Файл: Определение рыночной стоимости: Исключительные (имущественные) права на товарный знак №289203 (RU).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в августе 2019 года
7.2. Анализ развития отрасли [2]
8. Описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
7. Определение рыночной стоимости товарного знака
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Ухудшение денежно-кредитных условий происходило с апреля 2018 г. вследствие негативных внешних факторов, как в части оттока капитала из стран с формирующимися рынками на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США, так и в части усиления санкционного давления на Россию. В ответ на дальнейшее нарастание проинфляционных рисков, связанных с ослаблением обменного курса, а также объявленного в июне 2018 г. предстоящего повышения НДС, Банк России повысил в сентябре и декабре прошлого года ключевую ставку суммарно на 50 базисных пунктов.
Во II полугодии 2019 г. ожидается восстановление экономической активности с учетом постепенного смягчения денежно-кредитных условий и ускорения роста бюджетных расходов. В июле и августе 2019 года темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил соответственно 1,8 % и 1,6 процента. По итогам 2019 года рост ВВП ожидается на уровне 1,3 процента.
В начале 2019 года наблюдалось охлаждение как потребительского спроса
так и инвестиционной активности
В разрезе компонентов использования в I полугодии 2019 г. наблюдалось замедление как инвестиционной, так и потребительской активности. Рост инвестиций в основной капитал в январе– июне 2019 г. составил 0,6 % (4,3 % в 2018 году). Наряду с ухудшением настроений бизнеса, значимым фактором замедления динамики капитальных вложений в I полугодии 2019 г. стало снижение бюджетных инвестиционных расходов (на 11,4 % в январе–июне 2019 г.), которое в I полугодии 2019 г., по оценке Минэкономразвития России, внесло отрицательный вклад в темп роста инвестиций в основной капитал (0,9 процентных пункта). Вместе с тем в июле и августе 2019 г. наблюдался догоняющий рост инвестиционных расходов федерального бюджета – на 23,8 % в годовом выражении за два месяца (в результате отставание от предыдущего года сократилось практически до нуля). В целом по итогам 2019 года темп роста инвестиций в основной капитал оценивается Минэкономразвития России на уровне 2,0 % по сравнению с 4,3 % в 2018 году.
С начала 2019 года наблюдалось снижение потребительского спроса на товары и услуги. Оборот розничной торговли в январе–августе 2019 г. увеличился на 1,5 % (2,9 % в 2018 году). При этом в непродовольственном сегменте наблюдалось более выраженное замедление роста спроса. Оценка Минэкономразвития России роста оборота розничной торговли по итогам текущего года составляет 1,3 процента. Ситуация на рынке труда в текущем году характеризуется негативной динамикой численности рабочей силы, обусловленной снижением как численности занятых, так и численности безработных. Уровень безработицы с марта по июль 2019 г. с исключением сезонности оставался неизменным и составлял 4,6 % от численности рабочей силы. В августе 2019 г. уровень безработицы с исключением сезонности вновь обновил минимальное значение и составил 4,5 % от рабочей силы. В целом по итогам 2019 года безработица ожидается на уровне 4,6 % (4,8 % в 2018 году).
Продолжающееся сжатие предложения на рынке труда поддерживает рост среднемесячной заработной платы на достаточно высоком уровне (7,3 % в номинальном и 2,3 % в реальном выражении за январь–август 2019 г., по предварительным данным Росстата).
В целом по итогам текущего года рост реальной начисленной заработной платы прогнозируется на уровне 1,5 % (рост на 8,5 % по итогам 2018 года был обусловлен главным образом выполнением установленных указами Президента Российской Федерации целевых соотношений в части оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы).
В то же время динамика реальных располагаемых доходов населения, несмотря на динамичный рост заработной платы, остается отрицательной (-1,3 % за I полугодие 2019 г.) на фоне возрастающего негативного вклада обязательных платежей, в том числе процентов за предоставленные кредиты. В результате рост реальных располагаемых доходов населения по итогам 2019 года сохранится на уровне предыдущего года и составит 0,1 процента.
Рост заработных плат ускоряется Безработица достигла рекордно
с марта 2019 года низких уровней
Общая характеристика прогноза социально-экономического развития
Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития в трех сценариях – базовом, целевом и консервативном. Ключевое отличие консервативного сценария от базового – это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации (предполагается дальнейшее замедление темпов мирового экономического роста до уровня чуть выше 2 % к 2021 году, что соответствует понятию «глобальная рецессия», в сценарий также заложена предпосылка о неблагоприятной конъюнктуре мировых товарных рынков). Действующая конструкция макроэкономической политики позволит ограничить реакцию внутренних экономических параметров на колебания внешнеэкономической конъюнктуры, в результате чего рост ВВП замедлится незначительно по сравнению с текущим годом, а инфляция останется вблизи целевого уровня.
Базовый и целевой сценарии основаны на одних и тех же внешнеэкономических предпосылках. В них заложено постепенное дальнейшее замедление мирового экономического роста с 2,9 % в 2019 году до 2,7 % в 2024 году, нисходящая динамика цен на нефть – снижение с 62–63 долл. США/баррель до 57 долл. США/баррель в 2020 году и до 53 долл. США/баррель к 2024 году, а также крайне умеренный рост цен на основные товары российского экспорта. Как в базовый, так и в целевой сценарий заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом № 204. Эти меры должны обеспечить повышение инвестиционной активности, с одной стороны, и рост доходов населения с другой. Речь идет о мерах, реализуемых как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами.
Среди ключевых мер по повышению уровня инвестиционной активности следует выделить следующие направления:
– улучшение инвестиционного климата (восстановление доверия бизнес-сообщества), которое может быть достигнуто только при создании стабильности регуляторных условий и предсказуемой тарифной политики;
– снижение административных издержек через реализацию реформы контроля и надзора и снятие административных барьеров для развития;
– обеспечение развития инфраструктуры;
– увеличение объема доступных ресурсов для финансирования инвестиций за счет формирования новых механизмов аккумулирования долгосрочных сбережений и проведения структурной кредитной политики.
Активная реализация проектов создаст основу для роста спроса на труд и, соответственно, для роста доходов населения. Другим источником роста доходов населения должно стать повышение производительности труда. Этому будет способствовать обеспечение широкого внедрения технологических инноваций – в первую очередь, технологий искусственного интеллекта, роботизации, интернета вещей, а также расширения использования платформенных решений в разных секторах экономики. В результате таких процессов произойдет перераспределение занятости из трудоемких секторов с низким уровнем заработной платы (таких как торговля, ряд обрабатывающих производств, транспорт) в сектор услуг с более высоким уровнем оплаты труда.
Валютный рынок
После периода сильного рубля валютный курс вернулся к своим фундаментальным значениям. На прогнозном горизонте последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит сохранение низкой зависимости курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть. При этом фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), будут оставаться благоприятными. В этих условиях реальный валютный курс на прогнозном горизонте будет оставаться достаточно стабильным, при этом в номинальном выражении обменный курс будет ослабляться умеренными темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами-торговыми партнерами. Еще более умеренное ослабление рубля относительно доллара США обусловлено ожиданием постепенного ослабления доллара относительно основных мировых валют в среднесрочном периоде.
Инфляция
В 2020 году в условиях охлаждения потребительского спроса, обусловленного нормализацией темпов роста потребительского кредитного портфеля, ожидается усиление дезинфляционного тренда. По прогнозу Минэкономразвития России, инфляция в первой половине 2020 года опустится ниже 3,0 %, а по итогам года составит 3,0 процента. В дальнейшем по мере реакции на реализуемую денежно-кредитную политику и перебалансировки кредитного портфеля от потребительских кредитов к ипотечным и корпоративным ожидается возвращение инфляции к целевому уровню 4 % в 2021–2024 годах.
Экономический рост Инфляция
Экономический рост
В базовый сценарий прогноза, предполагающий стабильное развитие российской экономики, закладывается предпосылка о замедлении темпов роста портфеля потребительских кредитов. В то же время более быстрое снижение ключевой процентной ставки Банком России приведет к росту других видов кредита и снижению нормы сбережения по другим каналам (главным образом, через скорость накопления депозитов населением), что частично смягчит негативный эффект замедления потребительского кредитования на конечный спрос. В дальнейшем прогнозируется выход потребительского кредитования на темпы роста, близкие к темпу роста доходов населения. После замедления экономического роста в 1П19 прогнозируется, что годовой темп роста ВВП во втором полугодии 2019 года выйдет на уровень 1,5–2,0 % г/г под воздействием «догоняющего» роста бюджетных расходов (преимущественно инвестиционного характера), а также постепенного смягчения денежно-кредитных условий.
В 2020 году прогнозируется, что темп роста ВВП сохранится на уровне 1,7 процента. В 2021–2024 годах прогнозируется ускорение темпа роста ВВП до уровня около 3 % г/г, основанное на опережающем росте инвестиций в основной капитал, повышении конкурентоспособности российской экономики и реализации внешнеэкономического потенциала. Основу для ускорения экономического роста должна создать реализация структурных реформ (см. раздел «Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов»), а также изменение фазы и структуры кредитного цикла. Как показывают результаты модели, оцененной на панели стран, улучшение так называемых институциональных характеристик (таких как качество регулирования, качество инфраструктуры, доступность новейших технологий) может повысить потенциальные темпы роста экономики на 1,5 п.п. в среднем в год в течение последующих 6 лет (см. раздел «Об оценке эффектов структурных мер экономической политики»).
В 2020 году ожидается замедление темпов роста потребительского спроса (до 0,6 % после 1,0 % в 2019 году) под воздействием замедления роста потребительских кредитов. Однако в дальнейшем ожидается ускорение роста потребительского спроса (до 2,9 % в 2024 году), которое произойдет, в первую очередь, под влиянием восстановления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения.
Одновременно начиная с 2020 года ожидается ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал с учетом реализации структурных мер экономической политики. Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в 2020–2024 гг. составит 5,6 %, что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до уровня 25 % к 2024 году.
Сценарии прогноза социально-экономического развития
Выводы:
- Социально – экономическое развитие страны можно характеризовать как умеренно-негативное, с нейтральной динамикой развития.
- Каких - либо существенных страновых факторов, способных повлиять на стоимость оцениваемого объекта, не выявлено.
7.2. Анализ развития отрасли [2]
За период 9 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года общее количество заявок на изобретения выросло на 3,6% (26877 заявок в 2018 года против 25937 заявок в 2017 году), при этом за аналогичный период 2017 года по отношению к 2016 было подано на 14,9% меньше заявок (25937 заявок в 2017 году и 30480 заявок в 2016 году). Стоит отметить, что за указанный выше период 2016 года заявок на изобретения было подано на 7,8% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (33051 заявка).
Если 9 месяцев 2018 года сравнивать с предыдущими аналогичными периодами, то можно наблюдать следующую картину. Общее количество заявок в 2018 году не достигло уровня ни 2016, 2015 годов, а составило лишь 88,2% от 2016 года и 81,3% от 2015 года, 2018 год смог превысить уровень 2017 года и составил 103,6% по отношению к нему.
Поданные заявки за период 9 месяцев 2015-2018 гг.
На фоне падения активности российских заявителей в 2016 и 2017 годах (на 7,2% в 2016 году по сравнению с 2015 годом (21219 заявок в 2015 г. и 19695 – 2016 г.) и на 19,6% в 2017 по сравнению с 2016 годом (15827 заявок в 2017 году против 19695 заявок в 2016 году)), в 2018 году (17477 заявок) наблюдается повышение активности российских заявителей и возрастание количества поданных заявок на выдачу патента на 10,4%. При этом количество поданных заявок от иностранных заявителей снижается на протяжении последних четырех лет (в 2016 году (10785) подано на 8,8% меньше, чем в 2015 году 2 (11832), в 2017 году (10110) подано на 6,3% меньше, чем в 2016 году (10785), а в 2018 году (9400) меньше на 7%, чем за аналогичный период в 2017 году).