Файл: А. И. Герцен Нам не дано предугадать.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                Он спросит: «Где калоши?»

                А слышно: «Это лошадь!»

                Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

                И буквы он глотает, и целые слова.

                Он так спешит с налёта

                Прочесть, спросить, сказать,

                Как будто тонет кто-то,

                А он бежит спасать…

                Он может, но не хочет

                За речью последить.

                Нам нужен переводчик

                 Его переводить.

Сценка.    Несуразные вещи.

             - Здравствуй!

              - Привет!

              - Что ты несёшь?

              - Несу разные вещи.

              - Несуразные?! Почему они несуразные?

              - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!  

               

             Понял? Вот несу мел.

           - Что не сумел?

           -Отстань.

           - Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

           -Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

          - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

          - Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты, шутник. Я сказал: «Ему же

           Надо будет. Понадобится значит.

          -Вот оно что…

          - А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

           рую он давно искал.

          -Тамарка?

          -Ага.

          - И ничего, симпатичная?

          - Красивая, зелёная такая…

          - То есть как?

          - Зелёного цвета.

          - Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

          - У кого волосы?

          - Да у Тамарки-то.

          -Что?

          - Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

          - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Миша давно ищет

            Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

         - Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-

           сована,да? Так бы и говорил.

         - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

           нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

           Прощай, некогда мне.

         - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

         - А, ну тебя…

         - Да ,стой, стой!

         - Ну что ещё?

         - Привет передавай.

         - Кому?

         - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков

          современности. И все мы должны  бережно и требовательно относиться


          к родному языку.

Вед.2   Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать  прави-

            ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать

           нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать

           свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя

           Крутилкин.
Карточка №4

Задание: прочитать диалог.

Сценка.  (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор

                жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).

       Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

        Петя:    Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то

                     пухнет и в горлу дерёт.

       Доктор:  Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)

                       А в каком классе учитесь, молодой человек?

        Петя:      В 8-м «Бы»

        Доктор:   В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в

                         своём  классе?

        Петя:     Ужасно дружно. У нас всегда  жутко весело…

       Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?

       Петя:      Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-

                     ница в пух и прах хвалит…

        Доктор:  Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,

                        открой рот. (Петя открывает рот,  высовывает язык).Я так и

                      знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

                      Вылечиться  ты можешь только сам. Я тебе дам хороший

                      рецепт. Вот он. ( извлекает из стола и показывает грамматику

                      русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

                       (доктор и Петя уходят).

Вед.1         Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе

             слов или неудачном  сочетании их. Нелепо  звучат  сочетания слов

             « ужасно дружно», «жутко весело», которые употреблял Петя. Слова

            «  ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,

              и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

Вед.2   Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой поведения, мы особенно часто наблюдаем у школьников ,не только младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи некоторых подростков.


Карточка №5

Задание: прочитать диалог.

Сценка.      – Петька, экзамен сдал?

                   - Запросто.

                   - А что у тебя за книга?

                   - Книга-зверь! Хочешь дам почитать?

                   - Железно.
Вед.1   Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы ,

            к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-

            сыпают свою речь бранными  словами, усиленно жестикулируют,

            громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

             дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.

Вед.2  Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и

           бессмысленной.  Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».

           Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!

           Я так рад и прочее, вот именно  и тому подобное» Упавшему в об-

           морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,

            не пьёт … Значит, умер и тому подобное».

 

Карточка №6. Прочитать Сценку.         
Сценка      Сильное кино.                       

                        Заранее, заранее

                       Всё было решено:                

                       У школьников собрание,

                           

                         Потом у них кино.

                         Домой придёт мой старший брат,

                         Он мне расскажет всё подряд.

                         Он объяснит мне, что к чему,

                         А я большая, я пойму.

                         И вот он начал свой рассказ:

          Брат             Они ползут, а он им- раз!

                               А тут как раз она ползла,

                               А он как даст ему со зла!

                               Она им- раз!

                               Они ей- раз!

                               Но тут как раз её он спас,

                               Он был с нею заодно.

                               Ух, сильное кино!

         Сестра         Нет, видно я ещё мала,

                               Я ничего не поняла.

Вед.1             Наше путешествие продолжается ,отправляемся в страну

                   «Вежливость».

Вед.2           Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными.


Вед.1    Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму вежливого  обращения к одному лицу. Послушайте историю употребления  в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.

Вед.2       Местоимение Вы  в обращении  к одному лицу появилось в русской

                речи в 18 веке и употреблялось ,главным образом, среди образованных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, крестьянам, слугам  обращались только на ты, как бы подчёркивая это социальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей

               «Сказка  о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-

               дая  царевна обращается к ней только на ты:

             «… бабушка, постой немножко,-

               Ей кричит она в окошко,-

               Прикажу сама ей псу

              И кой-что тебе снесу».

Вед.1        В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-

                  щается только на ты.

Вед.2           Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но

                   всё же есть определённые правила употребления местоимений

                  ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила  

                  и неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.  

Ученик 17. Есть слова пострашнее ,чем порох,

                    Чем снаряд над окопными рвами.

                     Я советую людям при ссорах

                     Осторожнее быть со словами.

        (звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).

Ученик 18        Папа разбил драгоценную вазу.

                       Папа разбил драгоценную вазу.

                       Бабушка с мамой нахмурились сразу.

                       Но папа нашёлся:

                      Взглянув им в глаза,

                      И робко, и тихо «простите» сказал.

                      И мама молчит, улыбается даже:

                     - Мы купим другую,

                       Есть лучше в продаже…

                       «Простите!»-

                      Казалось бы, что в нём такого?

                      А вот ведь какое чудесное слово!

                                  (Н.Юсупов)

Вед.1     Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест

             против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

                         ( Все участники выходят на сцену).

Ученик 1. Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный,  где

                  нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-


                  бойкий и живой,- таков наш русский язык».

Ученик 2     Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш рус-

                     ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как

                    святыню».

Ученик 3        Язык свободный, мудрый и простой.

                        Нам поколения в наследство подарили:

Ученик 4          Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

                          Его в своих твореньях сохранили.

                 

Ученик 5         Язык писателей нам служит образцом,

                         Он мудростью народною отмечен.

Все                  Овладевайте же литературным языком!

                         Боритесь за культуру речи!

Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:

Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)

Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)

Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)

Оттопыриться. (Приятно провести время.)

Я торчу от этой песни (она мне нравится).

Ловлю кайф (получаю удовольствие).

Выделываться (вести себя вызывающе).

Понтово (получаю удовольствие).

Прикол (шутка).

Отпад (замечательно).

Тащиться (быть в восторге).

Карточка № 7.

Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Базар –
4. Прикид –
5. Тусить –
6. Предки –
7. Ботан –
8. Батл –
9. Фиолетово –
10. Замутить –
11. Глюк –
12. Шухер-
13. Фейк –

Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.