ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«За культуру речи!».
Цель: 1. развивать правильное произношение ,
употребление слов в речи;
2. прививать любовь к русскому языку;
3. воспитывать у учащихся культуру речи и
поведения.
Нет мысли ,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
А.И.Герцен
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.
К.Д.Ушинский
Язык народа и богат и точен,
Но есть ,увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
И.Рыленков
Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.
М.Горький
Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек
осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для
всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи
всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не
думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,
обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-
шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-
емся мы неумело, плохо, невразумительно, порой нанося друг другу
почти смертельные раны!
Вед.2 Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная
его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-
троен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека
этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и
своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.
Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в
огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть
языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в
которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?
Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно
высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных
размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных
течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не
существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты. Надо
непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.
Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами ,которые
ведут к точности и выразительности общения.
Ученик 1. Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,
Подумай- не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?
Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а
дар общения - это умение пользоваться речью( вести беседу, спо –
рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из
того, что язык- главное средство общения.
Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-
лагаем вам посетить 1 станцию:
ЖЕСТЫ И МИМИКА
Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-
вания,они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.
Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).
Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:
1.высунут язык (жест-дразнилка)
2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)
3. грозить кулаком (жест-угроза)
4. поднять брови (жест-удивление)
5. обхватить голову руками (жест-испуг)
Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам ,без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким образом император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,
левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-
чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд
ли стоит пользоваться этим жестом ,если вы не в Тибете.
Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг
друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство
общения ,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того
человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.
Конкурс.
(приглашаются желающие 3-4 чел.)
1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;
Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.
2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.
Ученик 6 О языке.
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать,
Не письменно, а устно.
(Ю. Поринец)
Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция
СТРАНА «ОШИБЛИКА».
Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам. В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно- «девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».
Карточка №1
Задание: расставьте правильно знаки препинания.
Очень-очень
странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
чуть не слопал мышку,
Кот в очках
читает книжку,
Старый дед
влетел в окно,
воробей
схватил зерно
да как крикнет, улетая:
-Вот что значит
Запятая!
(Б.Заходер)
Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).
Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне
человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об
их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-
мотности, начитанности.
Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-
точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-
бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.
Вед.1 Одно из требований ,которое предъявляется к устной речи- это правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И УДАРЕНИЕ».
Карточка №2.
Задание: прочитайте выразительно стихотворение.
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12-ть лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор»,а «колидор».
«Дилектор» входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед….»
«Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он пОртфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ!- несётся со двора,-
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, ПетЯ!
Ведь ты большой ,а он дитя!
ПетЯ обижен на ребят:
-Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю.Тимянский)
Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-
тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-
дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах,
почаще заглядывать в словарь.
Показ слайда №2.
Карточка №3.
Задание: вычеркните из текста слова-паразиты и прочитайте текст.
Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необходимо понимаете, обращаться, так сказать, за помощью, понимаете, ну и того ,значит, за справками, ну вот ,к этому…к словарю. Что вы ,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть, я так сказать, говорю неправду?
Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,
Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за
справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-
паразиты.
Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы
всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у
Саши.
Карточка №4.
Задание: прочитать выразительно стихотворение.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши-
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно-
Как люди говорят,-
Но Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится : «До знания!»