Файл: Арт терапия при заикании для детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наибольшей популярностью среди логопедов пользуется гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Цикл состоит из 96-разового («стрельниковская» сотня) повторения одного упражнения, с точным выполнением движений во время дыхательного акта.

Комплекс упражнений для новичков:

«Ладошки». Исходное положение: стоя, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, ладонной поверхностью от себя. Через нос проводится шумный глубокий вдох. В это время ладошки сжимаются в кулак. На выдохе (пассивном, без активного сокращения дыхательных мышц) – разжимаются. В первом подходе 4-8 комплексов «вдох-выдох», затем пауза до 5 секунд. Упражнение заканчивается по выполнению 96 дыхательных комплексов.

«Погончики». Исходное положение: стоя, руки приведены к туловищу, сжаты в кулаки и согнуты в локтевых суставах до 45°. На активном вдохе ребенок производит отталкивающее движение рук по направлению к полу. На вдохе – возвращает в исходное положение.

«Накачивание шины» или «насос». Исходное положение: стоя, слегка наклонившись вперед, без напряжения мышц (спина круглая). Во время вдоха необходимо максимально наклониться вперед, на выдохе – вернуться в полусогнутое положение.

Представленный выше цикл является базовым. В случае если ребенок начинает заикаться сразу после занятия с простыми упражнениями – гимнастика отменяется. После полного осваивания начального комплекса (через 1-2 недели) движения усложняются поворотами головы и туловища.

«Кошка» или танцующее упражнение. Исходное положение малыша стоя, ноги в свободном приседе, руки согнуты в локтевых суставах, кисти расслаблены. На вдохе проводится поворот туловища и легкое сгибание ног в коленях, на выдохе – прямо. Следующий вдох сопровождается поворотом в другую сторону.

«Ушки». Во время активного вдоха выполняются поочередные наклоны головы в левую и правую сторону, на выдохе – прямое положение. Происходит имитация дотрагивания ухом плеча, отсюда название.

Важно! Для детей с тяжелой соматической патологией (заболеваниями легких, сердца, органов пищеварения) комплекс упражнений проводится в исходном положении сидя или лежа

Проведение сеансов арт-терапии от заикания в домашних условиях сопровождается некоторым риском для ребенка ухудшить состояние. Неправильное использование образов и ассоциаций, проведение игры с ребенком в плохом настроении – ведет к образованию новых факторов, блокирующих развитие речи.


В зависимости от интересов и возраста, нетрадиционные методы лечения предлагают варианты занятий:

Раскрашивание. Для отвлечения ребенка используются обычные книжки с рисунками животных или сказочных персонажей. В старшем возрасте используются нейтральные антистрессовые иллюстрации с большим количеством мелких деталей.

Рисунок. Метод подразумевает возможность самовыражения: движения кисти не ограничены линиями печати. На листе бумаги изображаются все желания и страхи детей. Психологический анализ выбранных цветов, воспроизведенных форм определяет степень выраженности и вероятный провоцирующий фактор.

Создание коллажа. Чаще проводится с детьми среднего школьного возраста.

Метод включает различные виды плетения украшений, лепки из глины или пластилина. Важным преимуществом арт-терапии в том, как избавить ребенка от заикания, является одновременное психологическое расслабление и развитие мелкой моторики рук.

В специальных логосадах не говорят о том, как вылечить заикание у ребенка, ограничиваются терминами «коррекции» и «снижении выраженности дефекта». Все зависит от приложенных усилий, терпения и системности работы. Избавление ребенка от патологии речи должно сопровождаться активной родительской поддержкой.

Врачи советуют придерживаться следующих рекомендаций:

Не стоит заставлять малыша повторять проблемное слово до тех пор, пока не произнесет без ошибок.

Необходимо слушать то, что говорят дети, а не то, как они это делают.

Нельзя постоянно напоминать ребенку о том, что он заикается. Таким образом, формируется зацикленность на патологии.

Детей нужно хвалить за все, даже незначительные победы. Этот прием позволяет настроить отношения взаимного доверия в семье.

Помогать и поддерживать попытки ребенка стать лучше.

Ни в одном современном протоколе медицинской помощи не написано, как избавить детей от заикания одномоментно и навсегда. Результат достигается только продолжительным, упорным совместным трудом, однако достижение поставленной цели абсолютно реально и без вмешательства врачей.

Елена Прокопец

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания, что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили» очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.



Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.


Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана. На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

Читайте также: Энурез у детей 1 месяц

• краски разных видов — гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

• палитры, воду, салфетки.

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.


Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя»Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

Анна Бубнова

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна

МБДОУ «детский сад №138»

Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям.