Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.» (Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Такое слово, как «управление», мы слышим достаточно часто, а само управление есть абсолютно во всех областях человеческой жизни. Сегодня управляют автомобилями и машинами и прочими техническими устройствами, а также государством, учебным процессом, движением поездов и прочим. Такой термин, как «менеджмент», в целом, означает определенную профессиональную деятельность, то есть эффективное управление различными организациями. Менеджмент является профессиональной деятельностью по управлению предприятиями, которая обеспечивает достаточно высокую эффективность и результативность их работы в долгосрочной и ближайшей перспективе, устойчивое и целенаправленное развитие. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических социальных процессов.

Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Предприниматель, менеджер и бизнесмен – это не одно и то же. Бизнесмен это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса – предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека – предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.


Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит активное становление новой совмещенной профессии и социальной группы - менеджеров-предпринимателей. Эта профессия и выполняемые ею социальные роли задают направления в изменении сложившихся социальных и экономических отношений в различных сферах деятельности, вызванных к жизни рыночной экономикой.

Менеджер-предприниматель функционирует и в крупном, и в среднем, и в малом бизнесе. В крупном бизнесе менеджер-предприниматель занимает позиции топ-менеджеров и, главным образом, занят стратегическим управлением, разработкой целей и проектов, связанных с развитием и укреплением позиций на рынке, управляемого и не принадлежащего ему бизнеса. В основном это крупные акционерные общества, основанные на долевой собственности. В профессионально-должностном отношении топ-менеджеры входят в правление, в советы директоров и другие органы управления.

Цель – изучить понятие менеджмента, менеджер и предприниматель.

Задачи:

– рассмотреть понятие менеджмента;

– исследовать понятие менеджер, функции менеджера, требования, предъявляемые к менеджеру;

– изучить сущность, функции и роль предпринимательства;

– рассмотреть понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;

– изучить взаимосвязь менеджера и предпринимателя в сфере торговли алкогольных товаров;

– рассмотреть различия предпринимателя и менеджера в сфере торговли алкогольных товаров.

Объект – менеджмент.

Предмет – менеджер и предприниматель.

Методы исследования в работе – сравнительно-аналитические.

Характеристика источников. При написании работы было использовано 10 источников: учебных пособий и монографий. Данные источники могут считаться надежными, поскольку изданы серьезными издательствами и используются при обучении студентов в различных вузах.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Менеджмент и менеджер: понятие и сущность

1.1 Понятие менеджмента

Менеджмент (в максимально широком смысле) – означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент (management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).


Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает менеджером. Современное производство основано на использовании новейших технологий в сочетании с высоким профессионализмом сотрудников. Являясь специалистом высокого уровня, Менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства, поэтому работа Менеджера является продуктивной. Управление объединяет в себе работу множества специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. Объектом управления является хозяйственная деятельность предприятия в целом или его конкретной сферы (финансы, сбыт и т. д.). Каким бы ни был характер экономической деятельности, но если она направлена ​​на получение прибыли или дохода от бизнеса, можно сказать, что она осуществляется с помощью менеджмента. Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но для всех сфер характерно обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами и сохранение его непрерывности. Под влиянием менеджмента находятся такие мероприятия, как внедрение результатов исследований в производство, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, логистика, учет и отчетность, предоставление финансовых ресурсов и персонала. Хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера работы в стиле, основанном на постоянном поиске способов эффективного привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства. Одна из основных задач менеджмента - определение целей организации [4, с. 41].

Цели в организации - это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых команда хочет достичь при совместной работе. Формальные организации определяют цели в процессе планирования. Целевое управление – это процесс, состоящий из четырех этапов:

1) выработка ясной и сжатой формулировки цели;

2) разработка реальных планов их достижения;

3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов;

4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.


Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии.

В современной России часто в силу большей престижности понятие «менеджер» часто используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Во многих магазинах менеджерами называют обычных продавцов. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

– цели и задачи управления;

– объекты и субъекты управления;

– функции управления;

– виды менеджмента;

– методы менеджмента;

– принципы управления.

Основная цель менеджмента - обеспечить прибыльность и прибыльность компании за счет рациональной организации производственного процесса, эффективного использования человеческих ресурсов и использования новых технологий. Прибыльность достигается за счет максимизации доходов от продажи товаров / услуг, выполнения других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается следующими управленческими задачами:

- оценка состояния объекта управления;

- определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;

- разработка стратегии развития организации;

- определение необходимых ресурсов и источников их предоставления;

- распределение и согласование полномочий и ответственности;

- улучшение структуры организации;

- определение порядка и последовательности принятия решений;

- разработка системы повременных мероприятий;

- подбор, обучение и продвижение персонала;

- налаживание учета и контроля при решении задач.

Объектом управления (на что направлено управление) является организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от типа, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъект управления (тот, кто управляет) - это менеджеры, вся управленческая команда организации. Менеджеры - это менеджеры, то есть сотрудники организации, у которых есть сотрудники в прямом подчинении, они занимают постоянную должность в организации и наделены полномочиями принимать решения в определенных областях деятельности организации.

Уровень управления. Содержание, формы и методы управления зависят от его иерархического уровня: выше, среднего или ниже. Каждая организация - это пирамида, основанная на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда основано на специализации, концентрации на выполнении определенных функций в организации (функциональной сфере предприятия), разделении уровней на основе вертикального разделения труда по принципу власти, подчиненности и разделения полномочия [6, с. 39].


Задачи управления определяют его функции. Функции управления представляют собой устойчивый набор видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме того, есть еще две функции, которые называют их соединяющими процессы, которые постоянно происходят в организации и связывают все виды управленческой деятельности: коммуникацию и принятие решений.

Планирование - определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей и прогнозирование будущего развития организации.

Организация - формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация - активизация сотрудников, побуждающая их к эффективной работе для достижения целей организации за счет экономических и моральных стимулов и создание условий для развития творческого потенциала сотрудников.

Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм и решений.

Координация - достижение согласованности в работе всех частей системы путем установления рациональных связей между ними.

Принятие решения - это выбор из множества альтернатив.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Виды менеджмента - особые направления управленческой деятельности, связанные с решением определенных управленческих задач. По объекту управления различают общее и функциональное управление. Общее - это управление организацией в целом, функциональное - это управление определенными сферами организации: управление персоналом, финансовое, производственное, инновационное, международное управление и т. д. В любой организации общее и функциональное управление существует в органической структуре, единстве, образующем целостную систему управления.

По содержанию менеджмента различают стратегическое и оперативное управление. Стратегическое управление включает в себя разработку и реализацию миссии организации, ее бизнес-политики, определение конкурентной позиции компании на рынке, разработку набора стратегий, их распределение во времени, создание потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля над их реализацией. Оперативное управление предусматривает разработку тактических и оперативных мероприятий, направленных на практическую реализацию стратегии развития организации [6, с. 59].

Принципы эффективного менеджмента - Общие законы и требования, обеспечивающие эффективное развитие организации. Принципы управления включают: