Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Значение и роль управления товарными запасами в деятельности торгового предприятия
1.2 Показатели и методы оценки управления запасами
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «МАГАЗИН№10»
2.1 Характеристика ООО «Магазин№10» и оценка финансовых показателей деятельности предприятия
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «МАГАЗИН№10»
2.1 Характеристика ООО «Магазин№10» и оценка финансовых показателей деятельности предприятия
ООО «Магазин№10» было создано в Череповце в 2003 году. Основным видом деятельности ООО «Магазин№10» является розничная торговля продуктами питания. Предприятие расположено по адресу: г. Череповец, ул. Краснодонцев, дом 98.
ООО «Магазин№10», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.
Учредителями ООО «Магазин№10» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.
Главная задача ООО «Магазин№10» – получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
На рисунке 2.1 представлена структура управления ООО «Магазин №10».
Организационная структура управления ООО «Магазин №10» относится к структурам бюрократического типа, а именно – к линейно-функциональным организационным структурам.
Директор
Главный бухгалтер
Заместитель директора
Товаровед
Старший продавец
Продавец
Продавец-кассир
Фасовщик
Бухгалтер
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Магазин №10»
Ассортимент реализуемой ООО «Магазин №10» продукции разнообразен и включает в себя 44 товарные группы (см. приложение 3).
На большую часть продукции, реализуемой ООО «Магазин №10», установлена стандартная торговая наценка в 30%, однако ряд товарных групп продается с более высокой или напротив более низкой наценкой. Это во многом связано со структурой товарооборота и в итоге определяет уровень рентабельности различных товарных групп.
Проведем оценку динамики показателей деятельности ООО «Магазин №10» по данным его бухгалтерской отчетности (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Динамика показателей деятельности ООО «Магазин №10»
Показатель |
2016, тыс. руб. |
2016, % |
2017, тыс. руб. |
2017, % |
2018, тыс. руб. |
2018,% |
Абсолют. отклонение 2018/2016, тыс.руб. |
Темп роста за 2018/2016, % |
Выручка от реализации |
38579 |
100,0 |
37568 |
100,0 |
35717 |
100,0 |
-2862,0 |
92,6 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
23517 |
61,0 |
22966 |
61,1 |
21923 |
61,4 |
-1594,0 |
93,2 |
Валовая прибыль |
15062 |
39,0 |
14602 |
38,9 |
13794 |
38,6 |
-1268,0 |
91,6 |
Коммерческие расходы |
12453 |
32,3 |
12177 |
32,4 |
11574 |
32,4 |
-879,0 |
92,9 |
Прибыль от продаж |
2609 |
6,8 |
2425 |
6,5 |
2220 |
6,2 |
-389,0 |
85,1 |
Прочие доходы |
0 |
0,0 |
78 |
0,2 |
0 |
0,0 |
0,0 |
|
Прочие расходы |
0 |
0,0 |
163 |
0,4 |
0 |
0,0 |
0,0 |
|
Прибыль до налогообложения |
2609 |
6,8 |
2340 |
6,2 |
2220 |
6,2 |
-389,0 |
85,1 |
Текущий налог на прибыль |
714 |
1,9 |
562 |
1,5 |
444 |
1,2 |
-270,0 |
62,2 |
Чистая прибыль |
1895 |
4,9 |
1778 |
8,3 |
1776 |
5,0 |
-119,0 |
93,7 |
За 2016-2018 гг. предприятию не удалось улучшить свои финансовые результаты: выручка от реализации снизилась на 2862 тыс.руб. или на 7,4%.
Себестоимость снижалась менее высокими темпами (6,8% за три года), в результате чего валовая прибыль уменьшилась на 8,4% или на 1268 тыс.руб.
Прибыль от продаж снизилась на 389 тыс.руб. или 14,9%.
Размер чистой прибыли снизился за три года на 119 тыс.руб. или на 6,3%.
Организация хозяйственных связей с поставщиками в ООО «Магазин №10» подразумевают осуществление нескольких функций (см. рис. 2.3).
Поиск поставщиков
Выбор наиболее выгодных поставщиков
Поддержание постоянных связей
Транспортировка и приемка товара
Возврат товара в случае необходимости
Управление товарными запасами на складе
Рисунок 2.3 – Организация хозяйственных связей с поставщиками в ООО «Магазин №10»
Поиском поставщиков и организацией закупок в организации занимается заместитель директора. Для поиска поставщиков им используются в основном такие источники информации, как печатные издания и справочники, а также личные связи. Переговоры ведутся посредством телефонной связи.
От каждого из потенциальных поставщиков запрашиваются прайс-листы, на основе изучения которых происходит первичный отбор поставщиков. Основными критериями при выборе поставщиков являются способ оплаты и надежность партнера (соблюдение сроков поставки и ответственность при исполнении других договорных обязательств).
Характеристика основных поставщиков ООО «Магазин №10» представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Характеристика основных поставщиков ООО «Магазин №10»
Поставщик |
Наименование закупаемой продукции |
Доля в общем объеме поставок, % |
ОАО «Череповецкий хлебокомбинат» |
Хлебобулочные изделия |
3,70 |
ИП Заргарян Г.Г. |
Консервация, бакалея, кондитерские изделия |
3,20 |
ИП Козлов И.Н. |
Пиво, снэки |
1,55 |
ИП Лытасов А.Н. |
Кондитерские изделия |
1,60 |
ООО «Вологодский птицепродукт» |
Куринная продукция |
1,10 |
ИП Могильцев О.Н. |
Молочная продукцию |
1,25 |
ИП Липпинк И.А. |
Овощи, фрукты |
1,20 |
ООО «Пищевик» |
Алкогольная продукция, напитки |
13,80 |
ООО «РосПрод» |
Консервация, бакалея |
1,01 |
ИП Соколова А.В. |
Овощи, консервация, бакалея |
1,00 |
ИП Судаков В.В. |
Молочная продукция, снэки |
2,39 |
ИП Туник К.В. |
Замороженная продукция |
2,72 |
ИП Алахвердиева О.Г. |
Овощи, фрукты |
2,31 |
ОАО «Череповецкий мясокомбинат» |
Мясная продукция |
4,40 |
ООО «ФД Вологда» |
Табачная продукция |
2,07 |
ОАО «Череповецкий Молкомбинат» |
Молочная продукция |
3,68 |
Прочие поставщики |
53,02 |
|
Итого |
100,00 |
Согласно данным таблицы, на 16 поставщиков в 2018 году приходилось 46,98% от общего объема товарных закупок в ООО «Магазин №10».
При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным, где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно накладным.
Отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны ООО «Магазин №10», говорит о достаточно эффективном ведении предприятием договорной работы.
Далее проанализируем управление запасами в ООО «Магазин №10».
2.2 Анализ управления запасами
Анализ управления запасами будем вести по ряду направлений.
1) расчет и оценка показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости: показатели обеспеченности товарооборота запасами, оборачиваемости запасов, времени одного оборота и т.п.;
В статистике товарных запасов и товарооборачиваемости выделяют следующие основные показатели:
Проанализируем объем запасов. Запасы могут измеряться в натуральном, стоимостном выражении или днях оборота. Показатель объема запасов является моментным показателем.
Проанализируем объем запасов в стоимостном выражении с помощью таблицы 2.4 и рис. 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика объема запасов в стоимостном выражении за 2016-2018 гг.
Показатель |
2016, тыс. руб. |
2017, тыс. руб. |
2018, тыс. руб. |
Отклонение |
|||||
2017/ 2016, тыс.руб. |
2018/ 2017, тыс.руб. |
2018/ 2016, тыс.руб. |
2017/ 2016, % |
2018/ 2017, % |
2018/ 2016, % |
||||
Объем запасов |
2273 |
2084 |
1641 |
-189 |
-443 |
-632 |
91,7 |
78,7 |
72,2 |
Рисунок 2.4 – Динамика объема запасов в стоимостном выражении
за 2016-2018 гг.
Объем запасов по сравнению к базисным 2016 годом в 2017 году уменьшился на 189 тыс.руб. или на 8,3%, в 2018 году – на 632 тыс.руб. или на 27,8%. Снижение за 2017-2018 гг. составило 443 тыс.руб. или 21,3%.
Таким образом, наблюдается планомерное снижение объема товарных запасов.
Структура запасов – это показатели удельного веса объема запасов отдельных товаров, товарных групп в натуральном или стоимостном измерении, в процентах к общему итогу.
Анализ структуры запасов по группам товаров в стоимостном выражении представлен в приложении 2
Таким образом, видно, что наибольшую долю в структуре запасов в 2018 году занимали запасы следующих товарных групп (см. рис. 2.5):
Рисунок 2.5 – Структура запасов по группам товаров
Установим, оправданно ли содержание больших запасов данных групп товаров. Для этого рассчитаем долю неходовых и залежалых товаров в общем объеме товарных запасов, для чего проанализируем среднее ежемесячное количество продаж по всем позициям в каждой группе и среднее ежемесячное количество продаж на одну позицию в каждой товарной группе в 2018 году (см. приложение 3).
Таким образом, видно, что наименее востребованы в 2018 году были следующие товарные позиции:
- Морепродукты.
- Элитные ликероводочные изделия.
- Вина импортные.
- Шампанские вина.
- Водка элитная.
- Консервы молочные.
- Пряности, специи, приправы, уксус.
- Соль, сода.
- Соевые продукты.
- Прочие.
Данные товарные группы можно считать неходовыми и залежалыми. Доля данных групп товаров в общем объеме товарных запасов составляет 22,7%.
Представим график среднемесячной обеспеченности/востребованности по товарным группам, занимающим наибольшую долю в структуре запасов в 2018 году (рис. 2.6).
Рисунок 2.6 – График среднемесячной обеспеченности/востребованности по товарным группам, занимающим наибольшую долю
в структуре запасов в 2018 году
Как видно, такие товарные группы как «элитные ликероводочные изделия», «шампанские вина», «водка элитная» и «консервы молочные» - именно те группы, которые занимают наибольшую долю в структуре запасов, в то же время являются наименее востребованными. Следовательно, содержание больших запасов данных групп товаров не оправданно.