Файл: Пояснительная записка. Актуальность программыобусловлена положениями нового Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка.
Актуальность программыобусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время детский сад решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребёнка
( готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
Актуальность программы «Дошколёнок» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учётом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. Он должен уметь общаться со взрослыми и выстраивать свои отношения со сверстниками. У него должно быть достаточно развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально – волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками учебных действий: уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию; строить речевое высказывание в устной форме, владеть коммуникативными и речевыми компетенциями. Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного рода перегрузки
, сохранит здоровья детей. Создания комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение определяет направление программы «Дошколёнок».
Программа «Дошколёнок» представляет личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми и родителями.
Программа разработана на основе программы «Преемственность»: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [ Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015.- 159 с., рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:
- Разработано на основании нового Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт), с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Федерального -- закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Уставом МБ ДОУ «Детский сад №104»;
- Положением об оплатных дополнительных услугах МБ ДОУ «Детский сад №104»
Цель программы - подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяющего им адаптироваться к школьной жизни.
Задачи.
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
2. Сохранение и укрепление психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
3. Формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений.
4. Развитие личностных качеств детей.
Принципы построения программы:
1. Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Сбалансированности совместной деятельности педагога и воспитанников.
3. Интегрированности разных видов продуктивной, творческой деятельности.
4. Развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка, а усваиваемые ребёнком знания, умения и навыки являются лишь средством достижения этой цели.
5. Сохранения самоценности детства как значимого этапа в общем развитии человека.
6. Положительная оценка любого достижения ребёнка.
7. Развитие личностных компетенций, творческой активности.
Виды деятельности – игровая, продуктивная (рисование, лепка, конструирование и т.д.), творческая, познавательно – исследовательская, конструирование, моделирование.
Ведущие формы и технологии обучения: коллективные, индивидуальные, репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения. На занятиях осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Материал разработан по принципу от простого к сложному.
Программа состоит из следующих курсов:
1.«Родное слово»
2. «Математические ступеньки»
3. «Зелёная тропинка»
Программа «Дошколёнок» состоит из трёх курсов (подпрограмм):
№п/п | Название | Количество занятий в год |
1 | Курс «Родное слово» | 60 |
2 | «Математические ступеньки» | 30 |
3 | «Зелёная тропинка» | 30 |
ИТОГО | 120 |
Учебно-методическое обеспечение программы:
Пособия для детей.
1. Программа «Преемственность», авторы Федосова Н.А., Волкова С.И., Плешаков А.А., Шпикалова Т.Я. и др.
2. Тетради на печатной основе «Учусь читать и писать» (в четырёх частях) - автор Федосова Н.А.
3. Тетрадь на печатной основе «Математические ступеньки» – автор Волкова С.И. и др.
4. Тетрадь на печатной основе «Зелёная тропинка», автор Плешаков А.А.
5. Наглядный материал по лексическим темам (модели звуков, букв, цифр, математических знаков, состав числа, счётный материал для каждого воспитанника, плакаты, таблицы по темам).
6. Дидактические игры (развивающие настольно – печатные игры Кюизенера «Цветные счётные палочки», учебно – игровое пособие Дьёнеша, игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения).
7. Картотека сюжетно – ролевых игр, подвижных, математических, на развития речи, театрализованных игр, народных и подвижных игр.
Условия реализации программы
1. Подгрупповые занятия –10 - 15 человек.
2. Занятия организуются на базе МБ ДОУ «Детский сад №104» в течение всего учебного года (сентябрь – май)
3.Временная структура - два раза в неделю с двумя 30 минутными занятиями и 10 минутными динамическими паузами для отдыха детей.
4. Гигиенические требования по организации обучения детей:
1. Каждый ребёнок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья;
2. Искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему;
3. Во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;
4. Перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание;
5. На занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Основное внимание в программе уделено формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД), предложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Универсальные учебные действия (УУД) переработаны и адаптированы в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста.
Структура и содержание программы соответствуют ФГОС ДО, основываясь на котором выделили образовательные области, их содержание обеспечено курсами программы «Дошколёнок».
Образовательные области:
1. «Социально – коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно – эстетическое развитие».
Контроль и отслеживания результатов мониторинга детей:
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Диагностика с помощью метода наблюдения – это последовательное и целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребёнка в условиях обучения, а также при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Полученные результаты позволяют выявить особенности поведения и области развития ребёнка, которые требуют дополнительного развития и коррекции.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий. Дети, посещающие объединение «Дошколёнок», как правило, показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению. После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
1. соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
2. свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
3. знать «соседей» числа;
4. решать простые задачи (в одно действие);
5. на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
6. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
7. пересказывать небольшие тексты;
8. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
9. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
10. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
11. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
12. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.