Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.» (Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свои права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности в структуре и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор бюрократически, или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с собственником бизнеса.

С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера – предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. В современных условиях такая ситуация достаточно редка и встречается в основном в малом бизнесе. Современный век – это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей.

Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Согласно новому законопроекту, продажу алкоголя через интернет разрешат предпринимателям после получения лицензии и подключения к системе ЕГАИС.

Для этого потребуется соблюдение следующих правил:

1. Владельцу интернет – магазина, торгующего алкоголем, необходимо получить лицензию  Росалкогольрегулирования (РАР). Подобные лицензии выдаются обычным магазинам, осуществляющим продажу алкогольной продукции. Торговля для интернет – магазинов будет вестись на общих основаниях, только с той разницей, что в лицензии будет указываться адрес сайта.  В случае аннулирования или окончания срока действия лицензии торговля должна будет приостановлена.

2. Право на онлайн-продажу крепких спиртных напитков могут получить только действующие обладатели лицензией на производство или оптовую продажу алкоголя. Для начинающих предпринимателей в этом виде деятельности – как индивидуальных предпринимателей (ИП), так и организаций,  возможна интернет продажа  только слабоалкогольной продукции: пиво, сидр, медовуха.


3. Интернет-магазины алкогольной продукции в обязательном порядке также должны работать через ЕГАИС.

Для этого потребуется:

  • персональный компьютер или ноутбук с выходом интернет;
  • кассовое оборудование, совместимое с ЕГАИС;
  • УТМ (универсальный транспортный модуль) для обмена информацией с ЕГАИС;
  • программа для взаимодействия с УТМ;
  • крипто-ключ JaCarta  для формирования КЭП (квалифицированной электронной подписи).

   4. Доменные имена для интернет - магазинов будут присваиваться. Росалкогольрегулированием в зоне egais. ru. Наличие отдельной доменной зоны позволит потребителю и регулятору отличать легальные сайты по продаже алкоголя от нелегальных. 

   5. Правило запрета продажи алкоголя с 23:00 – 8:00, а также несовершеннолетним гражданам  будет действовать, в том числе,  и для интернет – магазинов. Возраст клиента будет проверяться по банковской карте и во время доставки курьером по паспорту. 

Лицензии на разрешение продажи алкоголем будут выдаваться трех видов:

  • для организаций и ИП, которые продают пиво, медовуху или сидр;
  • для производителей алкогольных напитков из винограда;
  • для производителей и продавцов крепкого алкоголя.

Документы, необходимые для получения лицензии:

  • копия учредительных документов (для юридических лиц);
  • копия документа о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий наличие складских помещений.

Для магазинов, баров, ресторанов, которые ранее уже продавали алкоголь по лицензии, будет достаточно подать заявление в  Росалкогольрегулирование и оплатить госпошлину.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита осуществляется с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).

Применение ККТ и  схема реализации алкогольной продукции через интернет будет выглядеть следующим образом:

1.       На складе должно быть установлено необходимое оборудование и программное обеспечение

Все этапы реализации алкогольной продукции  - от поставки до продажи конечному потребителю должны осуществляться через ЕГАИС.  Формирование документооборота  в ЕГАИС осуществляется посредством специального программного обеспечения «Универсальный транспортный модуль» (УТМ). Для работы с УТМ необходим действующий ключ квалифицированной электронной подписи (КЭП), который используется в УТМ для подписания электронных документов перед их фиксацией в ЕГАИС. Проще говоря, продавцу алкоголя нужно приобрести  кассовое оборудование с поддержкой ЕГАИС, т.е. со встроенным УТМ модулем.  Затем необходимо пройти регистрацию в  контролирующих органах (ФНС, РАР) и произвести все технические настройки для работы оборудования [9, с. 121].


Установка и настройка кассового оборудования - это процесс не простой, особенно для тех, кто только начинает работать в этой отрасли, поэтому приобретайте кассовое оборудование со встроенным УТМ модулем у компании, где предоставляется  услуга установки и настройки программного обеспечения, а также работает служба технической поддержки.  Это позволит избежать много сложностей, дополнительных финансовых затрат в  процессе установки и работы с новой системой.

Многие компании предлагают готовое решение для предприятий, работающих с ЕГАИС: кассовое оборудование по ценам производителя + программное обеспечение для работы с ЕГАИС и широкими функциональными возможностями для автоматизации бизнеса в целом. Кроме того, в компании работает круглосуточная  служба технической поддержки, помогающая решать возникающие вопросы в работе с программой.  

Лайтбокс одно из самых функциональных решений по ЕГАИС на рынке розничной торговли. Например, в Лайтбокс реализованы возможности, которые отсутствуют в большинстве сервисов:

1. автоматическое списание по итогам продаж (ЕГАИС);

2. раскрытие тары на кассе;

3. формирование алкодекларации.

 Кроме того, здесь максимально удобно реализованы типовые функции:

  • работа с ЕГАИС накладными;
  • возможность работы с ЕГАИС (регистры, списание); 
  • запрос нечитаемой PDF марки;
  • ограничение продажи по дням недели и часам;
  • ведение единой базы товарооборота в магазине, на складе и  интернет-магазине.

Доставка спиртного может осуществляться штатными курьерами интернет-магазина. При реализации товара курьер должен:

  • проверить возраст покупателя и убедиться, что он старше 18 лет;
  • иметь при себе необходимое оборудование: терминал с 2D-сканером и функцией обмена данными с модулем ЕГАИС в режиме онлайн, мобильную кассу с возможностью распечатывать QR-код, полученный из ЕГАИС;
  • отсканировать штрихкод акцизной марки для  отправки запроса терминалом на разрешение проведения оплаты в систему ЕГАИС (поверяется акцизная марка, дата и время продажи),
  • получить оплату за товар и выдать чек клиенту.

Для предприятий, планирующих торговать алкоголем через интернет, нужно тщательно ознакомиться с требованиями законодательства.

  • Для тех, кто уже торгует алкоголем и имеет лицензию, работает через ЕГАИС достаточно написать заявление в РАР, выбрать домен в системе ЕГАИС, организовать доставку товара.
  • Для начинающих работать в этой сфере, потребуются больше усилий: получение лицензии на продажу алкоголя, организация склада хранения продукции, установка и настройка кассового оборудования с поддержкой ЕГАИС, доставка товара.

Для этой категории предпринимателей важно серьезно подойти к вопросу выбору кассового оборудования и установки программного обеспечения. Компания LiteBox (Лайтбокс) предлагает готовое решение для предприятий, работающих с ЕГАИС: кассовое оборудование по ценам производителя + программное обеспечение для работы с ЕГАИС и широкими функциональными возможностями для автоматизации бизнеса в целом. 

Кроме того, в компании работает круглосуточная  служба технической поддержки, помогающая решать возникающие вопросы в работе с программой.  

3.2 Различия предпринимателя и менеджера в сфере торговли алкогольных товаров

Принципиальные различия предпринимателя и менеджера:

Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно. Но дело совсем выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением. Происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управления ими. В этот момент и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности – профессиональный менеджер.

Предприниматель (бизнесмен) и менеджер – это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель – это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление [3, с. 110].

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к руководителю организации в целом или ее подразделений (управлений, структур, отделений и т.д.)

Менеджмент выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.


По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры – продавая свою рабочую силу.

Основные различия:

Стратегическая ориентация.

Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении потребительского спроса, социальных предпочтений и т.п.; менеджер – на выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов.

Осуществление замысла.

Предприниматель действует быстро, рискует, не держится за идею, не доказавшую свою жизнеспособность в сжатые сроки. Менеджер, как правило, неохотно берется за новое дело;

Использование ресурсов.

Предприниматель вводит новые ресурсы, как правило, поэтапно менеджер получает фонды под работу подразделения в целом.

Форма привлечения ресурсов.

Предприниматель широко пользуется арендой и другими формами временного привлечения ресурсов. Менеджер заинтересован в накопительстве, избегает аренды. Предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях. Менеджер – сложившуюся организационную структуру иерархического характера с соблюдением четкого распределения полномочий и ответственности.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого сотрудника.

Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг. Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как цельную систему организационно-технического и социально-психологического методов управления.

Менеджмент позволяет принимать грамотные управленческие решения. Как получать прибыль в условиях конкурентной борьбы, как удержаться от банкротства, что надо сделать для укрепления позиций компании на рынке – эти и другие вопросы постоянно возникают перед руководителями. Для ответа на них требуются современные знания, и менеджмент как наука помогает их сформировать.