Файл: Управление запасами (на примере ООО «Магазин№10»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория В – менее важная для предприятия группа, которая дает, как правило 20% оборота предприятия;

Категория С – малоценная для предприятия группа, экономическое воздействие на которую не должно быть столь решающим, как для категории А, так как она дает примерно 5% оборота всего предприятия.

При этом в категорию С входят неходовые и залежалые товары таких товарных групп как «элитные ликероводочные изделия», «шампанские вина», «водка элитная» и «консервы молочные» - именно те группы, которые занимают наибольшую долю в структуре запасов, в то же время являются наименее востребованными.

Из-за отсутствия необходимого запаса в 2018 году имело место отсутствие товаров групп А и Б, повлекшее за собой соответствующую упущенную выгоду (см. табл. 2.10).

Таблица 2.10 – Расчет упущенной выгоды из-за отсутствия товара

Группа товаров

Среднедневная выручка, тыс.руб.

Совокупное время отсутствия товара в продаже, дней

Сумма упущенной выгоды, тыс.руб.

Молоко, молочные продукты

9,0

14

126,7

Хлеб

8,9

12

106,7

Водка производства Вологодского региона

8,4

7

58,9

Слабоалкогольные напитки

8,3

6,5

53,9

Колбасные изделия

7,1

8

56,4

Макаронные изделия

6,8

17

115,0

Вина СНГ и Россия

6,7

18

121,3

Яйцо

6,7

9,5

63,6

Кулинарная продукция

5,1

11

55,9

Крупы

4,0

5

20,2

Куры

4,0

4

16,0

Мясопродукты производства Вологодского региона

3,7

8

29,2

Сахар

3,5

7

24,4

Кофе

3,1

7

21,7

Чай

2,5

1

2,5

Сигареты

1,5

0,5

0,7

Сахаристые изделия

1,4

6

8,5

Рыбные полуфабрикаты

1,1

5

5,6

 Всего

-

-

887,1


Таким образом, ООО «Магазин №10» в 2018 году имел 887,1 тыс.руб. упущенной выручки по причине отсутствия необходимого запаса товара.

Далее проанализируем расходы, связанные с формированием товарных запасов, определим насколько они обоснованны и рентабельны.

В настоящее время у ООО «Магазин №10» отсутствует собственный автотранспорт и доставка товаров осуществляется либо транспортом поставщика, либо с использованием услуг транспортных компаний. Также у предприятия отсутствуют собственные складские помещения, в связи с чем для хранения определенных видов товаров складские площади арендуются.

В таблице 2.11 представлен анализ расходов ООО «Магазин №10» по осуществлению товарных закупок.

Таблица 2.11 – Анализ структуры, динамики и рентабельности расходов ООО «Магазин №10» на формирование запасов

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

2017/2016 гг.

2018/2017 гг.

+/-

%

+/-

%

Транспортные расходы, тыс.руб.

571,0

716,0

827,0

145,0

125,4

111,0

115,5

Расходы на хранение, тыс.руб.

974,0

1311,0

1380,0

337,0

134,6

69,0

105,3

Общая сумма расходов по закупке товаров, тыс.руб.

1545,0

2027,0

2207,0

482,0

131,2

180,0

108,9

Прибыль от продаж, тыс.руб.

2609,0

2425,0

2220,0

-184,0

92,9

-205,0

91,5

Рентабельность расходов на закупку товаров, %

168,9

119,6

100,6

-49,2

70,8

-19,0

84,1

Коммерческие расходы

12453,0

12177,0

11574,0

-276,0

97,8

-603,0

95,0

Доля расходов на закупку товаров в общей сумме коммерческих расходов, %

12,4

16,6

19,1

4,2

134,2

2,4

114,6


Из данных таблицы видно, что общая сумма расходов по формированию товарных запасов увеличилась на 31,20% в 2017 году и на 8,9% в 2018 году. В абсолютных показателях сумма расходов выросла за три года на 662 тыс.руб. При этом транспортные расходы выросли в 2017 году на 145 тыс.руб. или на 25,4%, а в 2018 году – на 111 тыс.руб. или на 15,5%. Расходы на хранение в 2017 году выросли на 337 тыс.руб. или на 34,6%, а в 2018 году – на 69 тыс.руб. или на 5,3%.

Рентабельность расходов на закупку товаров за исследуемый период существенно снизилась, при этом выросла их доля в общем объеме коммерческих расходов с 12,4% в 2016 году до 19,1% в 2018 году, что также является отрицательной тенденцией.

Рассмотрим, каким образом в ООО «Магазин №10» осуществляется контроль сроков годности товарных запасов.

Для любого торгового предприятия, работающего с продуктами питания, актуальным вопросом является контроль за сроками годности реализуемой продукции. В ООО «Магазин №10» обязанность отслеживать срок годности продуктов питания возлагается на товароведа. При выявлении просроченных товаров товаровед составляет акт о порче продукции по форме № ТОРГ-15 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Такие товары выявляют и в ходе инвентаризации, результаты которой оформляют:

  • инвентаризационной описью и сличительной ведомостью (формы № ИНВ-3 и № ИНВ-19, утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88);
  • обобщающей ведомостью учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26 (утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

После инвентаризации дополнительно составляется акт об изъятии товаров из торгового зала или со склада с указанием места их хранения. Унифицированной формы акта нет, поэтому в ООО «Магазин №10» такая форма разработана и утверждена приказом руководителя. Затем оформляется акт о списании по форме № ТОРГ-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Согласно пункту 2 Положения (утверждено постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263), пищевая продукция, сроки годности которой истекли, подлежит экспертизе. По ее результатам органы госконтроля и надзора принимают решение о возможности утилизации продукции или ее уничтожении.

Реализация просроченных товаров является административным нарушением, за которое с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 4000 до 5000 руб.; а с юридического лица – штраф от 40 000 до 50 000 руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Также торговое предприятие могут применить для фирмы нормы статей 6.3, 14.7, 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наказать за нарушение санитарных правил, введение в заблуждение покупателей и нарушение прав потребителей. Максимальный размер штрафа для должностного лица – 2000 руб., для организации – 20 000 руб.


Несмотря на то, что номинально контроль сроков годности товаров в ООО «Магазин №10» входит в обязанности товароведа, фактически он не в состоянии обеспечить подобный контроль на должном уровне.

Согласно данным бухгалтерского учета, по итогам 2018 года сумма списанных в связи с истечением сроков годности товаров составила 231 428 руб. Также предприятие было один раз привлечено к административной ответственности за реализацию товаров с истекшим сроком годности, что повлекло за собой уплату штрафа в размере 47 500 руб. Таким образом, потери ООО «Магазин №10» в результате отсутствия должного контроля сроков годности составили: 231 428 + 47 500 = 278 928 руб.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы ООО «Магазин №10», связанные с управлением запасами:

  • Имеющегося товарного запаса недостаточно для бесперебойной торговли и удовлетворения спроса. Упущенная выручка предприятия по причине отсутствия необходимого запаса товара составила в 2018 году 887,1 тыс.руб.
  • Недостаточно эффективно осуществляется контроль сроков годности товарных запасов. Потери ООО «Магазин №10» в результате отсутствия должного контроля сроков годности составили в 2018 году 278,9 тыс.руб.
  • Значительный рост расходов на формирование запасов. За три года общая сумма расходов по формированию товарных запасов увеличилась на 662 тыс.руб. или на 43%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящего исследования была разработка рекомендаций по повышению эффективности управления запасами для ООО «Магазин №10».

Основным видом деятельности ООО «Магазин№10» является розничная торговля продуктами питания.

Как показали данные анализа, за 2016-2018 гг. предприятию не удалось улучшить свои финансовые результаты: выручка от реализации снизилась на 2,9 млн.руб. или на 7,4%. Себестоимость снижалась менее высокими темпами, в результате чего валовая прибыль уменьшилась на 8,4% или на 1,3 млн.руб. Размер чистой прибыли снизился за три года на 119 тыс.руб. или на 6,3%.

Анализ финансовой устойчивости показал, что в 2016-2017 гг. она соответствовала третьему типу, то есть нормальная платежеспособность была нарушена. В 2018 году ситуация нормализовалась и предприятие характеризовалось абсолютной финансовой устойчивостью.

Анализ управления запасами показал следующее.

Запасы предприятия на 100% состоят из готовой продукции и товаров для перепродажи. При этом доля запасов в активе предприятия за три года значительно снизилась – с 33% в 2016 году до 9,5% в 2018 году. В абсолютных значениях снижение за три года составило 632 тыс.руб. или 28%.


Наибольшую долю в структуре запасов в 2018 году занимают запасы нескольких товарных групп: сахар, элитные ликероводочные изделия, водка производства Вологодского региона, консервы молочные, шампанские вина и водка элитная. При этом расчет доли неходовых и залежалых товаров в общем объеме товарных запасов показал, что такие товарные группы как «элитные ликероводочные изделия», «шампанские вина», «водка элитная» и «консервы молочные» - именно те группы, которые занимают наибольшую долю в структуре запасов, в то же время являются наименее востребованными. Следовательно, содержание больших запасов данных групп товаров не оправданно.

Средний показатель обеспеченности работы магазина товарными запасами составил 2,4 дня. Размер среднедневного товарного запаса составил всего 137 тыс.руб. Данное значение значительно ниже оптимального размера, поэтому руководству предприятия во избежание перебоев в торговле необходимо сделать заказ на пополнение запасов по всем наименованиям товаров. Отсутствие необходимого запаса в 2018 году повлекло за собой упущенную выгоду в размере 887,1 тыс.руб.

За последние три года наблюдается рост оборачиваемости запасов в днях, что следует считать положительной тенденцией. Рентабельность запасов за три года снизилась, что свидетельствует о снижении эффективности использования запасов по конечному результату – прибыли.

Общая сумма расходов по формированию товарных запасов увеличилась на 31,20% в 2017 году и на 8,9% в 2018 году. Рентабельность расходов на закупку товаров за исследуемый период существенно снизилась, при этом выросла их доля в общем объеме коммерческих расходов с 12,4% в 2015 году до 19,1% в 2017 году.

Согласно данным бухгалтерского учета, по итогам 2018 года сумма списанных в связи с истечением сроков годности товаров составила 231 428 руб. Также предприятие было один раз привлечено к административной ответственности за реализацию товаров с истекшим сроком годности, что повлекло за собой уплату штрафа в размере 47 500 руб. Таким образом, потери ООО «Магазин №10» в результате отсутствия должного контроля сроков годности составили 278 928 руб.

Таким образом, были выделены следующие проблемы ООО «Магазин №10», связанные с управлением запасами:

  • Имеющегося товарного запаса недостаточно для бесперебойной торговли и удовлетворения спроса. Упущенная выручка предприятия по причине отсутствия необходимого запаса товара составила в 2018 году 887,1 тыс.руб.
  • Недостаточно эффективно осуществляется контроль сроков годности товарных запасов. Потери ООО «Магазин №10» в результате отсутствия должного контроля сроков годности составили в 2018 году 278,9 тыс.руб.
  • Значительный рост расходов на формирование запасов. За три года общая сумма расходов по формированию товарных запасов увеличилась на 662 тыс.руб. или на 43%.