Файл: Курс лекций по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА





Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ……………………………………………7

ТЕМА 1.1.ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»……………………………………………….7

ТЕМА 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ФОРМУЛА ПРОФЕССИЙ ……………..14

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ………21

ТЕМА 2.1СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА…………21

ТЕМА 2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИЮ О РЫНКЕ ТРУДА…………………………………………………………...33

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………………..36

ТЕМА 3.1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………36

ТЕМА 3.2 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ………………………………………………………………………………………...48

ТЕМА 3.3 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………59

ТЕМА 3.4 ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….65

ТЕМА 3.5 СПОСОБНОСТИ И ПРОФПРИГОДНОСТЬ………………………………………80

ТЕМА 3.6 ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ………………………………………………………..82

РАЗДЕЛ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ НА РЫНКЕ ТРУДА.............................................................................................................................................93

ТЕМА 4.1 МЕТОДЫ ПОИСКА РАБОТЫ……………………………………………………..93


ТЕМА 4.2. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЗЮМЕ И ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………..96

ТЕМА 4.3. СОБЕСЕДОВАНИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ. …………………………………………………….........................................100

РАЗДЕЛ 5. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЧЕЛОВЕКА. АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ…………………………………………………….....104

ТЕМА 5.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ………………………104

ТЕМА 5.2 АДАПТАЦИЯ НА НОВОМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ………………………………...107


ТЕМА 5.3 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………..113

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы……………………………………………………………..123
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

ТЕМА 1.1.ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

Адаптация выпускника колледжа на рынке труда представляет собой процесс приспособления к новым реалиям и требованиям, связанным с началом трудовой деятельности. Преодоление порога «учеба-работа» молодым человеком, впервые вступающим на рынок труда, связано с кардинальными изменениями в характере деятельности, типе социальных отношений с окружающими, в образе жизни. Острота и сложность данного этапа в трудовом жизненном цикле обладает специфическими характеристиками в любой экономической системе, что находит отражение в формировании соответствующего сегмента рынка труда, его инфраструктуры, государственных и общественных институтов, направлений научных исследований, методов государственной политики. Целью, ради которой происходит адаптация выпускника, можно считать нахождение им полноценного рабочего места, то есть вакантного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации выпускника профессиональной школы, устраивающего выпускника по условиям и режиму груда, уровню заработков, гарантиям занятости, возможностям карьерного роста и творческой самореализации.

Успешность трудоустройства выпускников СПО является одним из критериев эффективности функционирования и системы среднего профессионального образования, и рынка труда, и экономики в целом. Она во многом зависит от того, насколько продуктивен будет процесс подготовки и приспособления выпускников СПО к выходу на рынок труда. Вместе с тем опыт работы с выпускниками показывает, что значительное их количество испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы.

Российский рынок труда выпускников СПО формируется в течение последних 10-12 лет, отражая процессы, происходящие в экономике и обществе в целом. Это проявилось в том, что в результате распада системы

обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период и охватывавшей почти всех выпускников средних профессиональных учебных заведений, выпускники колледжей и техникумов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к чему подавляющее их большинство не было готово (тем более, что некоторые выпускникам только исполнилось 18 лет, так как по ряду специальностей обучение на базе 9 классов составляет 2 года 10 мес.). Задача превращения «выпускника колледжа» в «производительного работника» стала чрезвычайно сложной, наблюдается полная свобода индивидуальных действий и выпускников, и работодателей.

На ряду с этим экономическая ситуация на протяжении последнего десятилетия динамично изменяется, в нашей стране происходит переход к постиндустриальному типу экономики, связанный с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. Рассматривая дисциплину как полимодальную, хотелось бы отметить, что она призвана определить особенности содержания и форм процесса адаптации молодых специалистов на рынке труда; с одной стороны обобщить особенности влияния трудовой ориентации и мотивации студентов и выпускников СПО на их трудовую адаптацию, а с другой дать конкретные рекомендации по адаптации конкретного выпускника; раскрыть развитие форм студенческой занятости и определить их значение для повышения конкурентоспособности выпускников СПО, а также предложить подходы к формированию навыков и умений, способствующих успешной адаптации молодых специалистов на рынке труда;

В процессе изучения дисциплины раскрываются обоснования представлений о формах и этапах адаптации выпускников, оценки эффективности среднего профессионального образования, как фактора, повышающего конкурентоспособность выпускников на рынке труда с точки зрения типа выполняемой работы, получаемых доходов, вероятности безработицы и, как следствие, доказывается влияние полученного практического образования на их адаптацию на рынке труда. Анализируется роль работодателей на рынке труда выпускников СПО, показаны варианты организации взаимодействия работодателей и системы среднего профессионального образования.


Ключевым понятием дисциплины является «адаптация». В самом общем виде термин этот означает процесс приспособления, привыкания. В повседневной жизни человек должен адаптироваться к погодным и климатическим условиям, к возрастным изменениям своего организма, к новым семейным и бытовым обстоятельствам. В зависимости от характера и масштабов изменения окружающей среды и личных свойств человека адаптация может происходить быстро и незаметно, а может потребовать длительного времени и значительных материальных и физических затрат. Успешно адаптировавшись, человек начинает себя чувствовать комфортно в изменившейся ситуации, если же адаптации не происходит или она требует слишком больших затрат, жизнь человека становится сложнее и безрадостнее. В своих крайних формах проявления невозможность человека адаптироваться к новым требованиям окружающей среды может привести к тяжелым последствиям.

Особую проблему представляет собой трудовая адаптация как процесс приспособления работника к ситуации на рынке труда, характеру труда на новом рабочем месте, взаимоотношениям в новом трудовом коллективе и т.п. В современной учебной литературе трудовая адаптация рассматривается, как правило, в контексте внутрифирменной организации труда. Изучение адаптации работника к содержанию и условиям трудовой деятельности на предприятии позволяет выделить основные этапы (стадии) адаптации работника на новом рабочем месте, включающие, как правило, этап ориентации и ознакомления, этап привыкания и приспособления, этап действенной адаптации, или ассимиляции, и этап эффективного функционирования, предполагающий полную идентификацию целей работника с целями нового предприятия. Выделяют определенные виды адаптации: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую.

Проводят различие между процессом адаптации и результатом адаптации, между первичной трудовой адаптацией, которая характерна для лиц. впервые вступающих на рынок труда, и вторичной адаптацией, которая происходит, когда опытный работник переходит на новое место или сталкивается с новым руководителем. Существует понятие «темпы адаптации», характеризующее то, как быстро происходит привыкание работника к новому рабочему месту.

Адаптация выпускника колледжа на рынке труда - это процесс преодоления порога учеба-работа, приспособления молодого человека. впервые выступающего в качестве полноценного работника высокой квалификации, к реалиям и требованиям рынка труда, поэтому иначе этот процесс называется «первичной трудовой адаптацией». Результатом адаптации на рынке груда (в отличие от процесса адаптации) является нахождение выпускником вакантного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации выпускника профессиональной школы, устраивающего выпускника по условиям и режиму труда, уровню заработков, гарантиям занятости, возможностям карьерного роста и творческой самореализации.


От того, насколько успешен будет процесс подготовки и приспособления выпускников СПО к выходу на рынок труда непосредственно зависит успешность их трудоустройства и, в конечном счете, эффективность функционирования и системы среднего профессионального образования, и рынка труда, и экономики в целом. Успех процесса адаптации выпускника колледжа зависит не только от его индивидуальных способностей, но также во многом зависит от эффективности взаимодействия всех вовлеченных в данный процесс сторон: учебного заведения с точки зрения качества преподаваемых ею знаний и формируемых компетенций, того насколько они значимы и полезны для успешной трудовой деятельности; работодателей и их подхода к набору молодых специалистов, их активности в привлечении новых работников и эффективности процедур их поиска: самих выпускников и степени их подготовленности к выходу па рынок груда.

Применительно к выпускнику, возможности минимизации связанных с поиском подходящей работы потерь, т.е. параметры, определяющие эффективность процесса его адаптации, включают, на наш взгляд, следующие основные моменты:

1. Трудовое самосознание - осознание выпускником собственных желаний и предпочтений. Это наиболее сложный момент. Этим не всегда могут похвастаться работники и в более зрелом возрасте. Но понимание того, «к чему душа лежит», кем хотелось бы стать и почему, приведение в равновесие юношеского романтизма и определенного практицизма совершенно необходимо, как предпосылка поиска работы и принятия решения в условиях свободного выбора.

2. Трудовая ориентация - изучение и оценка реалий рынка труда (существующих возможностей трудоустройства) и их сопоставление с собственными устремлениями с целью выяснения возможности их реализации.

3. Навыки трудоустройства - понимание правил функционирования рынка груда, которое состоит из следующих элементов: прохождение собеседования, заполнение резюме, умение вести поиск вакансий и выяснение их реальною содержания.

Аналогичным образом эффективность результата адаптации выпускника можно оценивать по следующим показателям:

1. Соответствие рабочего места ожиданиям выпускника (субъективный измеритель удовлетворенности выпускника содержанием работы: насколько то, что он нашел, соответствует тому, что он искал)

2. Соответствие уровня рабочего места уровню полученного образования. Рабочее место выпускника колледжа должно обеспечивать использование или полученных им в ходе обучения специальных знаний (если область работы совпадает с областью полученного образования) или быть адекватно уровню его общих и профессиональных компетенций. Другими словами, трудоустройство на рабочее место, не требующее среднего профессионального образования, не может считаться эффективным результатом процесса адаптации.