Файл: Арт терапия при заикании для детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи подробно представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

— не соответствуют возрасту говорящего;

— не являются диалектизмами (безграмотностью речи с выражением незнания языка);

— связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи:

— носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

— требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера;

— часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от её временных нарушений, от особенностей речи, обусловленных территориально-идеологическими и социокультурными факторами.

Раскрывая основное понятие, следует отметить, что нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Термин «коррекция нарушения речи» предполагает исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Краткий обзор основных понятий показывает, что речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе общего назначения.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

При первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована (5–6 лет). Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».


На втором уровне появляются, хотя и искаженные, общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

Третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяют еще и четвертый уровень (Т. Б. Филичева), характеризующийся легкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью при начале школьного обучения.

Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией (наличие судорожности в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии и т. д.).

Дети с общим недоразвитием и нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у таких детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.



У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

У детей с нарушениями речи существует ряд психолого-педагогических особенностей, характеризующий их. Это прежде всего личностные нарушения — фиксированность на дефекте, трудности в вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведёт к нарушению социальной адаптации.

Таким образом, дети с нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

— есть сопутствующие диагнозы;

— не использует речь для коммуникации;

— нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть возможное применение арттерапевтических методик.

Итак, понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного творчества помогал психически больным выразить в картинках свои скрытые переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время «арттерапия» имеет несколько значений:

— рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

— как комплекс арттерапевтических методик;

— как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушения развития и даёт положительные результаты.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности,
выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных способностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

— изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);


— библиотерапию (воздействие чтением);

— имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

— музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);

— вокалотерапию (воздействие пением);

— кинезитерапию (воздействие движениями — танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику).

Детально изучив все вышеизложенные виды арттерапии, мною были выбраны три её направления, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.

Кинезитерапия. Следует немного подробнее остановиться на раскрытии её основных форм;

— танцетерапия — основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний, в основе ее применения лежит снятие через танец мышечно-физиологического напряжения, появившегося в результате стресса;

— коррекционная ритмика — вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

— психогимнастика –включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики человека.

Изотерапия — один из самых распространённых видов арттерапии. Различают два направления этого метода:

— использование же существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия, основой, которой явлвется театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические представления об образе, а также единстве личности и образа. В соответствии с этим её задачами являются:

— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

Читайте также: Что такое средний уровень тревожности

— воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий;

— тренировка способности мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

— создание определённого творческого интереса.

По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог) и групповой (драматизация народной, авторской сказки).