Файл: Личностные деформации стрессового типа (Изучение проблемы деформации личности в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Управленческая деятельность как объект исследования

Выбор управленческой деятельности как объекта данного исследования был обусловлен многоплановостью характера данной деятельности, может быть определено обширностью требований к коммуникативной и технологической грамотности руководителя. Если, с одной стороны рассматривать управленческие отношения в системе «подчиненный-руководитель», то они будут продиктованы социальными, политическими и экономическими особенностями общества, с другой стороны – управленческие отношения могут складываться между людьми, поэтому обусловлены особенностями их сознания.

В рамках данного исследования важно рассмотреть теории управления.

В психологии труда, психологии управления, менеджмента и организационной психологии, проблема управленческой эффективности является одной из центральных. Не просто управлять, а управлять эффективно с получением высокого результата, при минимальных затратах энергии, сил и времени - это социальный заказ любого управления. В рамках нашего исследования важно рассмотреть различные подходы в теории управленческой мысли.

Первой мы рассмотрим теорию «рационального управления», основателей которой является японский исследователь Т. Коно. Он выдвигал теорию «рационального управления», в основе которого лежит четыре типа управления, а именно:

- Тип управления, основанный на новаторско-аналитическом стиле;

- Который основан на новаторско-интуитивном стиле управления;

- Который основан на консервативно-аналитическом стиле управления;

- Основанный на консервативно-интуитивном стиле [16, 143c.].

Согласно мнению автора, непосредственно новаторско – аналитического типа управления будет наиболее эффективным, так как он может обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Данный тип включает в себя такие элементы поведения руководителя, а именно:

- Преданность компании;

- Новаторство и энергичность;

- Чуткость к идеям и новой информации;

- Четкость в формировании установок и целей;

- Готовность принимать во внимание мнение других;

- Высокая толерантность к неудачам [16, 233c.].

Сам автор данного подхода полагал, что данный тип управления является разновидностью «соучаствующего» руководства, однако многие исследователи склонны думать, что речь тут идет о рациональном типе управления. Если опираться на точку зрения Т. Коно, то эффективное управление – это рациональное управление, а новаторско-аналитический тип управления самый эффективный.


Вероятная модель управленческой эффективности исходит из важных предпосылок, таких как:

- Стиль управления всего соотноситься с эффективностью функционирования возглавляемого руководителем коллектива;

- Связь между типом и стилем управления, а также эффективностью будет обусловлена целям рядом параметром, которые придают ей вероятностный характер [16, 90c.].

Суть данной модели управленческой деятельности, которая была разработана известным исследователем в области управленческой и социальной психологии Ф. Фидлером «Ситуационная модель руководства» (https://studme.org/87425/menedzhment/situatsionnaya_model_rukovodstva_fidlera) сводится к следующему:

- Эффективность управления будет опосредована степень контроля руководителя над ситуацией;

- Любая ситуация представлена как совокупность трех таких параметров, как: степень благоприятность отношений руководителя и подчиненных, размер влияния и власти руководителя в группе, а также структура групповой задачи, которая включает в себя четкость поставленной цели, способов и путей ее решения.

Если совершить количественную совокупную оценки перечисленных параметров, то она позволит судить о показателе степени ситуативного контроля руководителя над ситуациями, которые имеются в организации. Важно понимать, как соотносятся между собой «вероятностная модель» и стиль управления.

Огромным количеством эмпирических исследований было доказано, что руководитель, который придерживается авторитарного типа, гораздо более эффективен в ситуации с низким и высоким ситуативным контролем, а руководитель, который придерживается демократического типа, более эффективен в ситуации среднего ситуативного контроля. Ситуативный контроль, сам по себе, если не будет слишком высоким, может не быть эффективным. В целом, управление будет эффективным при низком и высоком ситуативном контроле. При условии высокого ситуативного контроля управление, как ни странно, может обладать малой эффективностью, что означает, что эффективность имеющегося управления не определяется ситуативным контролем и не может выступать критерием эффективного управления. Данное обстоятельство привело ученых к тому, что критерии эффективного управления лежат в области организационной психологии, выражаясь в формуле «эффективный руководитель=эффективное управление».

Важно затронуть теорию, положившую начало изучению личностных качеств руководителей с точки зрения эффективности управления, а именно теории «ситуативного лидерства».


Данная теория зародилась в итоге многолетних наблюдений американских психологов, которые, в ходе стремления понимать, что же такое эффективное управление, записывали, вели наблюдения, а также анализировали эффективные и нет, способы управления. Исследователи, после обработки данных, сделали вывод, что руководитель только тогда будет эффективным, если он будет обладать таким качеством, как лидерство, так, как только лидер может являться эффективным руководителем, несмотря на стиль управления.

Авторы данной теории определяли лидерство, как способность применения имеющихся ресурсов для получения определенного результата.

Авторы данной теории, а именно К. Бландэд и П. Херси, исходили из таких положений, как то, что лидерство – это способ взаимодействие коллектива и руководителя, однако далеко на каждый способ взаимодействия группы и личности будет лидерством. Лидером является только тот руководитель, чей стиля руководства в большей степени подходит и соответствует уровню развития группы, каждому из которого может соответствовать определенный стиль управления [18, 100c.].

В анализе были рассмотрены определенные психологические теории управления. Они все отличаются друг от друга эмоциональной насыщенностью. Однако любой лидер должен уметь владеть всеми способами управления и применять их в зависимости от сложившейся ситуации. Как правило, используются все три метода управления людьми: консенсус, компромисс и авторитаризм. Естественно все эти направления власти должны находиться в определенном балансе, иначе появляются разного рода диктатуры.

В отечественной психологии, руководящую профессию изучали Н.Е. Водопьянова, Е.С. Сатрченкова, А.Л. Свеницкий и другие.

В целом, руководящая деятельность отличается многоплановым и сложным характером, которая может характеризоваться высокой степень интенсивности, а также частым вмешательством внешних факторов, включая насыщенность действий, и широкой сетью контактов различного уровня с преобладанием устного общения с другими людьми.

К главным функциям руководителя можно отнести: планирование, организация, прогнозирование, координация взаимодействия подчиненных, контроль, принятие решение. Кроме производственных функций, которые связаны с формальными отношениями и характеризующиеся высокой когнитивной сложностью, огромный вес в деятельности менеджера имеют социально-психологические, воспитательные, коммуникативные функции. Сложный и ответственный характер деятельности руководителя может обусловить наличие разных стрессогенных ситуаций, создающих предпосылки для появления синдрома личностной деформации, которые мы рассмотрим ниже.


Индивидуальные и психологические особенности, которые важны для руководителей.

К числу таких особенностей, которые значимо влияют на успешность управления, можно отнести креативность, интеллект, рефлексию, обучаемость, саморегуляцию, а также активность. Рассматривая свойства темперамента, важно отметить, что крайне важны:

- Экстраверсия;

- Реактивность;

- Средний уровень сензитивности;

- Уравновешенность;

- Пластичность [19, 47c.].

Сенсорно - перцептивные свойства.

Огромную роль в деятельности руководителя играет индивидуально-стилевые отличия восприятия, которых есть несколько видов, а именно синтетический и аналитический, а также эмоциональный и аналитико-синтетический.

Как правило, «синтетики» характеризуются склонностью к обобщенному отражения явлений, а также определению общего, основного их смысла, а «аналитики» выделяют части, детали, подробности. Смешанный тип характеризуется комбинацией данных особенностей, но при меньшей выраженности каждой. Как правило, эмоциональный тип может характеризоваться повышенной чувствительностью в ситуации реакции на ситуацию, мешающей адекватному восприятию. Лучшим для руководящей деятельности является аналитико-синтетический тип [19, 48c.].

Психомоторные функции и свойства.

Деятельность профессионального руководителя не диктует определённых требований к точности, скорости и координации движения. Важно, чтобы они были в норме.

Мнемические свойства.

Память – это профессионально важное качество для всех видов труда. Основные отличительные особенности памяти руководителя заключаются не только в уровне ее развития, но и приемах, способах запоминания, воспроизведения и сохранения.

На успех в деятельности руководителя влияет не абсолютный уровень мнемических способностей, а наличие особенностей организации процессов памяти, то есть тех ее свойства, наиболее точно отвечающие требованиям данной деятельности. Руководитель должен обладать не только общим высоким уровнем развития памяти и, но иметь специфическое ее строение и уклад. Память руководителя должна быть не хорошей, а другой, то есть соответствующей тем специфическим требованиям, предъявляемых ей деятельностью.

Имажитивные свойства.

Мы можем сказать, что свойства воображения играют огромную роль в работе руководителя, так как важная функция воображения состоит в программировании и планировании деятельности. Воображение способно помогать человеку, ориентироваться в ситуации, когда практические действия трудны либо нецелесообразны. Для руководителя важен оригинальный, творческий подход к выполнению профессиональных задач, обеспечиваемый развитыми имажитивными свойствами.


Мыслительные свойства.

Мышление – это непременный компонент любой деятельности. Мышление руководителя, в первую очередь, носит практический характер и является наиболее специфичным по своему содержанию и условиям управленческой деятельности.

Эмоционально-волевые свойства.

Наиболее общей и основной чертой эмоциональных и волевых регуляций в деятельности руководителя является взаимосвязь в ней таких особенностей, как [19, 49-50c.]:

- Управленческая деятельность характеризуется высокой стрессогенностью и эмоциогенностью, включая, при этом, огромное количество причин для появления негативных эмоций и трудных состояний.

- Управленческая деятельность может предъявлять самые высокие требования к жесткости, эффективности эмоционально-волевой регуляции состояний, что, как правило, связывается с ее ответственностью. По всей вероятности, никакая иная деятельность не содержит в себе столь широкого спектра причин, а также факторов, которые порождают эмоциональные реакции, как управленческая. В психологии управления, как правило, выделяется круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, которые имеют наибольшее значение для ее организации. К ним можно отнести: проблему стресса в управлении, фрустрации, феномен готовности к экстренным действиям, когнитивной регуляции дисфункциональных состояний и так далее.

Коммуникативные свойства.

Процессы коммуникации играют важную роль в организации управленческой деятельности, так как это связано с природой управления и «субъект-субъектным» характером, который предполагает постоянные контакты между подчиненным и руководителем. Достаточно обширная представленность коммуникаций в деятельности руководителя может обусловить объем непосредственного понятия «коммуникация, где важно отличать ряд аспектов, а именно:

- Функцию коммуникации, как одну из важных и специфических функций управления;

- Коммуникативное поведение управленца, которое направлено на реализацию данной функции, где особое место принадлежит вербальному поведению;

- Коммуникативные закономерности и явления, а также психологические эффекты, которые появляются в процессе общения и межличностных контактов [12, 123c.].

Мотивационные свойства.

Мотивация – это системообразующий фактор любой деятельности, которая является залогом эффективной реализации функции мотивирования, а также основополагающим фактором эффективности деятельности руководителя.