Файл: Личностные деформации стрессового типа (Изучение проблемы деформации личности в психологии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Изучение проблемы личностной деформации в психологии
1.1 Понятие и структура личностной деформации
1.2 Теоретические подходы к изучению профессионального стресса
2. Специфика проявления личностной деформации в деятельности руководителя
2.1 Особенности проявления личностной деформации в профессиях социальной сферы
2.2 Управленческая деятельность как объект исследования
3. Эмпирическое исследование личностных деформаций у руководителей различных сфер деятельности
3.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
3.2. Личностные детерминанты личностной деформации
3.3. Организационные детерминанты феномена личностной деформации
3. Индивидуально-психологический подход.
Симптомы личностной деформации формируются во внешней среде профессиональной деятельности, а также во внутрисистемном общении и взаимодействии с объектом деятельности, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, в среде непрофессиональной деятельности. К данным факторам можно отнести особенности определенного сотрудника, способствующие развитию деформации личности.
Отечественный психолог А.В. Филиппов выделял некоторые типы психологических барьеров, которые вызывают личностную деформацию, а именно:
- Социально-психологические;
- Когнитивно-психологические;
- Психомоторные;
- Организационно-психологические.
Появление данных барьеров может быть обусловлено стереотипизацией, квалификацией. Психологические барьеры могут вызывать психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, порождая ситуации конфликта. Данные негативные явления приводят к появлению и развитию таких профессионально нежелательных качеств, как консерватизм, догматизм, индифферентность (А. В. Филиппов. Психолог советует наставнику. / 1986 г.) [6, 58c.].
Психолог Х. Фрейденберг описывал сгорающих эмоционально как сочувствующих, мягких, гуманных, увлекающихся, идеалистов, которые ориентированы на людей, и, в тоже время, интровертированных, неустойчивых, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Синдром личностной деформации проявляется в следующем:
- чувство безразличия, изнеможения, эмоционального истощения (человек не способен отдаваться работе так, как это было прежде);
- дегуманизация (развитие негативного отношения к клиентам и своим коллегам);
- негативное самовосприятие в профессиональном плане-недостаток чувства профессионального мастерства.
Е.С. Старченкова и Н.Е. Водопьянова обнаружили корреляционные связи между показателем «качества жизни» и эмоциональной деформацией, а также показателями самореализации. Особое значение авторы отвели балансу переживания успеха и удовлетворенности, не только в профессиональной, но и личной жизни [11, 188c.]. М.В. Агапова, рассматривала личностную деформацию, как некое следствие нарушения процессов самоактуализации и самореализации личности. Автор отмечала, люди, у которых наблюдается тенденция к самоактуализации, склонны к конфронтации, сопротивлению с неблагоприятными средовыми факторами, а также всей профессиональной ситуации в целом, так как перестают ощущать удовлетворение от работы и не могут относиться творчески к собственным профессиональным обязанностям [8, 89c.].
4. Интегративный подход.
Интегративный подход рассматривает причины личностной деформации с точки зрения внешних и субъективных факторов.
Одной из самых явных причин личностной деформации является специфика деятельности и ближнего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Еще одной из важных причин личностной деформации, является разделение труда и узкая специализация профессионалов.
Б.Д. Новиков говорит о ценностных установках человека как факторе развития личностной деформации личности. Формирование такого синдрома, как «личностная деформация» может начаться уже с детского возраста, так как в некоторые промежутки жизни личности могут появляться негативные социальные, а также психологические новообразования. Как правило, с течением времени они могут углубляться, становясь все более ригидными, устойчивыми, основными для человека, а после, по мере взросления и приобретения профессии, реагируют избирательно на любые негативные воздействия социальной среды. Б.Д. Новиков заявляет, что нарушения в иерархии ценностей человека ведет к замедлению или остановке личностного и профессионального роста [7, 84c.].
У лиц, проявляющих склонность к формированию строгих стереотипов, процессы мышления со временем становятся все более проблематичными. Данная категория людей оказывается более закрытой для получения новых знаний, а мировоззрение ограничивается установками, ценностями, стереотипами круга профессии. Согласно мнению Т.И. Ронгинской, деформация личности вызывается специфическими отличиями сферы мотивации трудового субъекта, состоящие в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при низких функциональных и энергетических возможностях, а также при низких значениях интеллекта [10, 86c.].
Рассмотрим субъективные причины личностной деформации, к которым относятся: ценностные ориентации, установки, уровень и характер трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, характерологические особенности и адаптивность. Е.И. Рогов выделяет такие виды личностной деформации, которые обусловлены субъективными причинами:
- типологические, образованные слиянием особенностей функционального строения профессиональной деятельности и личностных особенностей;
- общепрофессиональные, которые типичны для многих людей;
- индивидуальные, обусловленные личностной направленностью [9, 100c.].
Если обобщить вышеизложенное, то можно сделать вывод, что несмотря на то, что в психологии накоплено огромное число исследований, которые посвящены выявлению факторов личностной деформации, не все они изучены в полном объеме, особенно это можно сказать об индивидуально - личностных причинах.
Согласно концепции В.В. Бойко, при эмоциональной деформации выделяют следующие фазы стресса, а именно три:
- Тревожное или нервное напряжение, которое создают дестабилизирующая обстановка, хроническая психоэмоциональная атмосфера, трудности, когда в течение короткого периода времени понижается уровень резистентности организма, нарушая вегетативные и соматические функции.
- Резистенция, когда человек старается оградить себя от неприятных впечатлений, но организм мобилизует резервы, включая механизмы саморегуляции защитных процессов.
- Истощение, то есть оскудение психических ресурсов, а также понижение эмоционального тонуса, наступающее вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Исходя из вышеперечисленного, сформированность главных симптомов двух первых фаз еще не говорит о наличии синдрома личностной деформации, так как на этих этапах, появление симптомов деформации может иметь мобилизующую силу, но при продолжительном воздействии неблагоприятных факторов, наступает третья стадия когнитивного, аффективного и физического истощения.
Опираясь на концепцию В.В. Бойко, каждой фазе личностной деформации соответствуют некоторые симптомы и признаки, которые мы опишем ниже.
Фаза напряжения включает в себя такие симптомы, как:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств;
- Неудовлетворенность собой;
- Загнанность в клетку;
- Депрессия и тревога.
Фаза резистенции включает в себя следующие симптомы:
- Избирательное и неадекватное эмоциональное отреагирование;
- Потеря ориентации в эмоциональных и нравственных показателях;
- Постоянное создание ощущения резерва эмоций;
- Профессиональная редукция.
Фаза истощения характеризуется такими нарушениями, которые выражены в четырех главных симптомах:
- Эмоциональный дефицит;
- Эмоциональная отстраненность;
- Деперсонализация;
- Психовегетативные и психосоматические нарушения [12, 32c.].
2. Специфика проявления личностной деформации в деятельности руководителя
2.1 Особенности проявления личностной деформации в профессиях социальной сферы
В первой главе мы показали, что последовательность появления и развития синдрома личностной деформации будет зависеть от особенностей профессиональной деятельности, и от индивидуально-личностных черт человека, включая согласованное воздействие средовых факторов, поэтому, мы можем сказать, что существует определенная специфика формирования личностной деформации в разных профессиях.
В целом, проблема стрессоустойчивости личности в разных профессиях издавна привлекала внимание психологов разных направлений.
Так, есть ряд профессий, где человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности за счет важности постоянных контактов с другими людьми. Сегодня в литературе, которая посвящена синдрому личностной деформации, отмечается определенное расширение сфер деятельности, которые подвержены данной опасности.
Симптомы личностной деформации могут указывать на характерные черты длительного стресса, а также психической перегрузки, приводящие к полной дезинтеграции разных психических сфер, в первую очередь – эмоциональной. Развитие данного синдрома носит стадиальный характер, поэтому, важно сказать, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, который определяется различиями эмоциональной, мотивационной сферы, и условиями, где протекает профессиональная деятельность человека.
Крайне важно дать определение деятельности и профессии в рамках данного исследования.
Согласно мнению А.Н. Леонтьева, деятельность – это развивающаяся система, которая имеет строение, собственные внутренние переходы и превращения. Индивидуальная деятельность каждого человека может зависеть от его имеющегося места в обществе, а также от того, как она происходит в уникальных обстоятельствах. Характер и особенности деятельности определены мотивами и потребностями, а ее структура обеспечивается определенными операциями и действиями. В деятельности различают несколько сторон: операционально-техническую и мотивационно-потребностную [3, 45c.].
Исследователи, в психологической структуре деятельности выделяли несколько уровней общения, а именно:
- Определенные ситуации и виды деятельности;
- Типовые профессиональные задачи и функции;
- Профессиональные умения, действия и навыки.
Обычно становление профессиональной деятельности может интерпретироваться как прямое развитие субъекта деятельности, выражаясь в развитии его личности и ее индивидуальности за счет выработки профессионализма с формированием индивидуального стиля деятельности.
Е.С. Старченковой и Н.Е. Водопьяновой, представителями отечественной организационной психологии, проведено исследование личностной деформации при помощи опросника. Авторы доказали, в большинстве профессиональных групп социальных профессий есть огромное число людей с уровнем личностной деформации выше среднего. Все люди, которые прошли обследование, были представителями коммуникативных профессий, и содержание их труда отличалось:
- Высокой степенью насыщенности рабочего дня, которая обусловлена общением с другими людьми;
- Большое количество разнообразных по эмоциональной напряженности и содержанию деловых контактов;
- Повышенная ответственность за итоги общения;
- Прямая зависимость от партнеров по коммуникации;
- Важность грамотной интерпретации индивидуальных особенностей, экспектации и притязания;
- Частные притязания на неформальные отношения в ходе решения проблем;
- Напряженные или конфликтные ситуации общения, которые вызваны несогласием, недоверием, которые проявляются в различных формах отказа от последующего общения [11, 165c.].
В профессиях социального типа, многообразные, продолжительные и когнитивно трудные требования к качеству общения, такие как доверительность, профессионализм, эмоциональная устойчивость, повышенный уровень коммуникативной компетентности в большей мере зависят результаты данного взаимодействия и перспективы будущих интерперсональных и деловых контактов.
Непосредственно для коммуникативных или социальных профессий характерны ежедневное многообразие когнитивно сложных и эмоциональных ситуаций общения, а также высокая ответственность за результат коммуникации. Такие отличительные черты делового общения выступают как общие профессиональные стрессы для профессий, которые относятся к числу «коммуникативных».
Сделаем вывод, что генезис синдрома личностной деформации носит, в первую очередь, индивидуальный характер, который определяется условиями, где протекает деятельность человека в профессии. Так, в профессиях коммуникативного типа, общими профессиональными стрессами будут: интенсивность, продолжительность, поведенческая сложность ситуаций делового общения и высокая ответственность за итог общения.
Фактором, который определяет деформацию, будет являться не только коммуникативная нагрузка, но и низкое материальное вознаграждение.
Непосредственно данные признаки будут причиной наличия большого процента лиц с высоким уровнем деформации практически в каждой группе работников социальной сферы, поэтому, нам представляется важным последующее изучение феномена личностной деформации в профессиях, которые относятся к «субъект-субъектному» типу. Мы будем исследовать руководителей, так как специалистов данной области крайне велика востребованность помощи психологов.