Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 37 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивид ведет себя так, как будто проблемной ситуации нет. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые часто используют описанный метод в ситуациях серьезного кризиса.

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования(например, актеры вместо работодателя изгоняют агрессивные чувства в семье).

Глава 2. Личностноразвивающий потенциал психологической защиты в образовательном процессе
2.1. Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Беря во внимание теоретические знания, мы провели эмпирические исследования, цель которых заключается в выявлении защитных механизмом студентов третьего курса колледжа специальность «Повар-кондитер». В данном исследовании приняли участие студенты третьего курса Советского политехнического колледжа г.Советский ХМАО-Югра в колличестве16 человек, из них 11 девушек и 5 юношей.

В нашем исследовании использовался метод тестирования опросник Плутчика-Келлермана-Конте (LifeStyleIndex), через него исследуются основные психологические защиты по уровню напряжения. Анализируется превалирующие психологические защиты, и оценивается общая напрядженность.

Наших испытуемых студентов просят прочитать 92 фразы, которые описывают чувства, эмоции, поведенческие стратегии, далее – согласится или опровергнуть личное отношение к этим фразам. (см. Приложение №1)

Стимульный материал методик «Личностного дифференциала» (далее –ЛД) используется тогда, когда требуется получить информацию (данные) о субъективном отношении к самому себе и другим людям.

Данный метод может быть использован в случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые

традиционные, получаемые с помощью опросников, характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами. От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению психотерапии. [11, с. 10]



Нашим испытуемым студентам раздали бланки методики ЛД, на которых изображена таблица с противоположными значениями, описывающие самочувствие, настроение и активность. Там же, между колонками нахродятся цифры, обозначающие степень выраженности данных характеристик. Испытуемым студентам предлагается выбрать степень характеристики своего состояния в данный момент, с помощью цифр. (Приложении №1)
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента.
В данном исследовании, по добровольному согласию, приняли участие студенты 1 курса специальности «Повар – кондитер», в количестве 16 человек, из них 11 девушек и 5 юношей. Средний возраст испытуемых 18-19 лет.

По моим наблюдениям, которые велись как «первичные», можно отметить, что социальная обстрановка в группе доброжелательная. Ярко выраженных конфроктаций зафиксировано не было. Однако, как и присуще социуму, внутри группы отмечались более тесные взаимоотношения в микрогруппах.

В рамках общей группы отмечалась – взаимопомощь, взаимовыручка. Отсутствует общая напряженность между студентами. Некоторые студенты являются иногородними, и этот факт сказывается на общей эмоциональной атмосфере.

Уровень общей дисциплины на среднем уровне, так как многие студенты имеют различные увлечения, хобби и спорт. Именно поэтому уровень учебной мотивации разный.

Наше исследование включает в себя проведение диагностику уровня напряжения механизмов психологической защиты по опроснику Плутчика-Келлермана-Конте.

C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит Особенностью данной методики является то, что каждый механизм психологической защиты у испытуемого может быть напряжен на 100%. (рис.1)

Анализируя результаты исследования, можем увидеть картину деструктивных типов психологической защиты (вытеснение, регрессия, отрицание, проекция). Одновременно с этим, конструктивные типы с высокими значениями - гиперкомпенсация и рационализация.





Рисунок 1. Результаты исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте, в %
Рационализация проявлена на 77%. Студенты, участвующие в исследовании, у которых показатель рационализации высокий - использующие рационализацию, уходят от социальных установок и убеждений, которые являются негативными, неодобряющими. Если это расходится с их частным мнением и убеждениями. Вместе с этим, они подбирают более приемлемые объяснения, которое вызывает чувство внутреннего комфорта. Это может быть связано с желанием чувствовать самоценность и сохранять самоуважение.

Переходим к механизму гиперкомпенсации, его проявление составило 65%. Испытуемые студенты с высоким уровнем гиперкомпенсации, свойственно - притязания, проявляют в ситуации лишнюю самоуверенность, стараются занять лидирующее положение.

Компенсация - 62%. Повышенный уровень тревожности, из-за чего им требуется прилагать больше эмоциональных усилий, чтобы стправиться с этим.

Проекция - 67%. Происходит проекционный перенос от внутреннего к внешнему, из-за чего может искажаться воспринимаемая реальность. Свои мысли, чувств аи эмоции человек выдает за желаемую реальность.

Отрицание - 63%. Проявляется в нежелании признавать (отрицать) существующую реальность, так как это болезненно и травматично для человека.

Регрессия - 74%. При данном виде психологической защите у человека может проявиться психическое расстройства пограничного характера (истерия, нервоз, тик) .

Замещение - 58 %. Происходит процесс замещения с опасного(потенциально, реально) на более безопасный.

Вытеснение - 68%. Самая «опасная» психологическая защита, влечет за собой развитие психических расстройств. Происходит специальное вытеснение событий, которые приносят боль, страдание.

Методика «Личностный дифференциал», это инструмент для изучения свойств личности, самосознания. (Рис.2)

П о результатам проведенного исследования, полученных данных можно обозначить, что некоторые испытуемые студенты относятся к себе достаточно критично, а в большей части студенты – имеют четкую линию поведения, имеют уверенность в себе, и ориентируются на внутренние ощущения.

Рисунок 2. Исследование по методике «Личного дифференциала».
«Оценка» - 40%. Чуть меньше половины от общего количества студентов имеют довольно самокритичный взгляд по отношению к себе, не чувствует самоудовлетворение, и в целом принятие своей личности.


«Сила» - 50%. Ровно у половины испытуемых студентов достаточно хорошо развита сила воли, волевые качества характера, они это осознают, и удачно используют в эффективном поведении.

«Активность» - 70%. Большая половина студентов придерживаются активной позитивной позиции, социально адаптированы, умеют решать задачи в группе, имеют свойство «контейнирования» собеседника.

2.3. Особенности развития личности в студенческом возрасте
Как утверждает Б.Г. Ананьев, студенческий возраст является временем в жизни человека, когда наиболее эффективно создаются и формируются свойства психологического поведения.

Развитие студента на каждом курсе обучения в вузе имеет свои особенности, рассмотрим их.

Первый курс – приобщает студента к студенческой коллективной форме жизни, из вчерашнего абитуриента (школьника) личность узнает о существовании «другого мира».

Второй курс – это период напряженной и сложной деятельности студента. Студенты получают профессиональную подготовку, происходит реализация воспитания и обучения. Начинает формироваться личностные культурные особенности, вкусы, потребности. Как правило, адаптация к новым условиям уже пройдена.

Третий курс –начало специализации, проявляется интерес к обучению, выбранной профессии. Далее следует – сужение интересов в рамках выбранной специализации, и как следствие, поведение личности обуславливается особенностями выбранной профессией.

Четвертый курс – приобретается начальный практический опыт в профессии, когда студент проходит учебную практику. Для данного периода характерна переоценка ценностей и поиск инноваций в выбранной сфере (специальности), поиск наиболее эффективных решений.

Пятый курс – предвосхищение скорый окончанием обучения в вузе, формируется четкие представления, установки о выбранной деятельности. Появляются новые актуальные ценности – материальные, семейные, трудоустройства и так далее. После окончания вуза студент отходит от коллективной студенческой жизни.
2.4. Психологическая поддержка личностного развития студентов
В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки методов психологической помощи личности в её формировании.