Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(институт)

Психология и педагогика дошкольного образования

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Вариант 37(при наличии)


Студент

Альбина Ришатовна Сабитова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1901а













Преподаватель

Плотникова Татьяна Юрьевна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023
Содержание

Введение………………………………………………………………..……….……3

Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты……………………………………………………………………………..…6

1.1. Психологическая защита в аспекте современных условий………………..6

1.2. Приёмы психологической защиты………………..…………………………8

1.3. Основные механизмы психологической защиты…………....…………….10

Глава 2. Личностноразвивающий потенциал психологической защиты в образовательном процессе……….………………………………………………15

2.1. Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты…………………………..………………………….....15

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………………………………….….…..17

2.3. Особенности развития личности в студенческом возрасте
………………21

2.4. Психологическая поддержка личностного развития студентов……….…22

Заключение………………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………..………………….......……...27

Приложение 1…………………………………………………………………….30

Приложение 2…………………………………………………………………….37


Введение
На сегодняшний день, не смотря на глубокое изучение медико-психологическим сообществом, а также наличия множеств научных трудов, актуализация тем психологических защитных механизмов, как справляться со стрессом и его последствиями (посттравматический синдром ПТСР) наиболее высока. Это связано с увеличением сложных жизненных ситуаций, конфликтов бытовых, рабочих и внутриличностных, растущие случаи террористических актов, дорожно-транспортных происшествий, тяжелые не излечимые (трудно излечимые) заболевания. Все ранее перечисленные стрессовые ситуации неизбежно ведут к таким моментам как – душевные переживания, личностный кризис, депрессия и другие разрушения психического здоровья человека.

Тема курсовой работы «Изучение механизмов психологической защиты у студентов» мной была выбрана неслучайно. Многие из нас были студентами и имеют воспоминания не только беззаботной «студенческой» жизни, но и воспоминания о сложностях освоения нового коллектива, завоевания «места под солнцем», конфликтах, внутренних переживаниях и не понимание, что с этим всем делать.

На данный момент мало изучена и не пользуется широким применением в практики психологов тема влияния последствия психологического стресса на физическое здоровье, формирование психосаматических заболеваний, их профилактики и выработки адаптивных механизмов, позволяющих минимизировать риски для здоровья.

Данный вопрос лежит сразу в несколько плоскостях – феноменом многогранности (многослойности) личности человека, а также междисцилинарном статусе данного вопроса. Не смотря на наличие работ, исследований законов развития личности (отклонения развития личности) в недостаточной мере изученной остается тема выработки адаптивных механизмом, психологической защиты, а также профилактика психологического здоровья личности.

Проблема исследования – адаптационные механизмы для освоения в новой социальной среде, профилактические меры по предотвращению влияния стресса на личность студента.



Объект исследования – студент, испытывающий сложности в адаптации новой социальной среде.

Предмет – техники, инструменты психологичной защиты, методы профилактики стрессогенных факторов.

Цель исследования заключается в изучении психологических механизмов защиты у студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- рассмотреть психологическую защиту в аспекте современных условий;

- изучить соотношение психологической защиты и адаптивного поведения;

- выявить и проанализировать превалирующие механизмы психологической защиты студентов;

- проследить этапы развития и становления личности в студенческом возрасте;

- предложить возможность психологической поддержки развития студентов как личностей.

В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:

- метод целенаправленной выборки материала;

- сравнительный анализ;

- метод научного анализа;

- метод наблюдения;

- описательный метод.

Гипотеза исследования - механизмы психологической защиты «отрицание» и «проекция» в большей степени свойственны студентам - первокурсникам.

Теоретическая значимость. Проведенный теоретический анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в современной отечественной науке накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многомерность и противоречивость данного феномена (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, А.М. Штыпель). В то же время, остается невыясненным вопрос о том, какие механизмы личности позволяют ей конструктивно противостоять агрессивной среде, защищая себя, свою целостность, свою внутреннюю свободу, и каковы пути оптимизации самозащитных усилий личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что мы расширим понимание о формировании психологических защит у студентов, проанализируем по сбору данных их эмоциональную реакцию, разработаем меры профилактики посттравматических синдромов, использовать информацию в разработке и проведении психологических тренингов, а также затронем момент просвящения среди студентов о важности получения психологической помощи у квалифицированного специалиста.


База исследования - Советский политехнический колледж г. Советский ХМАО-Югры.

Структура данной исследовательской работы состоит из: введения, основной части, включающей шесть пунктов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Глава 1. Теоретический аспект исследования механизмов психологической защиты


    1. Психологическая защита в аспекте современных условий


Что же такое «Психологическая защита»? Основоположником этого термина является Зигмунд Фрейд, далее его дочь Анна Фрейд, его ученики и последователи изучали, исследовали и нарабатывали труды в теме защитных, адаптивных механизмов психики. Зигмунд Фрейд выявил несколько видов психологических защит, процессы формирования и функционирования. Основной идеей, заключавшейся в психологических защитных механизмах стало то, что они позволяют минимизировать последствия напряжения, снять эмоциональное возбуждение.

Главная функция психологической защиты в том, что снижается конфликтность, которая идет из внутреннего состояния личности, снижается напряжение, вызванного конфронтацией импульсов бессознательного и социально принятых «законов» окружающей среды, возникающих в результате социальной коммуникации. Сводя к минимуму такой конфликт, защитные психологические механизмы регулируют поведение человека, нарабатывая адаптационные механизмы.

Психика человека формирует навыки и способность защищаться от негативных ситуация, физических контактов.

Из множества механизмов психологической защиты, а их психологи разных направлений выделяют до нескольких десятков, мы разбираем лишь те, которые используются человеком чаще всего. Вначале следует отметить, что в принципе, любые защитные механизмы деструктивны, используются психикой, как «последняя надежда»; и тем не менее, они необходимы, так как охраняют психику как от глубоких «поломок» (психозы), так и от сравнительно легких невротических, функциональных расстройств, выражающихся в слезливости, нарушениях сна, снижении настроения, работоспособности, веры в жизненные перспективы. Егошкин с.2
Психологическая защита несет самую важную, но не единственную функцию, он защищает психическое здоровье личности, охраняет их «я» от воздействия стрессовых ситуаций, повышенной тревожности, негативных, деструктивных мыслей
.

Все защитные психологические механизмы характеризуются тем, что они являются бессознательными, автоматическими реакциями. Индивидуум активирует защиту спонтанно, не осознавая, что делает. Во-вторых, основная задача защитных средств состоит в том, чтобы максимально исказить действительность или полностью отрицать ее, чтобы субъект перестал воспринимать ее как тревожную или небезопасную.

В то же время, несмотря на то, что все доступные защитные действия направлены на защиту психологической целостности и здоровья человека, помогают перенести стресс (депрессию, апатию, отстранение от социума), они часто наносят серьезный урон и вред психологическому здоровью. Человек не может постоянно пребывать в состоянии стресса, отстраненности или позиции жертвенности, обвиняя других в своих бедах, замещая реальность искаженной(деформированной) картиной.

Психологическая защита может стать препятствием на пути к личностному росту и успеху, к которым стремиться всякий психологически здоровый человек.

Также защитные механизмы имеют важное значение, однако могут разрушить психику, если человек использует сразу множество, пренебрегая психо-эмоциональной гигиеной. Это чревато истощением, психосоматическим повреждениям и общий провал жизненной стратегии. Психологическая защита личности не относится к врожденным навыкам, она нарабатывается в процессе прохождения этапов становления начиная с периода  детства. Основной моделью формирования механизмов психологической защиты являются родители(важные старшие), которые показательно «обучают» собственных детей.


    1. Приёмы психологической защиты


Много трудов исследований, анализа имеется на сегодняшний день от выдающихся психологов, которые говорят о том, что умение защищаться от негативных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять эмоциональную стабильность в неприятных обстоятельствах и не реагировать на раздражающие, оскорбительные выпады является основной характерной чертой зрелой, цельной личности, эмоционально развитой и интеллектуально сформированной личности. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного человека. Это именно положительная сторона функции психологической защиты. Поэтому субъектам, испытывающим давление со стороны общества и принимающим негативные психологические атаки злобных критиков, необходимо изучать адекватные методы защиты от негативных воздействий.