Файл: А. И. Герцен Нам не дано предугадать.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 «За культуру речи!».

                                             Цель: 1. развивать правильное произношение ,

                                                          употребление слов в речи;

                                                       2. прививать любовь к русскому языку;

                                                       3. воспитывать у учащихся культуру речи и

                                                          поведения.

                                   

Нет мысли ,которую нельзя  было бы высказать просто и ясно.

                                                      А.И.Герцен

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.  

              Ф.И.Тютчев

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

                             К.Д.Ушинский

Язык народа и богат и точен,

Но есть ,увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

                И.Рыленков

Язык особенно  требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

                                            М.Горький

Вед.1      Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

               осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

               всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

               всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

               думали ещё совсем недавно.  Широко развивается наука экология,

               обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

               шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

               емся мы неумело, плохо, невразумительно, порой нанося друг другу

               почти смертельные раны!  

Вед.2    Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

              его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится  и с тем, как ус-

              троен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека

              этому не учить, в его осмыслении, понимании  культуры вообще, и

             своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1    Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

             огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

         языком, как    сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в


         которой  мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2   Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

            высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных

             размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

            течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

            существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты. Надо

            непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

            Мы  хотим вас познакомить с отдельными маршрутами ,которые

            ведут к точности и выразительности общения.

Ученик 1.      Слово о словах.

             Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

             Подумай- не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души.

             Оно то жаворонком вьётся,

             То медью траурной поёт.

             Покуда слово сам не взвесишь,

             Не выпускай его в полёт.

             Им можно радости прибавить,

             И радость людям отравить.

             Им можно лёд зимой расплавить

             И камень лёд зимой расплавить,

             И камень в крошку раздолбить.

             Оно одарит и ограбит,

             Пусть ненароком, пусть шутя.

             Подумай, как бы им не ранить

             Того, кто слушает тебя.              

Вед.1      Ребята, как бы вы определили искусство общения?

               Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а

               дар общения - это умение пользоваться речью( вести беседу, спо –

               рить,  пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из

              того, что язык- главное средство общения.  

Вед.2    Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому  мы пред-

              лагаем вам посетить 1 станцию:

                       ЖЕСТЫ  И  МИМИКА

              Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-

              вания,они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.

Вед.1     (конкурсная работа с иллюстрациями).

              Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:

               1.высунут язык (жест-дразнилка)

               2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)

               3. грозить кулаком (жест-угроза)



               4. поднять брови (жест-удивление)

               5. обхватить голову руками (жест-испуг)

Ученик 2    Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам ,без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый  или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким образом император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

Ученик 3.   Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест  сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Ученик 4   При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,

                 левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-

                 чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд

                 ли стоит пользоваться этим жестом ,если вы не в Тибете.

Ученик 5      А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг

                  друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Вед.2          Владимир Левин, известный психолог, определил искусство

                общения  ,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того

               человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

                                      Конкурс.

                   (приглашаются желающие 3-4 чел.)

              1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;

                   Собака своему хозяину;  кот на солнышке; мать –младенцу.

             2.   Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.

Ученик 6                 О языке.

                  Я с ученицей был знаком:

                  Выписывая цифры,

                  Она водила языком,

                   Как обезьяна в цирке.

                   Нельзя об этом промолчать,

                   Ведь это очень грустно!

                   Нам дан язык, чтоб отвечать,

                   Не письменно, а устно.  

                                (Ю. Поринец)

Вед.2.      Продолжаем путешествие. Следующая станция

                         СТРАНА  «ОШИБЛИКА».

Вед.1             Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам. В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно- «девочко», он-«девочк».В столовой можно купить  то вкусный Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».

Карточка №1

Задание: расставьте правильно знаки препинания.

            Очень-очень

            странный вид:

             Речка за окном

             Горит,

            Чей-то дом

            Хвостом виляет,

            Пёсик

            Из ружья стреляет,

            Мальчик

            чуть не слопал мышку,

            Кот в очках

            читает книжку,

           Старый дед

           влетел в окно,

           воробей

           схватил зерно

           да как крикнет, улетая:

           -Вот что значит

           Запятая!

                (Б.Заходер)

Вед.1  Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).

Вед.2   Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне

            человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об

            их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-

            мотности, начитанности.

                Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-

            точно услышать  «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-

          бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

Вед.1  Одно из требований ,которое предъявляется к устной речи- это правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И УДАРЕНИЕ».
Карточка №2.

Задание: прочитайте выразительно стихотворение.

              Рассказ школьного портфеля.

                   Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

                    Ему уже 12-ть лет.

                    Но говорит он до сих пор

                    Не «коридор»,а «колидор».

                   «Дилектор» входит в кабинет…»

                   «Закрой магАзин на обед….»

                   «Хозяйка моет стаканЫ…»

                   «Секёт свеклу…»

                   «Пекёт блины…»

                   И до меня дошёл черёд:

                   Портфель он пОртфелем зовёт.

                   Но мне не зря родную речь

                   Судьбой доверено беречь.

                   И я придумал не шутя:

                   Пусть и его зовут ПетЯ.

                  - ПетЯ!- несётся со двора,-

                    Тебе домой идти пора!

                  - Не трогай малыша, ПетЯ!

                   Ведь ты большой ,а он дитя!

                    ПетЯ обижен на ребят:


                   -Скажите, в чём я виноват?

                   Я не ругался, не грубил

                   И никого не оскорбил.

                   За что же среди бела дня

                   Отняли имя у меня?

                                        (Ю.Тимянский)

Ученик 9            Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-

                   тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-

                   дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах,

                   почаще заглядывать в словарь.
Показ слайда №2.
Карточка №3.

Задание: вычеркните из текста слова-паразиты и прочитайте текст.
  Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необходимо понимаете, обращаться, так сказать, за помощью, понимаете, ну и того ,значит, за справками, ну вот ,к этому…к словарю. Что вы ,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть, я так сказать, говорю неправду?

Ученик 11    Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,

                      Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за

                      справками  к словарю», а остальные слова лишние, слова-

                     паразиты.

Вед.2       Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы

                всякий вас  мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у

                Саши.

Карточка №4.

Задание: прочитать выразительно стихотворение.

                  Живёт на свете Саша.

                  Во рту у Саши каша-

                  Не рисовая каша,

                  Не гречневая каша,

                  Не манка,

                  Не овсянка

                  На сладком молоке.

                  С утра во рту у Саши

                  Слова простые наши-

                  Слова простые наши

                  На русском языке.

                  Но то, что можно внятно

                 Сказать для всех понятно,

                 Красиво, чисто, ясно-

                 Как люди говорят,-

                 Но Саша так корёжит,

                 Что сам понять не может.

                 Произнесёт словечко-

                 И сам тому не рад!

                 Он скажет: «До свидания!»

                А слышится : «До знания!»