Файл: Личностные деформации стрессового типа (Изучение проблемы деформации личности в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Есть связь между отношением с непосредственным руководством и фазой напряжения (r s =0.850 при р≤0,01), фазой резистенции (r s =0.780 при р≤0,01) и фазой истощения (r s =0.838 при р≤0,01).

Состояние сплоченности и психологического климата в рабочей группе играют важную роль в эмоциональном состоянии руководителя, а также отображаются на результатах профессиональной деятельности, поэтому следующая методика, которая была использована – это определение индекса групповой сплоченности Сишора и диагностика психологического климата в малой группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), результат по которой находится в таблице 13. (см. Приложение).

Результаты показателей степени развития синдрома личностной деформации и состояния рабочей группы (сплоченность, климат) находятся в таблице 14. (см. Приложение).

Результат отображен наглядно на рисунке 14.

Рис. 14. Отображение связи индекса групповой сплоченности, психологического климата в коллективе и степени сформированности синдрома личностной деформации у руководителей

Существует прямая связь между показателями состояния психологического климата и индекса групповой сплоченности в коллективе, которым руководят испытуемые, а также состоянием их синдрома личностной деформации.

В группе руководителей, которые показывают высокую степень сформированности личностной деформации, низкий уровень сплоченности коллектива, а также незначительный благоприятности климат.

Для такого коллектива характерно то, что работники проявляют безразличие к эмоциональному общению, не ориентированы на успех, проявляют скрытую раздражительность либо нервозность, в случае трудностей либо неприятных ситуаций взваливают всю вину на руководство. Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии руководителей, что приводит к формированию синдрома личностной деформации.

В группе руководителей, которые показывают средний уровень сформированности синдрома личностной деформации, наблюдается психологический климат средней благоприятности, а также средний уровень групповой сплоченности. Работники данных коллективов стараются поддерживать друг друга, однако проявляют отстранённые позиции касательно личности руководителя.

В группе руководителей, показывающих низкую степень сформированности синдрома личностной деформации, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности, а также благоприятный психологический климат. В таких коллективах поддерживают эмоциональное общение, в случае неприятностей члены коллектива не спешат все докладывать руководителю, а стараются решать на своем уровне. В таком коллективе руководитель – это также член коллектива, как и все остальные.


Для того, чтобы проверить статистически полученный результат использовался критерий Спирмена. (https://math.semestr.ru/corel/spirmen.php) В результате статистической обработки были получены следующие результаты:

- Существует связь между показателями сплоченности коллектива и фазой напряжения (r s =0.796 при р≤0,01), фазой резистенции (r s =0.773 при р≤0,01) и фазой истощения (r s =0.775 при р≤0,01);

- Существует связь между показателем психологического климата коллектива и фазой напряжения (r s =0.803 при р≤0,01), фазой резистенции (r s =0.770 при р≤0,01) и фазой истощения (r s =0.752 при р≤0,01).

Синдром личностной деформации действительно обусловлен как личностными, так и организационными детерминантами.

Основной личностной характеристикой, оказывающей влияние на развитие деформации у руководителей, является эмоциональное состояние, проявляющееся в тревожности, агрессии, а также в степени невротизации личности, самоконтроле, эмоциональной стабильности.

При оценке влияния организационных факторов на развитие синдрома личностной деформации было определено, что ведущее значение отводится состоянию психологического климата в коллективе, сплоченности его, а также стрессогенных факторов в деятельности руководителя, что подтверждает выдвинутую в самом начале исследования гипотезу.

Заключение

В самом начале этого исследования были поставлены задачи, а именно:

1) Определить структуру личностной деформации;

2) Определить специфику руководящей деятельности;

3) Провести исследование, определяющие специфику личностной деформации руководителей;

4) Определить личностные и организационные факторы, влияющие на формирование синдрома личностной деформации у руководителей.

В результате данного исследования стало известно, что:

Личностная деформация - это деструктивный феномен в профессиональной деятельности. Непосредственно термин профессиональная деструкция проявился относительно недавно в психологии, однако занял там прочное место в исследованиях проблем, связанных с изучением профессионального становления личности. Общим элементом всех выделенных профессиональных деформаций (деструкции) является появление психической напряженности, конфликтов, кризисов, что, может привести к снижению профессиональной эффективности, неудовлетворенности работника своим трудом, социальным окружением и жизнью в целом, что является признаком личностной деформации.


Личностная деформация - это изменение качеств личности человека (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, способов общения, характера и поведения), которые возникают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Были проанализированы четыре типа подходов к причинам возникновения личностной деформации, а именно: организационный, интерперсональный, индивидуально-психологический и интегративный. Несмотря на то, что в психологии собрано огромное число исследований, которые посвящены определению факторов личностной деформации, не все они изучены в полной мере, особенно это можно сказать об индивидуально-личностных причинах.

Последствия личностной деформации бывают различными. Как оказалось, деформация связана с соматическими проблемами, затруднениями в личностной сфере, психологическими расстройствами, проблемами в семье и на работе. Также, было доказано, что деформация – это предиктор уязвимости по отношению к многочисленным профессиональным стрессорам позже. Как правило в качестве последствий деформации рассматриваются эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, идентификация себя с организацией, отношение к труду, желание оставить занимаемую должность, состояние здоровья.

Симптомы личностной деформации могут указывать на характерные черты длительного стресса, а также психической перегрузки, приводящие к полной дезинтеграции многих психических сфер, в первую очередь – эмоциональной. Развитие данного синдрома носит стадиальный характер, поэтому, очень важно сказать, что генезис синдрома имеет индивидуальный характер, который определяется различиями эмоциональной, мотивационной сферы, и условиями, где протекает профессиональная деятельность человека.

Объектом исследования была профессиональная деятельность руководителя.

Профессиональная деятельность руководителя включает в себя трудные и напряженные ситуации, которые предрасполагают к развитию синдрома личностной деформации и профессионального стресса, чему способствует недостаток важных для профессионального управленца умений и качеств.

К личностным факторам риска личностной деформации возможно отнести эмоциональную неустойчивость, импульсивность, низкую мотивацию достижений, низкое самоуважение, интроверсию.

К поведенческим факторам риска относятся низкая активность, стратегия избегания, неумение формировать команду.

Чтобы эмпирически изучить какие личностные и организационные детерминанты влияют на развитие синдрома личностной деформации, была проведена диагностика 10 руководителей и 10 главных специалистов, среднего возраста, в среднем с единым стажем работы, в руководящей должности.


По результатам проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что синдром личностной деформации действительно обусловлен как личностными, так и организационными детерминантами, а именно:

Основной личностной характеристикой, оказывающей влияние на развитие деформации у руководителей, является эмоциональное состояние, проявляющееся в тревожности, агрессии, и в степени невротизации личности, самоконтроле, эмоциональной нестабильности.

При оценке влияния организационных факторов на развитие синдрома личностной деформации стало известно, что главное значение отводится состоянию психологического климата в коллективе, сплоченности его, а также стрессогенных факторов в деятельности самого руководителя, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Карл Леонгард. Акцентуированные Личности / 1981г. (https://www.litmir.me/br/?b=49378&p=1).

2) Маркова А. К. Психология профессионализма / М., 1996г. (https://cyberpedia.su/14x10633.html).

3) Леонтьев А. Н. / Потребности, мотивы и эмоции. 1971г. (https://www.litmir.me/br/?b=110570&p=1).

4) Валерий Орёл / Синдром психического выгорания личности. / 2005 г. (https://www.libfox.ru/634383-valeriy-orel-sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti.html).

5) Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. / 2002 г. (https://www.litmir.me/br/?b=154753&p=1).

6) А. В. Филиппов. / Психолог советует наставнику. / М.: Профиздат, 1986. - 127 с.

7) Б. Д. Новиков. / Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений. / 1993 г.

8) Агапова, М. В. / Социально-психологические аспекты психического выгорания и самоактуализация личности [Текст] / Ярославль, 2004. - 184 с.

9) Рогов Е. И. / Учитель как объект психологического исследования [Текст] / 1998. -496 с.

10) Ронгинская, Т. И. / Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85-89.

11) Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. / Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водлпьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. -338 с.

12) Бойко, В. В. / Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.

13) Ананьев, Б. Г. / Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Л.:Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.

14) Безносов, С. П. / Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П.Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с


15) Р. Блейк и Д. Мутон. / «Управленческая решетка». [Текст] / 1990 г.

16) Т. Коно. / «Теория рационального управления». [Текст] / Стратегия и структура японских предприятий. 1987. 384 с.

17) Ф. Фидлер. / «Ситуационная модель руководства». / 1958 г.

18) Чередниченко И. П., Тельных Н. В. / Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

19) Буянкина, М. А. / Проблема психического выгорания личности и организационная культура [Текст] / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - № 3. - С.47-51.

Приложения

Таблица 1

Данные по пятифакторному личностному опроснику

Экстраверсия/

Интроверсия

Привязанность/

Обособленность

Самоконтроль/

Импульсивность

Эмоциональная устойчивость/ Неустойчивость

Экспрессивность/ Практичность

1

32

52

53

53

40

2

45

70

71

71

67

3

67

60

62

61

54

4

54

41

42

41

23

5

23

15

50

16

17

6

17

66

65

66

23

7

23

50

41

50

28

8

28

55

56

55

25

9

45

40

43

40

35

10

67

42

49

42

48

11

43

45

42

45

55

12

65

70

69

71

45

13

32

56

57

55

15

14

68

67

58

67

23

15

17

68

62

69

17

16

23

65

56

65

23

17

28

43

50

39

33

18

49

60

61

69

23

19

59

38

42

34

28

20

43

44

46

44

45