Файл: Пояснительная записка. Актуальность программыобусловлена положениями нового Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. сформированность положительной мотивации к учебной деятельности «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Литература:
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г
2. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников// Начальная школа
3. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Развиваем внимание», «Занимательные прописи», «Учимся решать задачи», «Учимся писать», «Развиваемся, играя», «Размышляйка», «Учусь быть внимательным», М. Росмен.2009
4. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009
5. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа, 2002
6. Синицына Е.И. Умные пальчики //м. Лист, 2009
7. Степанова М.И Здравствуй, школа! / М., АСТ, 2010
8. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва – Псков -1988
9. Школьник Ю.К. «Логопедия. Шаги к пятерке». /М., 2008
10. Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009
11. Управителева Л.Т. Скоро в школу // Начальная школа, 2001
12. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/ Ярославль, 2008
13. Гатанова Н.В. Тесты для подготовки ребенка к щколе./ С- П, 2010
14. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, / М., 2008
15. Стрелкова Л.П. Уроки сказки / М., 2008
Курс «Родное слово».
Цели и задачи курса:
1. Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребёнка.
2.Развитие:
1. связной речи;
2. фонетического слуха;
3. творческого мышления;
4. мелкой моторики движений;
5. мышц двигательного аппарата руки;
6 двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.
Направления работы:
1. развитие связной речи;
2. подготовка к обучению чтению;
3. подготовка к обучению письму.
Содержание курса
1. Развитие связной речи
Обучение правильному произношению
Развитие творческого воображения и образного мышления
Совершенствование звуковой культуры речи
Упражнения в дифференциации звуков на слух
Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу
, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
Развитие монологической и диалогической речи
Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков
2. Подготовка к обучению чтению
Выделение из речи слов, звуков
Знакомство с правильным произношением звуков
Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
Сопоставление слов по звуковой структуре
3. Подготовка к обучению письму
Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой и положением при письме
Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке)
Знакомство с контуром и его особенностями
Графические упражнения
Штриховка
Пальчиковые игры
Росчерки
Правила посадки при письме
К завершению подготовки к обучению дети должны:
Правильно произносить все звуки
Выделять звуки из слова
Отчётливо и ясно произносить слова
Выделять слова и предложения из речи
Соблюдать орфоэпические нормы произношения
Раскрывать смысл несложных слов
Давать описание несложного предмета
Пересказывать сказку, рассказ по опорным словам, иллюстрациям
Работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо
Соблюдать элементарные гигиенические правила
Ориентироваться на странице тетради
Календарно-тематическое планирование
«Совершенствование и развитие устной речи»:
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
1. | | Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. В. Берестов «Первое сентября». | |
2. | | Звук [о], печатные буквы Оо. | |
3. | | Звук [а], печатные буквы Аа. | |
4. | | Звук [у], печатные буквы Уу. | |
5. | | Звук [ы], печатная буква ы. | |
6. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. К. Ушинский «Дятел». Работа по содержанию текста. | |
7. | | Звук [и], печатные буквы Ии. | |
8. | | Звук [э], печатные буквы Ээ. | |
9. | | Звук [э], печатные буквы Ээ. Разучивание стихотворения Г. Виеру «Эхо». | |
10. | | Печатные буквы Яя. | |
11. | | Печатные буквы Юю. | |
12. | | Печатные буквы Ее. | |
13. | | Печатные буквы Ёё. | |
14. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. К. Ушинский «Мышки». Пересказ описания животного, упражнение в диалоге. | |
15. | | Звуки [л, л,], печатные буквы Лл. | |
16. | | Звуки [м, м,], печатные буквы Мм. | |
17. | | Составление сказки о животных по картинке. Русское народное творчество. Разучивание потешки. | |
18. | | Звуки [н, н,], печатные буквы Нн. | |
19. | | Составление сказки по картинке. Русское народное творчество. Разучивание потешки. | |
20. | | Звуки [р, р,], печатные буквы Рр. | |
21. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. А.Н. Толстой «Ёж». Работа по содержанию текста. Упражнение в пересказе диалога. | |
22. | | Звуки [в, в,], печатные буквы Вв. | |
23. | | Звуки [ф, ф,], печатные буквы Фф. | |
24. | | Рассказывание русской народной сказки «Колобок» по серии картинок. | |
25. | | Звуки [з, з,], печатные буквы Зз. | |
26. | | Звуки [з, з,], печатные буквы Зз. Словесное рисование «Зимние забавы». | |
27. | | Звуки [с, с,], печатные буквы Сс. | |
28. | | Звуки [с, с,], печатные буквы Сс. Разучивание стихотворения Г. Бойко «Солнышко». | |
29. | | Звук [ш], печатные буквы Шш. | |
30. | | Звук [ж], печатные буквы Жж. | |
31. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Вишня цветёт». Работа по содержанию текста. | |
32. | | Звуки [б, б,], печатные буквы Бб. | |
33. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Воробей». Рассказывание с опорой на картинку. | |
34. | | Звуки [п, п,], печатные буквы Пп. | |
35. | | Звуки [д, д,], печатные буквы Дд. | |
36. | | Звуки [т, т,], печатные буквы Тт. | |
37. | | Закрепление изученного материала о звуках и буквах. Д. Габе «Крапива». Работа по содержанию текста. Упражнение в диалоге. | |
38. | | Звуки [г, г,], печатные буквы Гг. | |
39. | | Звуки [к, к,], печатные буквы Кк. | |
40. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Утята». Работа по содержанию текста. Рассказ об утятах. | |
41. | | Звуки [х, х,], печатные буквы Хх. | |
42. | | Звуки [х, х,], печатные буквы Хх. Разучивание стихотворения Г. Виеру «Хлеб» с опорой на картинки. | |
43. | | Звук [ц], печатные буквы Цц. | |
44. | | Звук [ц], печатные буквы Цц. Словесное рисование по произведению С. Маршака. | |
45. | | Звук [ щ,], печатные буквы Щщ. | |
46. | | Звук [ч,], печатные буквы Чч. | |
47. | | Звук [ч,], печатные буквы Чч. Р. Селянин «Наш котёнок». Описание котёнка. | |
48. | | Звук [й,], печатные буквы Йй. | |
49. | | Закрепление изученного о звуках и буквах. А.Н. Толстой «Лиса и рак». Работа по содержанию текста. | |
50. | | Печатная буква ь. | |
51. | | Печатная буква ъ. | |
52. | | А. Шибаев «Мягкий знак и твёрдый знак», И. Коньков «Петя». Инсценирование. | |
53. | | Загадки. Составление загадки по рисунку. | |
54. | | Русское народное творчество. Разучивание потешки с элементами игровой импровизации. | |
55. | | Рассказывание русской народной сказки «Репка» по серии картинок. | |
56. | | Рассказывание русских народных сказок. | |
57 | | Придумывание своего рассказа. | |
58 | | Моя страна – Россия. | |
59 | | Тестирование. | |
60 | | Итоговое занятие «Путешествие в весенний лес». | |
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребёнка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаз и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родного языка приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивающие мышление, речь, внимание, воображение. Это например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (форма, цвет, размер) и т.д.
Календарно – тематическое планирование
«Подготовка к обучению письму»:
№ | Тема занятия | Дата | |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | |||
1 | Раскрашивание пространства около контура. | | |
2 | Сравнение и сопоставление формы предметов. | | |
3 | Контур предметов. Обведение по контуру. | | |
4 | Обведение контура предметов по нанесённым точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов. | | |
5 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. | | |
6 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Повторение пройденного. | | |
7 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Закрепление. | | |
8 | Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. | | |
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД | |||
9 | Контур предмета и раскрашивание его внутри. | | |
10 | Линии, образующие внутренний контур предметов. Штриховка. | ||
11 | Обведение по контуру предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. | | |
12 | Рабочая строка. Работа в рабочей строке слева направо. | | |
13 | Буква А (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
14 | Буква а (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
15 | Буква О (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
16 | Буква о (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
17 | Буква У (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
18 | Буква у (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
19 | Буква И (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
20 | Буква и (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
21 | Буква Э (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
22 | Буква э (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
23 | Буква ы (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
24 | Твёрдые и мягкие согласные. Буква Н (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
25 | Буква н (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
26 | Буква Р (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
27 | Буква р (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
28 | Буква Л (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
29 | Буква л (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
30 | Буква М (заглавная). Работа в рабочей строке. | | |
31 | Буква м (строчная). Работа в рабочей строке. | | |
32 | Звонкие и глухие согласные. Составление и написание слогов. | | |
33-34 | Буквы Б-П. Составление и написание слогов. | | |
35-36 | Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. | | |
37-38 | Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. | | |
39-40 | Буквы Г-К. Составление и написание слогов. | | |
41-41 | Буквы Г-К. Составление и написание слогов. | | |
42-43 | Повторение изученного материала. | | |
44-45 | Буквы В- Ф. Составление и написание слогов. | | |
46-47 | Буквы З-С. Составление и написание слогов. | | |
48-49 | Буквы З-С. Составление и написание слогов. | | |
50 -52 | Буква Ч,ч (заглавная и строчная). Составление и написание слогов. | | |
53-54 | Буква Ц,ц (заглавная и строчная). Составление и написание слогов. | | |
55-56 | Буква Ж-Ш. Составление и написание слогов. | | |
57 | Повторение написания изученных букв. | | |
58 | Составление и написание слов с изученными буквами. | | |
59 | Составление и написание предложений. | | |
60 | Написание Ь и Ъ знаков. | |
Планируемые результаты:
Дошкольники должны знать:
1. Отличие буквы от звука;
2. конфигурацию печатных букв;
3. назначение прописной и строчной буквы;
4. отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:
1. Ориентироваться на листе и странице тетради на печатной основе;
2. перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.;
3. Печатать буквы;
4. Отличать заглавные и строчные буквы.
Курс «Математические ступеньки».
Цели и задачи курса:
1. Обучение детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа;
2. целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания;
3. формирование навыков учебной деятельности;
4. формирование предпосылок для развития универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
5. формирование элементарных математических представлений и способов действий, необходимых для успешного изучения математике в школе.
Направления работы
1.арифметическое
2. геометрическое
3. содержательно - логическое
Содержание курса
1. Признаки (свойства) предметов, сравнение предметов и групп предметов по форме, размеру, расположению на плоскости, цвету, назначению и т.д.
2. числа от 0 до 10, счет предметов, устная нумерация чисел.
3. Чтение чисел первого десятка, сравнение.
4.Простые геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг)
5. Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже и др.)
6. Содержательно – логические задания на развитие воображения, памяти, мышления, внимания
К концу подготовки к обучению дети должны:
1. знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше)
2. знать названия основных геометрических фигур, различать их
3.проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные математические операции (сравнивать, классифицировать, складывать, вычитать)
4. сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия
5. сравнивать и определять количество предметов в двух группах (больше, меньше, равно)
6. владеть универсальными предпосылками учебной деятельности
7. уметь работать по образцу, по заданному правилу, по инструкции взрослого
8 делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части
9. название текущего месяца, последовательность дней недели
10 цифры 0-9, знаки =, +, -.
Календарно-тематическое планирование
«Математические ступеньки»:
№ | Тема занятия | Дата занятия |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа. | ||
1-2 | Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа). | |
3-4 | Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. | |
5-6 | Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. | |
7-8 | Ориентация на плоскости: слева, справа. | |
9-10 | Длина. Длинный, короткий, длиннее – короче. | |
11-12 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | |
13-14 | Закрепление пройденного материала. | |
15-16 | Круг. Многоугольник: треугольник, четырёхугольник. | |
17-18 | Прямоугольник, квадрат. | |
19-20 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше. | |
21-22 | Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжёлый, легче – тяжелее. | |
23-24 | Закрепление пройденного материала. | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | ||
25-26 | Число и цифра 1. Понятие «один – много». | |
27-28 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | |
29-30 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | |
31-32 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | |
33-34 | Число и цифра 0. | |
35-36 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | |
37-38 | Понятие «равенство». Знак «=». | |
340 | Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «+». | |
41-42 | Действие «Вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия « - ». | |
43-44 | Закрепление пройденного материала. | |
45-46 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | |
47-48 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | |
49-50 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | |
51-52 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | |
53-54 | Число 10. Особенности числа 10. | |
55-56 | Сложение и вычитание в пределах 10. | |
57-58 | Закрепление пройденного материала. | |
59 | Тестирование. Проверочная работа. | |
60 | Повторение. | |