Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(институт)
Психология и педагогика дошкольного образования
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Вариант 37(при наличии)
Студент | Альбина Ришатовна Сабитова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1901а | |
| | |
Преподаватель | Плотникова Татьяна Юрьевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………..……….……3
Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты……………………………………………………………………………..…6
1.1. Психологическая защита в аспекте современных условий………………..6
1.2. Приёмы психологической защиты………………..…………………………8
1.3. Основные механизмы психологической защиты…………....…………….10
Глава 2. Личностноразвивающий потенциал психологической защиты в образовательном процессе……….………………………………………………15
2.1. Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты…………………………..………………………….....15
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………………………………….….…..17
2.3. Особенности развития личности в студенческом возрасте
………………21
2.4. Психологическая поддержка личностного развития студентов……….…22
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников……………..………………….......……...27
Приложение 1…………………………………………………………………….30
Приложение 2…………………………………………………………………….37
Введение
На сегодняшний день, не смотря на глубокое изучение медико-психологическим сообществом, а также наличия множеств научных трудов, актуализация тем психологических защитных механизмов, как справляться со стрессом и его последствиями (посттравматический синдром ПТСР) наиболее высока. Это связано с увеличением сложных жизненных ситуаций, конфликтов бытовых, рабочих и внутриличностных, растущие случаи террористических актов, дорожно-транспортных происшествий, тяжелые не излечимые (трудно излечимые) заболевания. Все ранее перечисленные стрессовые ситуации неизбежно ведут к таким моментам как – душевные переживания, личностный кризис, депрессия и другие разрушения психического здоровья человека.
Тема курсовой работы «Изучение механизмов психологической защиты у студентов» мной была выбрана неслучайно. Многие из нас были студентами и имеют воспоминания не только беззаботной «студенческой» жизни, но и воспоминания о сложностях освоения нового коллектива, завоевания «места под солнцем», конфликтах, внутренних переживаниях и не понимание, что с этим всем делать.
На данный момент мало изучена и не пользуется широким применением в практики психологов тема влияния последствия психологического стресса на физическое здоровье, формирование психосаматических заболеваний, их профилактики и выработки адаптивных механизмов, позволяющих минимизировать риски для здоровья.
Данный вопрос лежит сразу в несколько плоскостях – феноменом многогранности (многослойности) личности человека, а также междисцилинарном статусе данного вопроса. Не смотря на наличие работ, исследований законов развития личности (отклонения развития личности) в недостаточной мере изученной остается тема выработки адаптивных механизмом, психологической защиты, а также профилактика психологического здоровья личности.
Проблема исследования – адаптационные механизмы для освоения в новой социальной среде, профилактические меры по предотвращению влияния стресса на личность студента.
Объект исследования – студент, испытывающий сложности в адаптации новой социальной среде.
Предмет – техники, инструменты психологичной защиты, методы профилактики стрессогенных факторов.
Цель исследования заключается в изучении психологических механизмов защиты у студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть психологическую защиту в аспекте современных условий;
- изучить соотношение психологической защиты и адаптивного поведения;
- выявить и проанализировать превалирующие механизмы психологической защиты студентов;
- проследить этапы развития и становления личности в студенческом возрасте;
- предложить возможность психологической поддержки развития студентов как личностей.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- метод целенаправленной выборки материала;
- сравнительный анализ;
- метод научного анализа;
- метод наблюдения;
- описательный метод.
Гипотеза исследования - механизмы психологической защиты «отрицание» и «проекция» в большей степени свойственны студентам - первокурсникам.
Теоретическая значимость. Проведенный теоретический анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в современной отечественной науке накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многомерность и противоречивость данного феномена (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, А.М. Штыпель). В то же время, остается невыясненным вопрос о том, какие механизмы личности позволяют ей конструктивно противостоять агрессивной среде, защищая себя, свою целостность, свою внутреннюю свободу, и каковы пути оптимизации самозащитных усилий личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мы расширим понимание о формировании психологических защит у студентов, проанализируем по сбору данных их эмоциональную реакцию, разработаем меры профилактики посттравматических синдромов, использовать информацию в разработке и проведении психологических тренингов, а также затронем момент просвящения среди студентов о важности получения психологической помощи у квалифицированного специалиста.
База исследования - Советский политехнический колледж г. Советский ХМАО-Югры.
Структура данной исследовательской работы состоит из: введения, основной части, включающей шесть пунктов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты
-
Психологическая защита в аспекте современных условий
Что же такое «Психологическая защита»? Основоположником этого термина является Зигмунд Фрейд, далее его дочь Анна Фрейд, его ученики и последователи изучали, исследовали и нарабатывали труды в теме защитных, адаптивных механизмов психики. Зигмунд Фрейд выявил несколько видов психологических защит, процессы формирования и функционирования. Основной идеей, заключавшейся в психологических защитных механизмах стало то, что они позволяют минимизировать последствия напряжения, снять эмоциональное возбуждение.
Главная функция психологической защиты в том, что снижается конфликтность, которая идет из внутреннего состояния личности, снижается напряжение, вызванного конфронтацией импульсов бессознательного и социально принятых «законов» окружающей среды, возникающих в результате социальной коммуникации. Сводя к минимуму такой конфликт, защитные психологические механизмы регулируют поведение человека, нарабатывая адаптационные механизмы.
Психика человека формирует навыки и способность защищаться от негативных ситуация, физических контактов.
Из множества механизмов психологической защиты, а их психологи разных направлений выделяют до нескольких десятков, мы разбираем лишь те, которые используются человеком чаще всего. Вначале следует отметить, что в принципе, любые защитные механизмы деструктивны, используются психикой, как «последняя надежда»; и тем не менее, они необходимы, так как охраняют психику как от глубоких «поломок» (психозы), так и от сравнительно легких невротических, функциональных расстройств, выражающихся в слезливости, нарушениях сна, снижении настроения, работоспособности, веры в жизненные перспективы. Егошкин с.2
Психологическая защита несет самую важную, но не единственную функцию, он защищает психическое здоровье личности, охраняет их «я» от воздействия стрессовых ситуаций, повышенной тревожности, негативных, деструктивных мыслей
.
Все защитные психологические механизмы характеризуются тем, что они являются бессознательными, автоматическими реакциями. Индивидуум активирует защиту спонтанно, не осознавая, что делает. Во-вторых, основная задача защитных средств состоит в том, чтобы максимально исказить действительность или полностью отрицать ее, чтобы субъект перестал воспринимать ее как тревожную или небезопасную.
В то же время, несмотря на то, что все доступные защитные действия направлены на защиту психологической целостности и здоровья человека, помогают перенести стресс (депрессию, апатию, отстранение от социума), они часто наносят серьезный урон и вред психологическому здоровью. Человек не может постоянно пребывать в состоянии стресса, отстраненности или позиции жертвенности, обвиняя других в своих бедах, замещая реальность искаженной(деформированной) картиной.
Психологическая защита может стать препятствием на пути к личностному росту и успеху, к которым стремиться всякий психологически здоровый человек.
Также защитные механизмы имеют важное значение, однако могут разрушить психику, если человек использует сразу множество, пренебрегая психо-эмоциональной гигиеной. Это чревато истощением, психосоматическим повреждениям и общий провал жизненной стратегии. Психологическая защита личности не относится к врожденным навыкам, она нарабатывается в процессе прохождения этапов становления начиная с периода детства. Основной моделью формирования механизмов психологической защиты являются родители(важные старшие), которые показательно «обучают» собственных детей.
-
Приёмы психологической защиты
Много трудов исследований, анализа имеется на сегодняшний день от выдающихся психологов, которые говорят о том, что умение защищаться от негативных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять эмоциональную стабильность в неприятных обстоятельствах и не реагировать на раздражающие, оскорбительные выпады является основной характерной чертой зрелой, цельной личности, эмоционально развитой и интеллектуально сформированной личности. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного человека. Это именно положительная сторона функции психологической защиты. Поэтому субъектам, испытывающим давление со стороны общества и принимающим негативные психологические атаки злобных критиков, необходимо изучать адекватные методы защиты от негативных воздействий.