Файл: А. К. Маркова предполагала, что человек, со своей готовой яконцепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Яидеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионало.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- повысить уровень самостоятельности, самооценки и активности детей.
Проект реализовывался в три этапа.
1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.
2 этап: реализационный – заполнение портфолио учителем, родителями, детьми.
3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.
Результат: - повышение уровня самооценки, самостоятельности
и активности детей;
- создание портфолио школьника;
- выставка – презентация;
Дальнейшее развитие проекта: ведение портфолио до окончания школы.
Актуальность
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детей, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив, и на конкретную семью.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
1. Консультирование
«Портфолио ученика»
Во многих семьях российских школьников уже в сентябре 2012 года, как гром среди ясного неба прозвучала фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не проводит серьезной разъяснительной работы не с учащимся, не их родителям. В результате, многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.). Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь, – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, – «показать все, на что способен ученик».
Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
-
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; -
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; -
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; -
формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста; -
формирование положительных нравственных качеств личности; -
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); -
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
«Портфолио ученика» может стать очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Особенности «Портфолио школьника»:
1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
1.4. Портфолио школьника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио школьника, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
Цель портфолио:
Портфолио школьника рассматривается в качестве личных достижений школьника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время обучения ребенка в образовательном учреждении. Введение портфолио позволит педагогу целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в начальной школе, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Каким будет портфолио?
Портфолио школьника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Иногда бывает страниц в «Портфолио школьника» недостаточно. Если у школьника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных факторов, но не все родители (в связи с особенностью образовательного учреждения) владеют компьютерной программой.
- Портфолио традиционное, в виде папки.
Условия достижения цели при создании Портфолио
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатели портфолио должны быть заинтересованы в его продвижении. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
-
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в образовательной деятельности, в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.); -
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени; -
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио школьника, то вид, структуру и содержание определяет, педагог, родители и дети. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.
7. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы школьник, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
8. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:
-
«Знакомьтесь –это я». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо. -
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом. -
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья». -
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов. -
«Мой город». Этот раздел может содержать герб города и области, фотографии достопримечательных мест любимого города. -
«Моя школа»: Фотографии и название образовательного учреждения. -
«Мои достижения в учёбе, спорте, творчестве»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
§ «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
-
«Занятость в кружках, школьные поручения и т.д.»
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития школьника. Даже за один год ведения портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в школе и за её пределами.
Приведенная структура примерна, и является результатом адаптации школьника в новом детском коллективе.
Алгоритм работы над портфолио
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.
Система работы
Система работы по внедрению технологии «Портфолио школьника» может быть представлена следующим образом:
Работа с педагогами | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио. | 1. Рассматривание образца портфолио. | 1. Индивидуальная работа педагога с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка. |
2. Разработка структуры портфолио. | 2.Индивидуальная беседа с детьми. | |
3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы. | | 2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.) |
4. Презентация образца портфолио. | | |
5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка. | | |
6. Презентация портфолио ребенка для педагогов школы | | |
Примерный план мероприятий
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вид деятельности |
1 этап – подготовительный: · Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект; · Организация аналитической группы из трех человек для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта |
Информирование о проекте – подготовка материалов на компьютере, распечатывание, копирование |
Разработка положения о творческой группе. |
2 этап – основной: разработка комплексных мероприятий. |
Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия школы и семьи. |
|
Проведение: · открытых занятий для родителей; · экскурсий по школе; · тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества; |
Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем. · адаптация ребенка к школе · семейные традиции · роль семьи в воспитании и развитии ребёнка и др. |
|
|
3 этап – заключительный: · обобщение опыта; · оформление отчетной документации; · анализ деятельности педагога по вопросам реализации проекта -знакомство родителей с окончательным вариантом портфолио |