Файл: Определение рыночной стоимости: Исключительные (имущественные) права на товарный знак №289203 (RU).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки[1]

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в августе 2019 года

7.2. Анализ развития отрасли [2]

8. Описание процесса оценки объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

7. Определение рыночной стоимости товарного знака

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. Описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам

Перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения

Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов - расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.

В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:

  • режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
  • условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
  • изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
  • функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
  • спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
  • срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
  • другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.

Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Для объектов интеллектуальной собственности обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы[8]:

- метод прямого анализа сравнения продаж;

- метод качественного анализа для корректировки данных;

- метод параметрической оценки;

- правила Бегунка.

Для использования метода качественного анализа для корректировки данных необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями. Метод параметрической оценки; требует анализа информации по большому количеству сделок с аналогичными объектами. Метод Бегунка– это метод экспресс - оценки и не может быть единственной основой для принятия решения стоимости объекта оценки по результатам применения сравнительного подхода.


Для определения рыночной стоимости объекта оценки применяется метод прямого анализа сравнения продаж.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:[9]

а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:

  • при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
  • при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;

б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;

в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:

  • затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
  • экономическая выгода разработчика объекта оценки;

г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;

д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;

е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;

ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.


Основные методы затратного подхода в оценке НМА и ИС:[10]

  • метод индексации затрат;
  • метод стоимости создания;
  • аналоговый метод и метод удельных затрат.

Для оценки стоимости товарных знаков примени только один из этих методов – метод стоимости создания.

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

Оцениваемый товарный знак используется ООО «ДЛС-Руссия» как в собственной деятельности, так и на условиях неисключительных лицензионных договоров. На дату оценки в отношении товарного знака ООО «ДЛТ - Руссия» (свидетельство на товарный знак № 289203 от 19.05.2005) заключено 6 неисключительных лицензионных договоров (таблица 15). Оба варианта использования товарного знака обеспечивают ООО «ДЛТ- Руссия» доходы, которые необходимо учесть в процессе оценки стоимости объекта оценки.

Определение рыночной стоимости товарного знака методом освобождения от роялти

Метод освобождения от роялти несет черты как доходного, так и сравнительного подхода.

Он является одним из основных методов доходного подхода в оценке стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.

При использовании этого метода необходимо определить:

- какой поток доходов мог бы генерировать тот или иной объект ИС правообладателю, если бы был заключен лицензионный договор;

- от каких платежей освобождается правообладатель в связи с тем, что ему как собственнику объекта ИС не нужно платить роялти за право использования его в производстве.

Согласно методу освобождения от роялти стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы объекта интеллектуальной собственности.

Роялти - периодические отчисления по фиксированной ставке от объема реализуемой по лицензии продукции, налогооблагаемого дохода, чистой прибыли и пр.

Доход от выплаты роялти, который фактически получает - или гипотетически может получать - владелец нематериального актива за счет предоставления лицензии на нематериальный актив независимой стороне.

Гипотетические расходы на выплату роялти независимой стороне, от которых освобождается владелец оцениваемого нематериального актива благодаря тому, что он самом деле владеет этим активом и у него нет необходимости лицензировать этот актив у другого лица. Этот аналитический сценарий является основой метода экономии затрат на выплату роялти или метода освобождения от роялти.


Метод освобождения от роялти по валовой выручке

Чаще всего используется, когда невозможно надежно оценить дополнительную прибыль лицензиата и экономический эффект для лицензиата связан с другими целями, например с освоением нового вида производства или расширением доли на рынке.

Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.

1. Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.

2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти. Такие таблицы публикуются.

3. Определяется экономический срок службы объекта интеллектуальной собственности.

4. Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.

5. Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).

6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования определяются в зависимости от области применения объектов интеллектуальной собтвенности, отраслевых и индивидуальных рисков.

7. Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются

1. Прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти.

Прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты от роялти был определён на основании ретроспективных данных по выручке ООО "ДЛС-Руссия" за период с 2013 по 2019 года. В качестве базы для расчёта в прогнозном периоде было использовано среднее значение выручки за период с 2013 по 2019 года без учёта минимального и максимального показателей. Данный выбор обусловлен необходимостью определения нормализованного значения выручки, так как её низкие показатели по итогам 2019 года, связаны с реорганизацией компании.

Данные о выручке ООО "ДЛС-Руссия" за период с 2013 по 2019 года приведены в таблице ниже:

Наименование показателя / период

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

Среднее значение выручки за период с 2013 по 2019 года без учёта минимального и максимального показателей

Выручка

76 947 000

188 799 000

287 284 000

267 390 000

262 321 000

324 975 000

310 834 000

263 325 600


Прирост выручки в рамках прогнозного периода принят, исходя из пессимистического прогноза, на 0 уровне, исходя из высокого риска вхождения рынка автомобильных грузоперевозок в рецессию[11]:

2. Определение ставки роялти.

Значение ставки роялти определено на основании исследования специалистов компании «Перспектива», специализирующихся на оценке интеллектуальной собственности[12]

В рамках настоящего отчёта, значение ставки роялти принято на уровне ниже среднего из диапазона 3%

3. Определение экономического срока службы объекта интеллектуальной собственности.

В соответствии с ч. IV ГК РФ свидетельство на товарный знак и знак обслуживания действует 10 лет с даты подачи заявки, с возможностью в дальнейшем его неоднократного продления каждый раз на 10 лет, но не более срока деятельности предприятия.

Таким образом, юридический срок жизни товарного знака, фактически, не ограничен.

В странах со стабильной экономикой прогнозный период может составлять до десяти лет, однако практика оценки показывает, что для российских предприятий нецелесообразно разрабатывать прогнозы на срок более трех-пяти лет вследствие нестабильности экономической ситуации.

Исходя из вышеизложенного, прогнозный период принят на уровне 5 лет, исходя из ближайшего окончания срока действия товарного знака – 19.10.2024, т.е. с 1 квартала 2020 года по 2024 года.

4. Ожидаемые выплаты в виде роялти.

Расчёт приведён в разделе 7.

5. Расходы на поддержание товарного знака.

Прогнозный период определён оценщиком в контексте действующего срока свидетельства на товарный знак, расходы на его поддержание равны 0.

6. Определение ставки дисконтирования

Ставка дисконтирования – это процентная ставка, которая используется для того чтобы переоценить стоимость будущего капитала (денежных потоков) на текущий момент. Это делается из-за того, что одним из фундаментальных законом экономики является постоянное обесценивание ценности (покупательной способности, стоимости) денег.

Ставка дисконтирования есть функция риска ожидаемых денежных потоков. Более высокие ставки приписываются более рискованным активам, а пониженные – проектам с большей безопасностью.

Факторы, влияющие на ставку дисконтирования: