Файл: Управление запасами (на примере ООО «Магазин№10»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ООО «Магазин №10» в наличии должен быть оптимальный запас, обеспечивающий бесперебойную работу при заданном минимуме затрат.

Рассчитаем норматив запаса товаров исходя из следующих данных аналитического учета:

Время на приемку и подготовку товара к продаже – 0,5 дн.

Количество реализуемых разновидностей товара (число товарных групп) – 44.

Средняя цена одной разновидности товара за 1 шт. – 73 руб.

Плановый однодневный оборот продажи товара – 55000 руб.

Частота (количество) завозов товара в месяц – 22.

Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии – 3.

Гарантийный запас – 5% от торгового запаса.

В торговом зале магазина постоянно должно быть в продаже 44 разновидностей товара. По данным о средней цене одной разновидности и однодневном товарообороте рабочий запас примет значение:

Зраб = (44 х 73 + 55000)/55000 = 1,1.

Дальнейшие расчеты оформим в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 – Расчет норматива запасов

Показатель

Расчет

Коэффициент комплектности поставок

K = 3/44 = 0,07

Частота завоза с учетом комплектности поставок

30 дней / 22 поставки = 1,4

Тобн = 1,4 / 0,07 = 20 дн., т.е. весь ассортимент обновится примерно после четырнадцати поставок (20/1,4 ~ 14).

Норма запаса до следующего завоза товаров

Зз = 0,5 х 20 = 10 дн.

Торговый запас, как сумма рабочего запаса и запаса, обусловленного временем нахождения товаров в пути, будет равен

1,1 + 10 = 11,1 дн.

Гарантийный запас установлен руководством организации в размере 5% от торгового запаса, т.е.

11,1 х 5 / 100 = 0,56

Норматив запасов товаров в днях оборота

0,5 + 1,1 + 10 + 0,56 = 12,2 дн.

Норматив запасов товаров в денежном выражении получают умножением планового однодневного товарооборота на норму запасов в днях

55 х 12,2 = 671 тыс.руб.

Таким образом, норматив запасов товаров в денежном выражении составляет 671 тыс.руб.

Проведем расчет обеспеченности запасами по группам товаров на февраль месяц (табл. 2.6).

Таблица 2.6 – Анализ обеспеченности работы предприятия (товарооборота) запасами

Группа товаров

Среднемесячный объем товарооборота за 2018 г., тыс.руб. (ТОi)

Среднедневные товарные запасы в 2018 г., тыс.руб. (Зкi)

Среднедневной товарооборот в 2018 г., тыс.руб. (mi=ТОi/31)

Обеспеченность товарооборота запасами, дней. (Зоi)

Молоко, молочные продукты

160

3

5,1

0,6

Хлеб

157

1

5,1

0,2

Водка производства Вологодского региона

148

9

4,8

1,9

Слабоалкогольные напитки

146

6

4,7

1,2

Колбасные изделия

124

1

4,0

0,4

Макаронные изделия

119

4

3,8

1,0

Вина СНГ и Россия

119

3

3,8

0,8

Яйцо

118

3

3,8

0,8

Кулинарная продукция

90

2

2,9

0,8

Крупы

71

4

2,3

1,9

Куры

70

2

2,3

1,0

Мясопродукты производства Вологодского региона

64

2

2,1

1,2

Сахар

62

12

2,0

6,1

Кофе

55

6

1,8

3,6

Чай

45

3

1,4

2,3

Сигареты

26

1

0,8

1,4

Сахаристые изделия

25

2

0,8

2,7

Рыбные полуфабрикаты

20

1

0,6

1,1

Консервы мясные

19

2

0,6

2,6

Консервы и пресервы рыбные

18

1

0,6

1,4

Рыбная продукция, деликатесы

13

6

0,4

15,4

Морепродукты

8

1

0,3

5,2

Напитки винные (виноградные и плодовые)

7

1

0,2

3,5

Вода минеральная, питьевая

7

1

0,2

3,5

Элитные ликероводочные изделия

6

10

0,2

56,2

Мясопродукты импортные

5

4

0,2

24,8

Соки

5

1

0,2

5,7

Мука, крахмал

5

1

0,2

6,8

Вина импортные

5

6

0,2

37,0

Консервы фруктово-ягодные

5

4

0,2

23,9

Шампанские вина

4

7

0,1

51,9

Водка элитная

4

7

0,1

57,1

Чипсы, кукурузные палочки

4

2

0,1

14,8

Вода газированная, квас

4

2

0,1

17,7

Сопутствующие товары

3

1

0,1

5,7

Консервы молочные

2

7

0,1

118,6

Папиросы

2

0

0,1

1,3

Сухие завтраки, хлебцы

1

2

0,0

45,6

Жевательная резинка

1

0

0,0

10,3

Пряности, специи, приправы, уксус

1

1

0,0

16,5

Пищеконцентраты

1

1

0,0

38,2

Соль, сода

1

2

0,0

73,6

Соевые продукты

1

0

0,0

15,5

Прочие

0

0

0,0

7,8

Итого

1749

137

56,4

2,4


Размер среднедневного товарного запаса составил всего 137 тыс.руб. Сравнивая данное значение с оптимальным (671 тыс.руб.), видно, что оно значительно ниже оптимального размера. Поэтому необходимо осуществить срочный заказ на пополнение запаса.

Полученные результаты свидетельствуют о следующем.

Запасов товаров группы «Молоко, молочные продукты», находящихся на складе при сложившихся объемах товарооборота, хватает на 0,6 дня торговли, запасов товаров из группы «хлеб» – на 0,2 дня и т.д.

Средний показатель обеспеченности работы магазина составил 2,4 дня (137 / 56,4). Таким образом, руководству предприятия во избежание перебоев в торговле необходимо пополнить запасы по всем наименованиям товаров.

Рассчитаем показатель запасоемкости за 2018 г.: 137 / 1749 = 0,08 тыс.руб., т.е. на 1 тыс.руб. выручки приходилось лишь 80 руб. запасов.

Нормативное значение запасоемкости для продовольственных магазинов – 1,8-2,0 тыс.руб. на 1 тыс.руб. выручки. Таким образом, существующего запаса явно недостаточно для бесперебойной торговли и удовлетворения спроса.

Проведем расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7 – Расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

2017/

2016, +/-

2018/

2017,

+/-

2018/

2016,

+/-

2017/

2016,

%

2018/

2017,

%

2018/

2016,

%

1. Объем товарооборота, тыс.руб.

38579,0

37568,0

35717,0

-1011,0

-1851,0

-2862,0

97,4

95,1

92,6

2. Средние товарные запасы, тыс.руб.

2163,0

2178,5

1863,0

15,5

-315,5

-300,0

100,7

85,5

86,1

3. Оборачиваемость в разах (п.1 / п.2), раз.

17,8

17,2

19,2

-0,6

1,9

1,3

96,7

111,2

107,5

4. Оборачиваемость в днях, дней (365/п.3)

20,5

21,2

19,0

0,7

-2,1

-1,4

103,4

89,9

93,0


Итак, в 2016 году необходимо было 20,5 дней для продажи среднего товарного запаса. В 2017 году – 21,2 дня, 2018 году – 19 дней (см. рис. 2.7).

Рисунок 2.7 – Динамика оборачиваемости запасов

Таким образом, налицо снижение оборачиваемости запасов в днях, что следует считать положительной тенденцией.

Рентабельность запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине запасов (см. табл. 2.8).

Таблица 2.8 – Расчет рентабельности запасов

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

2017/

2016, +/-

2018/

2017,

+/-

2018/

2016,

+/-

2017/

2016,

%

2018/

2017,

%

2018/

2016,

%

1. Прибыль от продаж, тыс.руб.

2609,0

2425,0

2220,0

-184,0

-205,0

-389,0

92,9

91,5

85,1

2. Средние товарные запасы, тыс.руб.

2163,0

2178,5

1863,0

15,5

-315,5

-300,0

100,7

85,5

86,1

3. Рентабельность запасов (п.1 / п.2х100%)

120,6

111,3

119,2

-9,3

7,8

-1,5

92,3

107,0

98,8

Как видно из таблицы 2.8, рентабельность запасов за три года снизилась, что свидетельствует о снижении эффективности использования запасов по конечному результату – прибыли.

2) АВС-анализ запасов.

Нерационально уделять объектам, играющим незначительную роль в деятельности предприятия, то же внимание, что и объектам первостепенной важности – принцип Парето 20 / 80: лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80 % результатов этого дела. Вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % общего результата.

Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80 % прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент.


Обычно согласно принципу Парето множество управляемых объектов делят на две неодинаковые части. Широко применяемый метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности.

АВС-анализ используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения выручки, прибыли на предприятии и т.п. Применяя метод АВС, следует сосредоточиться на наиболее значимых объектах с точки зрения обозначенной цели.

Таблица 2.9 – АВС-анализ продаж ООО «Магазин №10»

Группа

Группа товаров

Сумма выручки, тыс.руб.

Доля выручки, %

1

2

3

4

А

Молоко, молочные продукты

3257,4

9,12

Хлеб

3200,2

8,96

Водка производства Вологодского региона

3028,8

8,48

Слабоалкогольные напитки

2985,9

8,36

Колбасные изделия

2539,5

7,11

Макаронные изделия

2435,9

6,82

Вина СНГ и Россия

2425,2

6,79

Яйцо

2410,9

6,75

Кулинарная продукция

1828,7

5,12

Крупы

1453,7

4,07

В

Куры

1435,8

4,02

Мясопродукты производства Вологодского региона

1314,4

3,68

Сахар

1257,2

3,52

Кофе

1114,4

3,12

Чай

917,9

2,57

Сигареты

535,8

1,50

Сахаристые изделия

507,2

1,42

Рыбные полуфабрикаты

400,0

1,12

С

Консервы мясные

382,2

1,07

Консервы и пресервы рыбные

364,3

1,02

Рыбная продукция, деликатесы

257,2

0,72

Морепродукты

171,4

0,48

Напитки винные (виноградные и плодовые)

135,7

0,38

Вода минеральная, питьевая

135,7

0,38

Элитные ликероводочные изделия

117,9

0,33

Мясопродукты импортные

110,7

0,31

Соки

110,7

0,31


Продолжение таблицы 2.9

1

2

3

4

С

Мука, крахмал

100,0

0,28

Вина импортные

96,4

0,27

Консервы фруктово-ягодные

96,4

0,27

Шампанские вина

89,3

0,25

Водка элитная

75,0

0,21

Чипсы, кукурузные палочки

75,0

0,21

Вода газированная, квас

71,4

0,20

Сопутствующие товары

64,3

0,18

Консервы молочные

39,3

0,11

Папиросы

39,3

0,11

Сухие завтраки, хлебцы

28,6

0,08

Жевательная резинка

25,0

0,07

Пряности, специи, приправы, уксус

25,0

0,07

Пищеконцентраты

21,4

0,06

Соль, сода

14,3

0,04

Соевые продукты

14,3

0,04

Прочие

7,1

0,02

Итого

35717,0

100,00

Таким образом, 23% товарных позиций (группа А) делают 71,58% оборота; 18% товарных позиций делают 20,95% оборота и 59% товарных позиций делают лишь 7,47% оборота.

Категория А – наиболее ценная для предприятия группа, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля, так как более интенсивная работа с данной группой может оказать влияние на 75% оборота всего предприятия.

В ООО «Магазин №10» в эту группу входят самые ходовые товары повседневного спроса: молоко, молочные продукты, хлеб, водка производства Вологодского региона, слабоалкогольные напитки, колбасные изделия, макаронные изделия, вина СНГ и Россия, яйцо, кулинарная продукция и крупы.

Как видно, часть этих товаров имеет значительные сроки хранения (макаронные изделия, крупы, вина), однако, обеспеченность товарооборота запасами данных товаров мала (макаронные изделия – 1 день, крупы – 1,9 дня, водка производства Вологодского региона – 1,9 дня, вина СНГ и Россия – 0,8 дня).

Таким образом, постоянно существует угроза того, что товар не будет доставлен вовремя и спрос не будет удовлетворен.