессами в области менеджмента.

 Это процесс, ориентирующийся на действия. Организационное развитие концентрируется на достижениях и результатах. В отличие от подходов к преобразованиям, которые имеют тенденцию к описанию происходящих в организации перемен, организационное развитие делает акцент на свершившихся фактах.

 В этом процессе используются услуги консультантов по преобразованиям.

Процесс организационного Развития требует содействия консультантов, оказывающих помощь организации в переориентации ее функционирования.

 Этот процесс охватывает процессы обучения. Главная особенность процесса организационного развития состоит в том, что он основывается на переподготовке персонала, являющейся одним из средств осуществления преобразований.

Специалисты выделяют три цели организационного развития:

1. Изменение отношения к работе;

2. Модификация поведения;

3. Стимулирование к изменениям в структуре и политике.

Процесс организационного развития может рассматриваться как последовательное осуществление шести шагов: признание проблемы, диагностика ситуации, определение проблемы, выработка «своего» решения, планирование и внедрение изменений, оценка изменений.


В процессе организационного развития обычно используют следующие инструменты:

1. Техника диагностики. На основе исследований или поросов выясняется, какие изменения могут быть проведены. Результаты опроса суммируются и обсуждаются в рабочих группах.

2. Метод номинальной группы. Представляет четкий контроль коммуникаций членов группы агентом изменений. Собираются анонимные высказывания по проблеме с рекомендациями по изменениям, сводятся воедино и в печатном виде вывешиваются на всеобщее обозрение. Далее производится ранжирование проблем и выбираются самые важные. Предлагаются пути их решения.

3. Анализ силового поля. Представляет технику графического изображения основных сил в конфликтной ситуации или в ситуации проведения плановых изменений.

4. Тренинг по развитию навыков командной работы. Нацелен на формирование доверия, открытости и согласованности действий членов рабочих групп или групп менеджеров.

5. Решетка управления. Метод включает оценку стилей управления в компании для его изменения (в случае его необходимости).

 

 

Тема 3. Сущность, необходимость, предпосылки и классификация организационных изменений

Важной вехой в развитии управления организационными изменениями явилось формулирование Эдвардом Лоуренсом и Джеймсом Гликом «теории хаоса».

Суть данной теории состоит в следующем:

1) Бесконечно малые изменения в начальных условиях могут вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы;

2) Несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать;

3) Небольшие хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения.

Развитие организации есть ни что иное, как постоянное реагирование на необходимость изменений.

Обстоятельства, вызывающие потребность в организационных изменениях, называются положительным подкреплением, а обстоятельства, ведущие к сохранению существующего положения вещей – отрицательным подкреплением. Для эффективной деятельности организации важно научиться применять и первые и вторые.

Движение как изменение предполагает переход объекта от одного состояния к другому, т. е. возникновение нового состояния.

Важно, что переход может осуществляться не только благодаря появлению каких-либо свойств, черт и т. д., но и их исчезновению.



Следовательно, понятие движения предполагает существование двух взаимопротивоположных процессов: возникновения и исчезновения.

Парадокс возникновения нового заключается в теоретической трудности согласования друг с другом следующих положений:

1) новое не может заключаться в старом, иначе оно не было бы новым;

2) новое не может не возникнуть из старого, иначе его появление было бы чудом.

Парадокс возникновения имеет свое рациональное разрешение в рамках закона единства и борьбы противоположностей.

Под концепцией организационных изменений понимают систему понятий и методов управления изменениями в организации.

В широком смысле организационное изменение — это освоение организацией новых идей или моделей поведения19.

Под управлением организационными изменениями понимается целенаправленная деятельность органов управления организации по разработке и реализации планов ее обновления. Объектом управления становится в таком случае процесс обновления организации.

Стратегической целью управления изменениями является стремление организации удовлетворить свою потребность в выживании в долгосрочной перспективе.

Оперативная цель управления изменением — извлечение организацией выгоды из внешних и внутренних источников изменения.

Функция управления изменениями может быть определена как реализация механизмов самоорганизации и адаптации хозяйственной системы к действиям и особенностям факторов внешней и внутренней среды для реализации миссии и поддержания устойчивости20.

Процесс управления изменениями реализуются через изменение системных элементов организации и связей между ними: потенциальных  контролируемых и фактических, затрагивающих уровень реализации миссии предприятия как самоорганизующейся хозяйственной системы.

Объектом изменений выступает не только индивиды, рабочие группы, подразделения организации (коллективы) и организация (хозяйственная система) в целом, но и ее ближайшее окружение из внешней среды, т. е. «надсистема» — целостное объединение системы и среды.

Субъектом управления в процессе организационных изменений чаще всего выступает руководство предприятия.

Выделяют следующие факторы (причины) организационных изменений:

 Неудовлетворительное функционирование предприятия.

 Перегрузка высшего руководства.

 Превалирование оперативного управления над стратегическим.

 Высокий уровень конфликтности между субъектами и объектами


управления.

 Рост масштаба деятельности.

 Увеличение разнообразия.

 Межорганизационные слияния и поглощения, внутриорганизационные дробления.

 Изменение технологий управления и производства.

 Влияние научно-технического прогресса.

 Внешняя экономическая обстановка.

 и т. д.

Факторы, способствующие организационным изменениям, можно условно разделить на две группы: позиция руководителей и готовность рядовых сотрудников.

В организации можно выделить три уровня изменений: организационный, групповой (командный) и индивидуальный (личностный).



Тема 4. Управление изменением организационной культуры

Культура организации — это отражение организационной индивидуальности, система общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Это совокупность норм, традиций, убеждений, достижений, легенд и мифов организации.

Культура организации может быть:

 сильной — имеющей высокую степень интенсивности (насыщенности) и разделяемости (признания всеми членами организации культурных ценностей);

 слабой — обладающей низкой степенью интенсивности и разделяемости.

Т. Дил и А. Кеннеди предложили четыре типа культур:

1. Культура «крутого парня, мачо». Такой тип присущ организациям, где обратная связь поступает в форме финансовых вознаграждений (брокерские организации). В этой культуре жесткая внутренняя конкуренция, что приводит к острой политизации, конфликтам.

2. Культура «ставка на свою компанию». Такие культуры встречаются в организациях, занимающихся проектами, требующими больших ресурсов и времени на их реализацию. Так как принимаемые решения сопровождаются высоким риском, то менеджер должен иметь навыки проведения производственных совещаний, привлечения экспертов.

3. Культура «хорошо потрудился — хорошо отдохнул». Такие культуры характеризуются высокой степенью активности, т. к. риск небольшой, а успех определяется настойчивостью. Основную ценность для этой культуры составляет предоставление потребителю высококачественных товаров и услуг. Особенностью менеджерской деятельности является умение мобилизовать людей на выполнение нужных заданий.

4. Культура процесса. Это культура характерна для бюрократической организации, служащие больше заботятся о том, как выполняется работа, а не о том, что выполняется. Менеджер, работающий в таких культурах, должен быть готов к тому, чтобы разрабатывать процедуры для результативной работы.


Для поддержания желательной организационной культуры компании существует целый ряд методов:

1. Поведение руководителя.

2. Заявления, призывы, декларации руководства.

3. Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях.

4. Обучение персонала.

5. Система стимулирования.

6. Критерии отбора в организацию.

7. Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций.

8. Организационные традиции и порядки.

9. Широкое внедрение корпоративной символики.

Для изменения существующей организационной культуры необходимо использовать особую стратегию управления культурой, предполагающую:

1. Анализ существующей культуры с выявлением переменных, требующих перемен;

2. Разработку и реализацию комплекса специальных предложений и мер;

3. Оценку эффективности изменения культуры или ее переменных.

Три вариации изменений:

1. Изменения в культуре (например, в базовых убеждениях) без изменений в поведении;

2. Изменения поведения без изменений в культуре (например, сохранение базовых традиций);

3. Изменения в области поведения и в области культуры.

На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

Важно отметить, что изменение организационной культуры происходит под воздействием первичных и вторичных факторов. К первичным относят факторы, связанные с особенностями организационного поведения самих менеджеров и выполняемых ими обязанностей. К вторичным факторам, отражающим организационную культуру, могут быть отнесены: организационная структура, система коммуникаций, дизайн помещений, истории и легенды о важных событиях в организации и т. д.

Для успешной реализации запланированного изменения организационной культуры предлагаются следующие рекомендации:

1. Создание центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно.

2. Определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым, описание изменений.

3. Оценка предполагаемой экономии.