ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ФОРМУЛА ПРОФЕССИЙ
Классификация акцентуации личности по Леонгарду.
Классификация акцентуации личности по Личко
3.6.3Понятие профессионального заболевания и их классификация
б) физических производственных факторов
3. Скорость нахождения первого полноценного трудоустройства, как показатель количества ресурсов, как временных, гак и материальных затраченных на его нахождение.
Для раскрытия всех сторон предмета дадим определение понятию «выпускник». Выпускник среднего профессионального учебного заведения - бывший студент, закончивший учебу и имеющий соответствующий диплом о полученном образовании. То, как он адаптируется на рынке труда, т.е. приспосабливается к требованиям рынка в ходе поиска рабочего места, в значительной степени определяется фундаментом - знаниями и навыками, а так же компетенциями, приобретенным в ходе обучения в колледже. Руководствуясь действующим КЗОТом рассмотрим, как молодых, специалистов, имеющих стаж работы менее 3-х лет. Когда выпускнику рабочее место искать не приходится, то основная часть адаптации к условиям труда происходит уже на рабочем месте. В том случае, наиболее важен период становления выпускника в качестве специалиста. Трехгодичный стаж достаточен для накопления значимого трудового стажа, за это время выпускник переходит в статус сложившегося специалиста.
С другой стороны, предполагая, что в условиях свободного и самостоятельного трудоустройства и жесткой конкуренции за привлекательные рабочие места, поиск работы нередко начинается не после получения диплома, а значительно раньше, можно изучать трудовое поведение и студентов, и выпускников.
Ключевыми составляющими адаптации выпускников СПО являются:
а. Рассогласование системы среднего профессионального образования и потребностей рынка труда. Динамика изменений, происходящих сегодня в экономике и, следовательно, на рынке труда, такова, что такого рода проблемы могут оказывать значимое воздействие на процесс адаптации выпускников.
б. Психологическая сложность перехода «СПО - работа» для значительного числа выпускников. Различие основополагающих «правил поведения» в ходе обучения в колледже и на рынке труда значительно. Тем не менее, этот факт не всегда до конца выпускниками осознается. Неподготовленность к условиям рынка труда и отсутствие опыта трудоустройства также осложняют процесс адаптации. К этому можно добавить еще и адаптация к профессии, выбор которой был сделан частично адекватно.
Ниже приведены типичные ошибки, сделанные при выборе профессии и основные пути их преодоления:
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас при поступлении в колледж фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение абсолютно новой специальности или смежной сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование механика поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах сложных автотранспортных происшествий.
2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (слесарь всегда грязный). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности юношества, нужные для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, сравнивая себя с друзьями, а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что
тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык") может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие специальности, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства, в автотранспортной сфере диагностика автомобилей, а теперь и ее внутреннее устройство немыслимо без компьютера.
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, преподаватели, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты. Но разберись в себе обязательно – ведь окончание
колледжа не окончание обучения по профессии, нужно знать где и какие твои личностные качества пригодятся при устройстве на работу.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце, автомобилисты могут находиться в сложных условиях движения на городских улицах, когда и слух и зрения и быстрота реакции отвечают не только за здоровье, но и за жизнь самого водителя и пассажиров автомобиля или автобуса, механики и слесари могут долго находиться в неприятном вынужденном положении, причем выполняют тяжелый физический труд (физическое перенапряжение).
10. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации. Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке. Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать. Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда. Выбирая дальнейшую траекторию обучения в Вузе необходимо проанализировать ошибки, допущенные при выборе первой профессии (если, конечно они были), и, исходя из результатов выбора вуза или специальности (факультета).
11. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения. Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто
получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности. Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.
12. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии. Давать советы по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий. Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения. Обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.
Вопросы для самопроверки:
-
В чем проявляется особенность адаптации выпускников СПО на современном этапе развития экономики? -
Каковы особенности современного рынка труда? -
Что такое адаптация в широком смысле? -
Что такое трудовая адаптация? -
Каковы различия между процессом адаптации и ее результатом? -
По каким критериям можно определить эффективность результата адаптации выпускника? -
Проанализируйте ошибки при выборе профессии, выделите основные и наметьте пути их преодоления при выборе профессии?