Файл: Занятие Из чего состоит дружба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тренинговое занятие «Из чего состоит дружба» для обучающихся 5-8 классов
Цель: обучение навыкам совладания с конфликтными ситуациями, укрепление дружеских взаимоотношений, стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Вступительнаячасть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как дружба, а также сложности, которые могут возникнуть в процессе общения с друзьями. Среди них конфликт в дружбе. Мы сможем поразмышлять о том, что нам помогает решать конфликтные ситуации и находить способы примирения. Поговорим о том, какие умения в общении помогают нам налаживать, сохранять дружеские отношения и договариваться».

Разминка

Упражнение 1 «Туземцы Чи-чи-брик»Время:10 минут.

Цельупражнения:создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу, процедура приветствия.

Ведущий:«Ребята, а вы знали, что существует такое племя «Чи-чи-брик»? Там живут люди, которые все делают наоборот. Например, они здороваются не словами, а движениями, и каждый раз по-разному».

Далее ведущий предлагает попробовать погрузиться в мир туземцев и поздороваться друг с другом без слов.

Ведущий:«Я буду изображать шамана и при каждом моем возгласе, вот таком:

«шабадубаду» вы, мои новоиспеченные туземцы, должны будете начать здороваться
со всеми подряд, так как я вам скажу» (ведущий выполняет роль шамана и придумывает необычный призыв к приветствию, например, можно выбрать любой звук или звукосочетание).

Ведущий озвучивает в каждом кругу способы приветствия, и спустя некоторое время, через возглас шамана запускает процесс приветствия группой. В первом кругу предлагается поглаживать руки друг другу, во втором кругу тереться спинами друг о друга, в третьем – соприкасаться коленями с участниками тренинга. В данном упражнении можно модифицировать способы приветствия, а также необходимо следить за техникой безопасности.

Основнаячасть

Упражнение2«Естьвопрос»Время:15 минут.

Цельупражнения:определение основной темы занятия, создание атмосферы сплоченности в группе.

Необходимыйинструментарий:мяч.

Ведущий предлагает участникам группы встать в круг и ответить на вопросы в момент, когда у них в руках оказывается мяч.

Ведущий:«Ребята, сейчас я буду кидать вам мяч и задавать вопрос. Ваша задача отвечать на вопрос и бросать мяч дальше мне или другому участнику и также задавать вопрос. Важно, чтобы вопросы касались темы дружбы, общения, ссор, конфликтов и способов их решения. Если вам будет сложно задать вопрос, кидайте мяч мне, и я вам помогу, но важно пробовать спрашивать то, что вам действительно интересно в теме общения друг с другом».

Вопросы могут быть направлены на определенную тему, например, дружба, конфликты и их разрешение, особенности выражения различных эмоций, отношение

к окружающим:

    • какое у тебя настроение;

    • что для тебя дружба;

    • что для тебя ссора;

    • что тебе нравится в других людях;

    • что тебе не нравится в других людях;

    • как ты говоришь о том, что тебе не нравится;

    • как ты выражаешь свои эмоции/мнение;

    • что тебе помогает мириться;

    • что ты чувствуешь, когда на тебя злятся;

    • что ты чувствуешь, когда ты злишься;

    • какое животное ты себе напоминаешь, когда злишься;

    • что тебе помогает успокаиваться;

    • и т.д.

Ведущий начинает круг, задает вопрос и бросает мяч одному из участников группы, который отвечает на заданный ведущим вопрос и далее задает свой, бросая мяч следующему участнику. Это продолжается, пока все участники не зададут вопрос и не дадут ответ.

Далее ведущий может предложить в общем кругу обсудить, что было полезным услышать на свой вопрос, а также обсудить различные способы того, как участники группы справляются со своими чувствами во время конфликта с другом и как, в целом, получается заводить новые дружеские контакты и как умеют разрешать конфликтные ситуации с друзьями, что помогает им сохранить, укрепить дружеские отношения.

Упражнение3«Ситуации» Время:30 минут.

Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения
конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций и выстраивания дружеских отношений.

Ведущий предлагает участникам объединиться в команды по 3-4 человека и внутри каждой команды разыграть небольшие сценки на поставленные темы. Формат тем может касаться какого-то одного проблемного ряда, например, проблемы разрешения спорных ситуаций с другом.

Ведущий:«Предлагаю вам побыть в роли режиссеров и поставить сценки на предложенную тему. Мы сейчас объединимся в группы по 3-4 человека и далее я каждой группе сообщу, какую сценку им необходимо разыграть. В мини-группах вам нужно будет решить, как будет выглядеть предложенная ситуация и разыграть ее по ролям. Есть вопросы? Тогда давайте начнем объединяться в группы. Сейчас посмотрите друг на друга и объединитесь с тем, с кем вы сегодня меньше всего общались. Группа должна состоять из 3-4 человек» (количество участников в мини-группе зависит от количества участников в тренинговом занятии в целом).

Предложенные участникам темы могут касаться следующих ситуаций:

    • ссора между двумя подругами или двумя друзьями, предлагается их помирить;

    • у сверстника есть игра, в которую очень хочется поиграть, предлагается попросить у него поиграть;

    • участник тренингового занятия сильно обидел друга, предлагается попросить у него прощения и помириться с ним;

    • друг сильно плачет, предлагается успокоить его;

    • у участника группы есть проблема, не получается выполнить какое-то действие, предлагается обратиться за помощью к сверстнику;

    • в гости пришли друзья (приятели), предлагается наладить общение с гостями, начать общаться, играть и т.д.;

    • у участника тренингового занятия состоялся спор с другом, какой супергерой лучше, предлагается разыграть, как можно разрешить спор;

    • на перемене в процессе игры один мальчик задел другого мальчика и тот упал, предлагается обсудить, каким образом можно разрешить данную ситуацию.


При проигрывании ведущий помогает каждой группе найти конструктивные способы и проигрывать именно их. После выполнения задания в мини-группах ведущий предлагает обсудить в общем кругу разыгранные ситуации.

Ведущий: «Расскажите, как вам было проигрывать и обсуждать предложенные ситуации? Было ли сложно и если да, то в чем? Возникали ли какие-либо сложности в процессе проигрывания? Как удавалось разрешить представленные ситуации? Что помогало справиться с возникающими сложностями?».

Упражнение4«Варежки» Время:30 минут.

Цель : обучение стратегиям выстраивания коммуникаций для решения различных ситуаций.

Необходимый инструментарий: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, дополнительно: клей, журналы, картинки, наклейки с рисунками, для упражнения необходимо вырезать из бумаги варежки, на каждой паре сделать одинаковый орнамент. Количество пар варежек должно совпадать с количеством пар участников тренинга.

Ведущий размещает необходимое количество вырезанных варежек по всему пространству, где проводится упражнение. Объединяет участников группы в команды по два человека (объединение в команды может быть заранее запланировано, если необходимо просмотреть взаимодействие определенных участников тренингового занятия друг с другом, например, раздав варежки с определенным орнаментом определенным участникам), и далее участники упражнения должны найти свою пару.

Ведущий:«Ребята сейчас вам необходимо будет найти и взять по одной варежке и далее найти человека с таким же орнаментом на