Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.» (Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент и менеджер: понятие и сущность
1.2 Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
Глава 2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, функции и роль предпринимательства
2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Глава 3. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия
3.1 Взаимосвязь менеджера и предпринимателя в сфере торговли алкогольных товаров
3.2 Различия предпринимателя и менеджера в сфере торговли алкогольных товаров
- целостность менеджмента - комплексный взгляд на организацию в целом, рассматривающий организацию как целостную социально-экономическую систему;
- иерархический порядок процессов управления в организации и принцип единоначалия;
- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;
- научная обоснованность и оптимизация управления - использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск оптимальных способов достижения целей.
1.2 Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются «ключевыми людьми» в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности [3, с. 29].
Менеджер в современном представлении – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
– организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
– руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
– руководителю по отношению к подчиненным;
– администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности – принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение – осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (см. Таблицу ).
Таблица
Особенности конечного результата деятельности в менеджменте
Менеджмент |
Конечный результат |
Американский |
Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации |
Японский |
Совершенствование межличностных отношений |
Европейский |
Формирование качества продукта |
Российский |
Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике |
Таблица составлена по: Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей.
Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):
– обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
– обеспечение функционирования производственной системы;
– обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
– ОФ финансовой подсистемы;
– ОФ инновационной подсистемы;
– ОФ социальной подсистемы;
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Уровни управления
Менеджеры среднего звена координируют работу менеджеров более низкого уровня и действуют как связующее звено между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Руководители низового уровня организуют работу непосредственно под своим руководством, рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет различать линейных и функциональных менеджеров.
Линейные руководители - это руководители, которые координируют деятельность отделов в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные менеджеры - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), предоставляющие возможность принимать решения линейным руководителям на соответствующем иерархическом уровне [1, с.50].
Уровень функционального менеджера определяется иерархическим уровнем линейного управления, работу какого подразделения он обеспечивает.
Рыночная экономика позволяет выделить среди менеджеров фигуры:
- предпринимательская;
- предпринимательская;
- бизнесмена.
Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которого связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработке новой идеи, новых продуктов или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях рыночной неопределенности.
Предприниматель - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение проблем, связанных с обменом товарами и услугами между существующими рыночными структурами с использованием форм и методов бесплатного хозяйственная деятельность, сложившаяся на практике.
Коммерсант - это независимый экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих на рынке видах посреднической деятельности, отвечающих потребностям общества и конкретного человека.
Качества, необходимые менеджеру
Основные качества, необходимые менеджеру:
а) мировоззренческая позиция:
– наличие выработанной управленческой концепции;
– желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
– умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
б) деловая компетенция:
– обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
– обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
– владеть современными методами менеджмента;
в) административный талант:
– проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
– обладать опытом административной работы;
– иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
– уметь осуществлять корпоративную поддержку;
г) личностные качества:
– генетическая предрасположенность к лидерству;
– обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
– критически оценивать свои достижения;
– уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант – это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена – устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена – постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации [7, с. 52].
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
– знание технологии производственного процесса и его функционирования;
– знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
– знание общей экономической теории;
– знание теории маркетинга;
– а также общая эрудиция по специальности;
– знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
– умение быть в форме;
– выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
– выдержка в любой конфликтной ситуации;
– коммуникативность;
– умение слушать;
– интуиция;
– приспособляемость к ситуации;
– восприимчивость критики, самокритичность;
– уверенность в себе;
– авторитетность;
– стремление к успеху и готовность работать для этого;
– возраст и внешние данные;
– сила воли;
3. Личные способности:
– умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
– умение распределять обязанности и давать четкие указания;
– умение стимулировать и мотивировать работников;
– легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности:
– ум и рассудительность;
– творческий потенциал;
– умение принять нужное решение;
– логическое, структурное, системное мышление;
– интуиция;
5. Рабочие приемы:
– рациональность и системность в работе;
– умение максимально концентрироваться;
– умение принятия решений и снятия проблем;
– самоменеджмент;
– умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
– активность и подвижность;
– энергичность;
– сила и здоровье.
Таким образом, английский термин «менеджмент» дословно не переводится на русский язык. Обычно его переводят как «менеджмент», а «me-nejer» - как «менеджер». Менеджмент - это обязательно управление экономической деятельностью. Есть и другие отличия. На Западе под менеджером подразумевают человека, который занимается управлением той или иной организацией. В более широком смысле используется безличная форма - «управление», «управление». Менеджер - это специально обученный профессиональный менеджер, который знает, что принадлежит к особой профессии и не является специалистом в какой-либо области. Чтобы стать менеджером, вы должны обязательно занимать руководящую должность и (что очень важно) осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту (иметь знания в этой области) придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.
Глава 2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, функции и роль предпринимательства
Представители классической социально-экономической науки подробно изучили понятие «предпринимательство», введенное в научный оборот Дж. Б. Сэем [5]. Однако в современных исследованиях, наряду с предпринимательством, часто используется термин «бизнес» как синоним. Между тем этимология этих понятий указывает на их различное смысловое содержание. Так, бизнес (с англ. Business) переводится с английского как коммерческая деятельность, а предпринимательство (с англ. Предпринимательство-предпринимательство, согласно экономическому словарю, - это экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на его территории). на свой страх и риск и под свою ответственность. Основная цель - получение прибыли и развитие собственного бизнеса. Четких различий в понимании терминов нет.