Файл: Управление запасами (на примере ООО «Магазин№10»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материальные потоки, проходя по всем траекториям логистичес­кой цепи от поставщиков до потребителей прямо или через посредников, должны обладать единой надежностью. Поэтому к процессу движения материальных ресурсов применимы методы теории надежности, с помощью которых определяется, в конечном счете, надежность товарного обеспечения. Исходя из значимости товарных запасов, они должны быть такого размера, чтобы любая заявка на материальные ресурсы удовлетворялась с вероятностью близкой к единице. Показано, что для устойчивой реализации продукции требуется достаточно мощный товарный напор.

Индикатором оценки состояния товарных запасов на предприятии, как нам видится, выступает уровень товарных запасов, который в коммерческой логистике определяется размером денежных средств, вложенных в товароматериальные ценности, и рассчитывается по величине запасоемкости, то есть как отношение запасов на конец периода к чистому товарообороту за период. Последняя должна быть достаточно конкурентоспособной. В торговых предприятиях показатель запасоемкости позволяет увязывать продажу товаров и товарные запасы, и имеет большое прикладное значение. Так, показатель запасоемкости может использоваться, например, при краткосрочном прогнозировании в экономике. Он широко применяется в ряде стран мира. Так, в США этот показатель для экономики в целом регулярно рассчитывается и публикуется в соответствующем бюллетене министерства торговли США.

Следует заметить некоторую трансформацию действующей классификации товарных запасов в условиях рынка. В этих условиях в классификации товарных запасов можно выделить ликвидные и неликвидные товарные запасы.

К ликвидным можно отнести легко реализуемые товарные запасы, динамика и обновление которых являются относительно стабильными.

Неликвидными можно считать длительно не  используемые (нереализуемые) товарные запасы, которые образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа. Излишние запасы, потребность в которых на данный момент отсутствует, также следует считать неликвидными.

Существуют переходящие запасы-остатки товарных ресурсов на конец отчетного периода, которые предназначаются для обеспечения непрерывности торгового процесса в отчетном (или следующем за отчетным) периоде на период до очередной поставки. Кроме того, различают подготовительные, сезонные, текущие, совокупные, транспортные и другие запасы.


Непрерывность процесса реализации товаров обеспечивается также созданием страхового запаса, то есть минимального запаса, предела, ниже которого запас не обеспечит нормальный процесс реализации. Этот запас предназначен для предотвращения случайностей. Он необходим еще и потому, что интервалы между двумя поставками не являются постоянной величиной, а внутри этих интервалов предъявляемый спрос также испытывает определенные колебания. Такие запасы могут выступать гарантом непрерывности потребления и предотвращения появления  дефицита.

Товары в запасе находятся в постоянном движении. Для наглядности движение товарного запаса между двумя доставками представим на графике в виде «лестницы». В целях упрощения заменим эту кривую линию прямой, длина которой будет пропорциональна времени доставки. При этом допущении уменьшение товарного запаса между двумя последовательными доставками представлено прямой, а размер каждой доставки показан вертикальным сегментом, высота которого пропорциональна количеству поставленных товаров. В результате получим пилообразную кривую (рис. 1.1) .

Рисунок 1.1 – Движение товарного запаса между очередными поставками

Часть запаса, представленная на рисунке заштрихованной зоной, является страховым запасом, и очевидно, что он служит для удовлетворения возросших реальных потребностей по сравнению с теоретическим средним потреблением.

Часть запаса, которая расположена выше страхового запаса, правомерно именовать активным товарным запасом. Для более точного отражения такого запаса логичнее оперировать именно понятием активного товарного запаса, чем текущего, поскольку именно он участвует в формировании товарного ассортимента, непосредственно влияет на товарооборачиваемость предприятия, а, следовательно, и финансовые результаты.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Процесс управления запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистического менеджмента как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат.

Основными системами управления являются: система с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система с фиксированным размером заказа используется в случае больших потерь при дефиците запаса и высоких издержках хранения запасов. Преимущество этой системы состоит в меньшем уровне максимального запаса, а, следовательно, в меньших затратах на содержание запасов. Недостаток заключается в необходимости ведения постоянного контроля наличия запасов на складе.


Система с фиксированным интервалом времени между заказами рекомендуется к использованию, если условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями и если велики расходы по размещению заказа и доставке продукции. Преимущество системы состоит в отсутствии постоянного контроля наличия запасов на складе. Недостаток заключается в более высоком уровне максимального запаса и более высоких затратах на содержание запасов.

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования меняется роль товарных запасов в торговле, что требует формулировки соответствующего определения товарных запасов. Товарные запасы – это масса товаров, образованная в результате разности скоростей двух потоков – потока поступления и потока выбытия товаров, необходимая для обеспечения непрерывности процесса товарного обращения, устойчивого равновесия на рынке между спросом и предложением, а также приносящая предприятию прибыль на основе ускорения оборачиваемости. Кроме того, для нормального функционирования любого предприятия, фирмы, необходимо поддерживать товарный запас на определенном оптимальном уровне. Недостаточный размер товарного запаса ведет к перебоям в торговле, вызывает негативные последствия: экономические – в виде потери прибыли, и социальные – в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние же запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь, увеличению издержек, снижению эффективности использования материальных ресурсов. В связи с этим, необходим комплексный подход к управлению товарными запасами, и разработка оптимальных методов управления ими должна стать обязательным элементом нормального функционирования любого оптового предприятия.

Таким образом, управление запасами – это регулирование объема товарного запаса компании таким образом, чтобы любые товары можно было поставить без задержки, но при этом не связывать запасом чрезмерно большие суммы денег.

1.2 Показатели и методы оценки управления запасами

Товарные запасы анализируются, планируются и учитыва­ются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведе­нии инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недо­статок абсолютных показателей – невозможность с их помо­щью определить степень соответствия величины товарного за­паса потребностям развития товарооборота. Поэтому более ши­рокое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с това­рооборотом торгового предприятия.


Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является показатель обеспеченности работы предприятия (товарооборота) запасами (уровень запасов в днях). Данный показатель отражает число дней работы предприятия, на которые хватит запасов до момента их полного истощения. Однако это не означает, что необходимо дожидаться этого момента; обновление (восстановление) запаса товаров должно быть проведено заранее, с тем, чтобы производственный (торговый) процесс не прерывался.

(1.3)

где Зоi – обеспеченность запасами i-го товара, в днях;

mi – однодневный товарооборот i-го товара ;

ТОi – товарооборот i-го товара;

t – количество дней в анализируемом периоде.

По совокупности товаров применяется расчет средней обеспеченности запасами:

(1.4)

Вторым важнейшим показателем, характеризующим товар­ные запасы, является показатель запасоемкости. Данный показатель показывает, сколько запасов приходится на единицу товарооборота:

(1.5)

Товарооборачиваемость – это время обращения среднего товарного запаса за определенный период, время, необходимое для полного обновления товарных запасов. Товарооборачиваемость также измеряется скоростью товарного обращения в виде числа оборотов, которые совершает средний товарный запас за период. Таким образом, товарооборачиваемость характеризуется двумя показателями: скоростью товарного обращения (коэффициент оборачиваемости) и продолжительность одного оборота.

Скорость товарного обращения (Kоб) измеряется в количестве оборотов товарной массы (т.е. среднего запаса товара) за анализируемый период, т.е. коэффициент оборачиваемости показывает сколько оборотов совершили запасы за период:

(1..6)

Время (продолжительность) одного оборота (В) характеризует в среднем число дней, в течение которых товар находился в форме запаса:

(1.7)

Также при анализе запасов необходимо произвести оценку оптимальности товарных запасов: расчет оптимума запасов и отклонений от него.

В наличии должен быть оптимальный запас, обеспечивающий бесперебойную работу при заданном минимуме затрат. Значительное его превышение ведет к ненужному омертвлению средств, а слишком маленький запас грозит потерей прибыли и клиентов из-за неудовлетворенного во время спроса.


Оптимизация запасов осуществляется по двум основным критериям: во-первых, минимизация издержек, во-вторых – максимизация удовлетворения спроса. Существуют различные методы оценки оптимальности запасов (опытно-статистические, экономико-математические, технико-экономические и др.), но общее у них то, что итогом является получение такого запаса (в сумме или днях), который бы обеспечил бесперебойную работу предприятия при минимуме затрат.

В наших расчетах используем метод технико-экономических расчетов, который состоит в том, что объем товарного запаса по каждой ассортиментной позиции разбивается на отдельные элементы:

1. Запас, обеспечивающий время, необходимое на приемку, проверку и подготовку товаров к продаже (Зпр).

2. Текущий (рабочий) запас, обеспечивающий наличие товарной массы в ассортименте, обеспечивающем постоянный выбор товаров в соответствии с покупательским спросом, т.е. это запас который должен постоянно находиться в торговом зале для показа реализуемых товаров и непосредственного их отпуска покупателям (Зраб).

3. Запас для обеспечения бесперебойной продажи товаров в период между очередными завозами (Зз).

4. Гарантийный (страховой) запас (Зстр), создаваемый для обеспечения бесперебойной работы предприятия при нарушении сроков и размеров поставок товаров, для увеличения в отдельные периоды товарооборота в связи с непредвиденным ростом спроса населения и т.п.

Основные расчеты в рамках нормирования запасов проводят по второй и третьей составляющей товарного запаса, которые составляют так называемый торговый запас. Для определения рабочего запаса по каждой группе или наименованию товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми планирует торговать предприятие, и среднюю цену за единицу товара (по наименованиям товаров берется не средняя, а фактическая соответствующая цена). Затем к произведению количества ассортиментных разновидностей и цены прибавляют сумму среднедневного оборота. Полученная сумма является нормативом рабочего запаса в денежном выражении. Норматив в днях оборота получают делением норматива в денежном выражении на среднедневной оборот по данной группе или наименованию товаров.

Запас для обеспечения бесперебойной продажи товаров в период между очередными завозами (запас, обусловленный временем нахождения товаров в пути), устанавливают по каждой группе или каждому наименованию товаров исходя из частоты завоза, которая определяется по договорам с поставщиками.