Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Значение и роль управления товарными запасами в деятельности торгового предприятия
1.2 Показатели и методы оценки управления запасами
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «МАГАЗИН№10»
2.1 Характеристика ООО «Магазин№10» и оценка финансовых показателей деятельности предприятия
В ООО «Магазин №10» в наличии должен быть оптимальный запас, обеспечивающий бесперебойную работу при заданном минимуме затрат.
Рассчитаем норматив запаса товаров исходя из следующих данных аналитического учета:
Время на приемку и подготовку товара к продаже – 0,5 дн.
Количество реализуемых разновидностей товара (число товарных групп) – 44.
Средняя цена одной разновидности товара за 1 шт. – 73 руб.
Плановый однодневный оборот продажи товара – 55000 руб.
Частота (количество) завозов товара в месяц – 22.
Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии – 3.
Гарантийный запас – 5% от торгового запаса.
В торговом зале магазина постоянно должно быть в продаже 44 разновидностей товара. По данным о средней цене одной разновидности и однодневном товарообороте рабочий запас примет значение:
Зраб = (44 х 73 + 55000)/55000 = 1,1.
Дальнейшие расчеты оформим в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 – Расчет норматива запасов
Показатель |
Расчет |
Коэффициент комплектности поставок |
K = 3/44 = 0,07 |
Частота завоза с учетом комплектности поставок |
30 дней / 22 поставки = 1,4 Тобн = 1,4 / 0,07 = 20 дн., т.е. весь ассортимент обновится примерно после четырнадцати поставок (20/1,4 ~ 14). |
Норма запаса до следующего завоза товаров |
Зз = 0,5 х 20 = 10 дн. |
Торговый запас, как сумма рабочего запаса и запаса, обусловленного временем нахождения товаров в пути, будет равен |
1,1 + 10 = 11,1 дн. |
Гарантийный запас установлен руководством организации в размере 5% от торгового запаса, т.е. |
11,1 х 5 / 100 = 0,56 |
Норматив запасов товаров в днях оборота |
0,5 + 1,1 + 10 + 0,56 = 12,2 дн. |
Норматив запасов товаров в денежном выражении получают умножением планового однодневного товарооборота на норму запасов в днях |
55 х 12,2 = 671 тыс.руб. |
Таким образом, норматив запасов товаров в денежном выражении составляет 671 тыс.руб.
Проведем расчет обеспеченности запасами по группам товаров на февраль месяц (табл. 2.6).
Таблица 2.6 – Анализ обеспеченности работы предприятия (товарооборота) запасами
Группа товаров |
Среднемесячный объем товарооборота за 2018 г., тыс.руб. (ТОi) |
Среднедневные товарные запасы в 2018 г., тыс.руб. (Зкi) |
Среднедневной товарооборот в 2018 г., тыс.руб. (mi=ТОi/31) |
Обеспеченность товарооборота запасами, дней. (Зоi) |
Молоко, молочные продукты |
160 |
3 |
5,1 |
0,6 |
Хлеб |
157 |
1 |
5,1 |
0,2 |
Водка производства Вологодского региона |
148 |
9 |
4,8 |
1,9 |
Слабоалкогольные напитки |
146 |
6 |
4,7 |
1,2 |
Колбасные изделия |
124 |
1 |
4,0 |
0,4 |
Макаронные изделия |
119 |
4 |
3,8 |
1,0 |
Вина СНГ и Россия |
119 |
3 |
3,8 |
0,8 |
Яйцо |
118 |
3 |
3,8 |
0,8 |
Кулинарная продукция |
90 |
2 |
2,9 |
0,8 |
Крупы |
71 |
4 |
2,3 |
1,9 |
Куры |
70 |
2 |
2,3 |
1,0 |
Мясопродукты производства Вологодского региона |
64 |
2 |
2,1 |
1,2 |
Сахар |
62 |
12 |
2,0 |
6,1 |
Кофе |
55 |
6 |
1,8 |
3,6 |
Чай |
45 |
3 |
1,4 |
2,3 |
Сигареты |
26 |
1 |
0,8 |
1,4 |
Сахаристые изделия |
25 |
2 |
0,8 |
2,7 |
Рыбные полуфабрикаты |
20 |
1 |
0,6 |
1,1 |
Консервы мясные |
19 |
2 |
0,6 |
2,6 |
Консервы и пресервы рыбные |
18 |
1 |
0,6 |
1,4 |
Рыбная продукция, деликатесы |
13 |
6 |
0,4 |
15,4 |
Морепродукты |
8 |
1 |
0,3 |
5,2 |
Напитки винные (виноградные и плодовые) |
7 |
1 |
0,2 |
3,5 |
Вода минеральная, питьевая |
7 |
1 |
0,2 |
3,5 |
Элитные ликероводочные изделия |
6 |
10 |
0,2 |
56,2 |
Мясопродукты импортные |
5 |
4 |
0,2 |
24,8 |
Соки |
5 |
1 |
0,2 |
5,7 |
Мука, крахмал |
5 |
1 |
0,2 |
6,8 |
Вина импортные |
5 |
6 |
0,2 |
37,0 |
Консервы фруктово-ягодные |
5 |
4 |
0,2 |
23,9 |
Шампанские вина |
4 |
7 |
0,1 |
51,9 |
Водка элитная |
4 |
7 |
0,1 |
57,1 |
Чипсы, кукурузные палочки |
4 |
2 |
0,1 |
14,8 |
Вода газированная, квас |
4 |
2 |
0,1 |
17,7 |
Сопутствующие товары |
3 |
1 |
0,1 |
5,7 |
Консервы молочные |
2 |
7 |
0,1 |
118,6 |
Папиросы |
2 |
0 |
0,1 |
1,3 |
Сухие завтраки, хлебцы |
1 |
2 |
0,0 |
45,6 |
Жевательная резинка |
1 |
0 |
0,0 |
10,3 |
Пряности, специи, приправы, уксус |
1 |
1 |
0,0 |
16,5 |
Пищеконцентраты |
1 |
1 |
0,0 |
38,2 |
Соль, сода |
1 |
2 |
0,0 |
73,6 |
Соевые продукты |
1 |
0 |
0,0 |
15,5 |
Прочие |
0 |
0 |
0,0 |
7,8 |
Итого |
1749 |
137 |
56,4 |
2,4 |
Размер среднедневного товарного запаса составил всего 137 тыс.руб. Сравнивая данное значение с оптимальным (671 тыс.руб.), видно, что оно значительно ниже оптимального размера. Поэтому необходимо осуществить срочный заказ на пополнение запаса.
Полученные результаты свидетельствуют о следующем.
Запасов товаров группы «Молоко, молочные продукты», находящихся на складе при сложившихся объемах товарооборота, хватает на 0,6 дня торговли, запасов товаров из группы «хлеб» – на 0,2 дня и т.д.
Средний показатель обеспеченности работы магазина составил 2,4 дня (137 / 56,4). Таким образом, руководству предприятия во избежание перебоев в торговле необходимо пополнить запасы по всем наименованиям товаров.
Рассчитаем показатель запасоемкости за 2018 г.: 137 / 1749 = 0,08 тыс.руб., т.е. на 1 тыс.руб. выручки приходилось лишь 80 руб. запасов.
Нормативное значение запасоемкости для продовольственных магазинов – 1,8-2,0 тыс.руб. на 1 тыс.руб. выручки. Таким образом, существующего запаса явно недостаточно для бесперебойной торговли и удовлетворения спроса.
Проведем расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7 – Расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|||||
2017/ 2016, +/- |
2018/ 2017, +/- |
2018/ 2016, +/- |
2017/ 2016, % |
2018/ 2017, % |
2018/ 2016, % |
||||
1. Объем товарооборота, тыс.руб. |
38579,0 |
37568,0 |
35717,0 |
-1011,0 |
-1851,0 |
-2862,0 |
97,4 |
95,1 |
92,6 |
2. Средние товарные запасы, тыс.руб. |
2163,0 |
2178,5 |
1863,0 |
15,5 |
-315,5 |
-300,0 |
100,7 |
85,5 |
86,1 |
3. Оборачиваемость в разах (п.1 / п.2), раз. |
17,8 |
17,2 |
19,2 |
-0,6 |
1,9 |
1,3 |
96,7 |
111,2 |
107,5 |
4. Оборачиваемость в днях, дней (365/п.3) |
20,5 |
21,2 |
19,0 |
0,7 |
-2,1 |
-1,4 |
103,4 |
89,9 |
93,0 |
Итак, в 2016 году необходимо было 20,5 дней для продажи среднего товарного запаса. В 2017 году – 21,2 дня, 2018 году – 19 дней (см. рис. 2.7).
Рисунок 2.7 – Динамика оборачиваемости запасов
Таким образом, налицо снижение оборачиваемости запасов в днях, что следует считать положительной тенденцией.
Рентабельность запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине запасов (см. табл. 2.8).
Таблица 2.8 – Расчет рентабельности запасов
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|||||
2017/ 2016, +/- |
2018/ 2017, +/- |
2018/ 2016, +/- |
2017/ 2016, % |
2018/ 2017, % |
2018/ 2016, % |
||||
1. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
2609,0 |
2425,0 |
2220,0 |
-184,0 |
-205,0 |
-389,0 |
92,9 |
91,5 |
85,1 |
2. Средние товарные запасы, тыс.руб. |
2163,0 |
2178,5 |
1863,0 |
15,5 |
-315,5 |
-300,0 |
100,7 |
85,5 |
86,1 |
3. Рентабельность запасов (п.1 / п.2х100%) |
120,6 |
111,3 |
119,2 |
-9,3 |
7,8 |
-1,5 |
92,3 |
107,0 |
98,8 |
Как видно из таблицы 2.8, рентабельность запасов за три года снизилась, что свидетельствует о снижении эффективности использования запасов по конечному результату – прибыли.
2) АВС-анализ запасов.
Нерационально уделять объектам, играющим незначительную роль в деятельности предприятия, то же внимание, что и объектам первостепенной важности – принцип Парето 20 / 80: лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80 % результатов этого дела. Вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % общего результата.
Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80 % прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент.
Обычно согласно принципу Парето множество управляемых объектов делят на две неодинаковые части. Широко применяемый метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности.
АВС-анализ используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения выручки, прибыли на предприятии и т.п. Применяя метод АВС, следует сосредоточиться на наиболее значимых объектах с точки зрения обозначенной цели.
Таблица 2.9 – АВС-анализ продаж ООО «Магазин №10»
Группа |
Группа товаров |
Сумма выручки, тыс.руб. |
Доля выручки, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
Молоко, молочные продукты |
3257,4 |
9,12 |
Хлеб |
3200,2 |
8,96 |
|
Водка производства Вологодского региона |
3028,8 |
8,48 |
|
Слабоалкогольные напитки |
2985,9 |
8,36 |
|
Колбасные изделия |
2539,5 |
7,11 |
|
Макаронные изделия |
2435,9 |
6,82 |
|
Вина СНГ и Россия |
2425,2 |
6,79 |
|
Яйцо |
2410,9 |
6,75 |
|
Кулинарная продукция |
1828,7 |
5,12 |
|
Крупы |
1453,7 |
4,07 |
|
В |
Куры |
1435,8 |
4,02 |
Мясопродукты производства Вологодского региона |
1314,4 |
3,68 |
|
Сахар |
1257,2 |
3,52 |
|
Кофе |
1114,4 |
3,12 |
|
Чай |
917,9 |
2,57 |
|
Сигареты |
535,8 |
1,50 |
|
Сахаристые изделия |
507,2 |
1,42 |
|
Рыбные полуфабрикаты |
400,0 |
1,12 |
|
С |
Консервы мясные |
382,2 |
1,07 |
Консервы и пресервы рыбные |
364,3 |
1,02 |
|
Рыбная продукция, деликатесы |
257,2 |
0,72 |
|
Морепродукты |
171,4 |
0,48 |
|
Напитки винные (виноградные и плодовые) |
135,7 |
0,38 |
|
Вода минеральная, питьевая |
135,7 |
0,38 |
|
Элитные ликероводочные изделия |
117,9 |
0,33 |
|
Мясопродукты импортные |
110,7 |
0,31 |
|
Соки |
110,7 |
0,31 |
Продолжение таблицы 2.9
1 |
2 |
3 |
4 |
С |
Мука, крахмал |
100,0 |
0,28 |
Вина импортные |
96,4 |
0,27 |
|
Консервы фруктово-ягодные |
96,4 |
0,27 |
|
Шампанские вина |
89,3 |
0,25 |
|
Водка элитная |
75,0 |
0,21 |
|
Чипсы, кукурузные палочки |
75,0 |
0,21 |
|
Вода газированная, квас |
71,4 |
0,20 |
|
Сопутствующие товары |
64,3 |
0,18 |
|
Консервы молочные |
39,3 |
0,11 |
|
Папиросы |
39,3 |
0,11 |
|
Сухие завтраки, хлебцы |
28,6 |
0,08 |
|
Жевательная резинка |
25,0 |
0,07 |
|
Пряности, специи, приправы, уксус |
25,0 |
0,07 |
|
Пищеконцентраты |
21,4 |
0,06 |
|
Соль, сода |
14,3 |
0,04 |
|
Соевые продукты |
14,3 |
0,04 |
|
Прочие |
7,1 |
0,02 |
|
Итого |
35717,0 |
100,00 |
Таким образом, 23% товарных позиций (группа А) делают 71,58% оборота; 18% товарных позиций делают 20,95% оборота и 59% товарных позиций делают лишь 7,47% оборота.
Категория А – наиболее ценная для предприятия группа, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля, так как более интенсивная работа с данной группой может оказать влияние на 75% оборота всего предприятия.
В ООО «Магазин №10» в эту группу входят самые ходовые товары повседневного спроса: молоко, молочные продукты, хлеб, водка производства Вологодского региона, слабоалкогольные напитки, колбасные изделия, макаронные изделия, вина СНГ и Россия, яйцо, кулинарная продукция и крупы.
Как видно, часть этих товаров имеет значительные сроки хранения (макаронные изделия, крупы, вина), однако, обеспеченность товарооборота запасами данных товаров мала (макаронные изделия – 1 день, крупы – 1,9 дня, водка производства Вологодского региона – 1,9 дня, вина СНГ и Россия – 0,8 дня).
Таким образом, постоянно существует угроза того, что товар не будет доставлен вовремя и спрос не будет удовлетворен.