Файл: Программа по окружающему миру для 14 классов Количество часов 1 класс 50 ч, 24 классы 68 часов пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; -
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); -
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -
планировать свои действия в течение урока; -
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; -
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; -
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; -
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; -
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; -
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); -
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; -
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; -
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; -
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; -
сравнивать объекты по различным признакам; -
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; -
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; -
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; -
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; -
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; -
формулировать ответы на вопросы; -
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; -
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; -
признавать свои ошибки, озвучивать их; -
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; -
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; -
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); -
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; -
составлять рассказ на заданную тему; -
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; -
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; -
находить на карте страны — соседи России и их столицы; -
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; -
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; -
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; -
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; -
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; -
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; -
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; -
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; -
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -
приводить примеры растений и животных из Красной книги России; -
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; -
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; -
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; -
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -
вырабатывать правильную осанку; -
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; -
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; -
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; -
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; -
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; -
соблюдать правила безопасного поведения в природе; -
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; -
раскрывать роль экономики в нашей жизни; -
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; -
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; -
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; -
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; -
понимать, как ведётся хозяйство семьи; -
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; -
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); -
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; -
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
3.Содержание учебного предмета, курса
1 класс (50 ч)
Что и кто? (16ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (9 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (8ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (17 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.