Файл: А. И. Герцен Нам не дано предугадать.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень редко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.
стихотворение А. Лысова “Дикарь»
Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад

стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.
А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…

Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Слайд.

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

Преподаватель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык. Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро­шо ли мы его знаем? То есть я хочу спросить: много ли грам­матических ошибок встречается в тетрадях наших студентов? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, ска­зав так:
Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Великий поэт всегда ценил хорошую шут­ку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас ок­ружает множество речевых ошибок, которые чаще всего зву­чат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаго­лов «надевать» и «одевать». Может быть, различие между ними трудно запомнить? Надевать-одевать, какая разница? 

Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готовы?

  1. Итак, я проснулся рано утром и стал соби­раться в колледж. Сначала стал рубашку... (надевать).

  2. Потом стал кур­тку...(надевать).

  3. А потом стал младшего брата... (одевать).

Преподаватель: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек со­общает про себя - я надел то-то. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу. Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Теперь пришло время, чтобы вы тоже проверили себя: хоро­шо ли вы владеете русским языком. Итак,….
Преподаватель: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Например, инженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.

Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнженЕры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших студентов! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!

Нужно расставить ударения в словах.

Карточка №8

Задание. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, ка­ламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.

Карточка №9.

Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма:

  1. Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было.

  2. Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать). Испугаться.

  3. Метать бисер перед…(кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить.

  4. Выносить сор из…(избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности.

  5. Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала.

  6. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.




Тема: «Анаграмма».

Преподаватель: Еще одно задание - анаграмма. Я раздам карточки с заданием, а вы пока объясните нам, что такое анаграмма. Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное. Итак, слушайте и запоминайте! Из одного слова путем перестановки букв должно получить­ся второе, например: камыш - мышка. Понятно? Найдите анаграмму, например, к словам:

Трос - рост- сорт - торс;

Карта - карат;

Ржали - жарил - Алжир;

Монета - немота - отмена.
Карточка № 10.

Задание. Найдите анаграмму к словам:

Вешал…- (левша);

Комар…- (корма);

Кабан…- (банка);

Кот…- (ток);

Мир…- (Рим);

Ров…- (вор);

Клоун…- (уклон – кулон);

Коран…- (крона);

Приказ…- (каприз);

Автор…- (отвар - рвота – товар).

Ведущий -1: А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами  представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.

  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.

  3. Понтово  - получаю удовольствие.

  4. Прикол -  шутка.

  5. Отпад – замечательно.

  6.  Тащиться – быть в восторге.

  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Карточка №11. Переведите текст на русский язык.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

-Без.

-А что же это за фитиль?