ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень редко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.
стихотворение А. Лысова “Дикарь»
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.
А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.
1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.
1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
Слайд.
Правила «Культура речи»
1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».
3.Не спеши высказывать свои мысли.
4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6.Не говори быстро, не проглатывай слова.
7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
Преподаватель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык. Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? То есть я хочу спросить: много ли грамматических ошибок встречается в тетрадях наших студентов? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав так:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего звучат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Может быть, различие между ними трудно запомнить? Надевать-одевать, какая разница?
Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готовы?
-
Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в колледж. Сначала стал рубашку... (надевать). -
Потом стал куртку...(надевать). -
А потом стал младшего брата... (одевать).
Преподаватель: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу. Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Теперь пришло время, чтобы вы тоже проверили себя: хорошо ли вы владеете русским языком. Итак,….
Преподаватель: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Например, инженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.
Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнженЕры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших студентов! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!
Нужно расставить ударения в словах.
Карточка №8
Задание. Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.
Карточка №9.
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма:
-
Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было. -
Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать). Испугаться. -
Метать бисер перед…(кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить. -
Выносить сор из…(избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности. -
Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала. -
(Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.
Тема: «Анаграмма».
Преподаватель: Еще одно задание - анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а вы пока объясните нам, что такое анаграмма. Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное. Итак, слушайте и запоминайте! Из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Понятно? Найдите анаграмму, например, к словам:
Трос - рост- сорт - торс;
Карта - карат;
Ржали - жарил - Алжир;
Монета - немота - отмена.
Карточка № 10.
Задание. Найдите анаграмму к словам:
Вешал…- (левша);
Комар…- (корма);
Кабан…- (банка);
Кот…- (ток);
Мир…- (Рим);
Ров…- (вор);
Клоун…- (уклон – кулон);
Коран…- (крона);
Приказ…- (каприз);
Автор…- (отвар - рвота – товар).
Ведущий -1: А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?
-
Я торчу от этой песни – она мне нравится. -
Ловлю кайф – получаю удовольствие. -
Понтово - получаю удовольствие. -
Прикол - шутка. -
Отпад – замечательно. -
Тащиться – быть в восторге. -
Выделываться – вести себя вызывающе.
Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Карточка №11. Переведите текст на русский язык.
Интермедия «Поговорим»
Действующие лица: Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
-Без.
-А что же это за фитиль?