ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь!»
Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает, и целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Сценка. Несуразные вещи.
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные?! Почему они несуразные?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!
Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
-Отстань.
- Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?
- Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты, шутник. Я сказал: «Ему же
Надо будет. Понадобится значит.
-Вот оно что…
- А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-
рую он давно искал.
-Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая, зелёная такая…
- То есть как?
- Зелёного цвета.
- Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Миша давно ищет
Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.
- Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-
сована,да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка
нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?
Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А, ну тебя…
- Да ,стой, стой!
- Ну что ещё?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков
современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться
к родному языку.
Вед.2 Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать прави-
ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать
нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать
свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя
Крутилкин.
Карточка №4
Задание: прочитать диалог.
Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор
жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то
пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)
А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В 8-м «Бы»
Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в
своём классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-
ница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,
открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и
знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.
Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший
рецепт. Вот он. ( извлекает из стола и показывает грамматику
русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.
(доктор и Петя уходят).
Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе
слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов
« ужасно дружно», «жутко весело», которые употреблял Петя. Слова
« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,
и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.
Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой поведения, мы особенно часто наблюдаем у школьников ,не только младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи некоторых подростков.
Карточка №5
Задание: прочитать диалог.
Сценка. – Петька, экзамен сдал?
- Запросто.
- А что у тебя за книга?
- Книга-зверь! Хочешь дам почитать?
- Железно.
Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы ,
к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-
сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,
громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень
дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.
Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и
бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».
Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!
Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-
морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,
не пьёт … Значит, умер и тому подобное».
Карточка №6. Прочитать Сценку.
Сценка Сильное кино.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд.
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Брат Они ползут, а он им- раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им- раз!
Они ей- раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с нею заодно.
Ух, сильное кино!
Сестра Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Вед.1 Наше путешествие продолжается ,отправляемся в страну
«Вежливость».
Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными.
Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю употребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.
Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской
речи в 18 веке и употреблялось ,главным образом, среди образованных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, крестьянам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это социальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-
дая царевна обращается к ней только на ты:
«… бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Прикажу сама ей псу
И кой-что тебе снесу».
Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-
щается только на ты.
Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но
всё же есть определённые правила употребления местоимений
ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила
и неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.
Ученик 17. Есть слова пострашнее ,чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).
Ученик 18 Папа разбил драгоценную вазу.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся:
Взглянув им в глаза,
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»-
Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н.Юсупов)
Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест
против засорения нашего языка хламом придуманных слов».
( Все участники выходят на сцену).
Ученик 1. Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где
нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-
бойкий и живой,- таков наш русский язык».
Ученик 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш рус-
ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как
святыню».
Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.
Нам поколения в наследство подарили:
Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Все Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:
Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)
Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)
Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)
Оттопыриться. (Приятно провести время.)
Я торчу от этой песни (она мне нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Понтово (получаю удовольствие).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
Карточка № 7.
Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Базар –
4. Прикид –
5. Тусить –
6. Предки –
7. Ботан –
8. Батл –
9. Фиолетово –
10. Замутить –
11. Глюк –
12. Шухер-
13. Фейк –
Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.