Файл: Определение рыночной стоимости: Исключительные (имущественные) права на товарный знак №289203 (RU).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки[1]

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в августе 2019 года

7.2. Анализ развития отрасли [2]

8. Описание процесса оценки объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

7. Определение рыночной стоимости товарного знака

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. Описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам

Перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения

Активность российских и иностранных заявителей за период 9 месяцев 2015-2018 гг.

При анализе количества заявок, поданных иностранными заявителями, прослеживается устойчивый тренд на спад на протяжении всего анализируемого периода: так 2018 год по отношению к 2015 году составил 79,4%, по отношению к 2016 году - 87,2%, к 2017 году - 93%. Таким образом, на протяжении четырёх лет, процентное соотношение 2018 года к предыдущим не превысило 100%, что говорит о снижении интереса иностранных заявителей в получении патента на территории Российской Федерации.

Увеличение количества рассмотренных заявок на изобретение объясняется сокращением сроков их рассмотрения на протяжении всего анализируемого периода с 10,43 до 8,37 месяцев.

В 2018 году средний срок первого действия экспертизы по сравнению с 2016 и 2017 годом снижается.

Средний срок первого действия за 9 месяцев

Количество заявок на промышленные образцы, поданных компаниями в 2017-2018 гг.

По классам МКПО наиболее резкое снижение заявок коснулось таких изделий как упаковки, рисунки, светильники. Но это не является определяющим фактором. Т.к. изменение поступления по классам МКПО происходит волнообразно. В течение года поступление заявок по каким-то классам возрастает, по другим падает, на следующий год

этот процесс повторяется.

Количество заявок на промышленные образцы, поданных по рубрикам МКПО в 2017-

2018 гг.

Товарные знаки

За 9 месяцев 2018 года общее количество заявок (54579) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (52656) было подано на 3,7% заявок больше. Следует отметить увеличение подачи заявок и в предыдущем периоде: в 2017 году подано на 16,9% больше заявок, чем в 2016 году (45045); а в 2016 году - на 3,5% больше, чем в 2015 году (43529).

При этом наблюдается, увеличение количества заявок от российских заявителей по национальной процедуре: в 2018 году подано на 5,9 % заявок больше, чем в 2017 году (34973 заявки в 2018 году и 33018 в 2017 году), а в 2017 года подано на 12,2% больше заявок, чем в 2016 году (33018 заявок в 2017 года и 29420 в 2016 году). Сравнивая аналогичный период 2016 и 2015 годов, стоит обратить внимание, что рост составил 21,8% (29420 заявок в 2016 году и 24160 в 2015 году).


В то же время наблюдается незначительное падение количества заявок от иностранных заявителей по сравнению с 2017 годом на 0,3% (6989 заявок в 2018 году против 7011 заявок в 2017 году), что вероятно объясняется санкционной политикой в отношении РФ, хотя в более острый период в 2017 году было подано на 6,6% больше заявок, чем за аналогичный период 2016 года (7011 заявок в 2017 году против 6575 заявок в 2016 году). При этом в 2016 году было подано на 4,1% меньше заявок от иностранных заявителей по сравнению с 2015 годом.

Количество поданных заявок на товарные знаки в Роспатент.

В 2016 году произошло резкое падение количества поданных заявок по международной процедуре на 27,7%. Однако в 2017 году можно наблюдать резкий рост количества указанных заявок (прирост составил 39,5% по отношению к 2016 году). В 2018 году наблюдается незначительный спад в 0,1% по отношению к 2017 году. Наблюдаемый скачек произошел в силу повышения курса доллара по отношению к рублю и, соответственно, увеличением размера международной пошлины, которая установлена в 21 долларах США, но уплачивается заявителями в рублях по курсу Центробанка России, действующему на день оплаты. В 2018 году ситуация стабилизировалась.

Международная процедура подачи заявок

Что касается заявок на товарные знаки, по которым завершено рассмотрение, то следует отметить продолжающийся рост в течение четырех лет по итогам 9 месяцев по национальной процедуре: прирост 2018 к 2017 составил 22,3%, 2017 года к 2016 – 4,2%, а

2016 года к 2015 - 20,5%.

Завершено рассмотрение заявок

В отношении заявок, поданных по международной процедуре, представляется необходимым отметить рост количества завершенных рассмотрений в 2018 году по отношению к аналогичному периоду 2017 года (10,4%), при этом в 2017 году наблюдался

спад в размере 6,8% по отношению к 9 месяцам 2016 года, а в 2016 – увеличение количества заявок, по которым завершено рассмотрение, по отношению к 2015 году (18%).

Сокращаются сроки, в течение которых по заявке выносится решение. Необходимо отметить, что они сокращаются на протяжении всего анализируемого периода с 12,05 до 7,96 месяца.

Средний срок рассмотрения заявок на ТЗ за период 9 месяцев 2015-2018 гг. (мес.)

Так же отмечается планомерный рост количества зарегистрированных товарных знаков: в 2018 году – на 4,9% больше, чем в 2017 году; в 2017 году – на 11,2% больше, чем в 2016 году; в 2016 году на 31,1% больше, чем в 2015 году.


Количество зарегистрированных товарных знаков

На сегодняшний день количество фактически работающих экспертов, рассматривающих заявки по товарным знакам (без учета находящихся в отпусках по уходу за детьми), составляет 202 чел. (отдел экспертизы заявок на товарные знаки (50) – 112 чел., отдел обработки заявок на товарные знаки (24) – 14 чел., отдел регистрации средств индивидуализации (42) – 43 чел., отдел формальной экспертизы заявок на товарные знаки и экспертизы заявок на НМПТ (71) – 15 чел., отдел развития поисковых средств экспертизы товарных знаков (99) – 18 чел.).

Находятся в отпусках по уходу за детьми 18 экспертов. Всего были назначены на должности экспертов в 2018 году – 80 чел. (отдел 50 – 42 чел., отдел 24 – 4 чел., отдел 42 – 13 чел., отдел 71 – 1 чел., отдел 99 – 20 чел.). Всего были освобождены от должности экспертов в 2018 году – 22 чел. (отдел 50 – 14 чел., отдел 24 – 3 чел., отдел 42 – 4 чел., отдел 71 – 0 чел., отдел 99 – 1 чел.). Итого прирост количества экспертов по данному направлению + 58 чел.

8. Описание процесса оценки объекта оценки

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[3] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Таблица 17

Выбор используемых при проведении оценки подходов

Подход

Затратный

Сравнительный

Доходный

Цели и задачи оценки

+

Определение рыночной стоимости

Предполагаемое использование результатов оценки

+

Купля-продажа объекта оценки

Полнота исходной информации

+

+

Достоверность исходной информации

+

+


С точки зрения цели оценки и предполагаемого использования результатов оценки основным в оценке стоимости исключительных прав ООО «Заказчик» на товарный знак № 166710 должен быть сравнительный подход. Однако ввиду неразвитости рынка товарных знаков применение этого подхода затруднено. С точки зрения полноты и достоверности исходных данных результаты использования доходного и затратного подходов являются более обоснованными.

Таблица 18

Предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков[4]

Вид неосязаемого актива

В первую

очередь

Во вторую

очередь

Слабо

применим

Право на товарный знак (ТЗ), знак обслуживания

Доходный

Затратный

Сравнительный

Право на фирменное наименование

Доходный

Сравнительный

Затратный

Право на наименование места происхождения товаров (услуг)

Если учитывать предпочтительность применения подходов к оценке стоимости товарных знаков, то определение рыночной стоимости исключительных прав ООО «Заказчик» на товарный знак № №289203 (RU) должно опираться прежде всего на результаты использования доходного подхода.

Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.

При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения[5]:

а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;


б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора;

в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:

  • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
  • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
  • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки.

Основные методы доходного подхода:[6]

  • метод освобождения от роялти;
  • метод преимущества в доходах (в прибыли);
  • метод выигрыша в себестоимости;
  • метод дробления прибыли.

Использование метода преимущества в доходах и метода выигрыша в себестоимости возможно только в том случае, если организация стала использовать товарный знак или любой другой объект интеллектуальной собственности в своей деятельности недавно. В этом случае можно сравнивать финансовые результаты компании до и после использования объекта интеллектуальной собственности, и на основе этой разницы делать выводы о стоимости такого товарного знака. Для оцениваемого товарного знака эти методы неприменимы, т.к. он используется ООО «Заказчик» с 1998 года. Метод дробления прибыли используется для оценки стоимости объектов патентного права – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Таким образом, в настоящем отчете при применении доходного подхода применяется метод освобождения от роялти.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации[7]:

  • об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;
  • о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.