Файл: Тема вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов оглавление.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема ВКР: «Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема ВКР: «Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов»
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
-
Планирование и содержание специальной физической подготовки биатлонистов в тренировочном процессе -
Методологические особенности развития специальных физических качеств в тренировочном процессе биатлонистов
Глава 2.Глава. Задачи, методы и организация исследования
-
Задачи исследования -
Методы исследования -
Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обслуживание
3.1 Результаты исследования исходных показателей специальной физической подготовленности биатлонистов
3.2 Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов
3.3 Обоснование эффективности экспериментальной модели и ее воздействия на показатели специальной физической подготовленности биатлонистов
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Физическая подготовка как раздел спортивной тренировки
1.2 Периодизация тренировочного процесса биатлонистов
1.3 Средства и методы развития выносливости в биатлоне
ГЛАВА II.ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Моделирование образовательной среды по физической культуре и спорту в учреждениях различного уровня
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Специфика зимних многоборий, а в частности биатлона - это включение разнохарактерных нагрузок. В биатлон входит: лыжная гонка и стрельба с резкими остановками на рубежах, которые отличаются друг от друга структурой, характером энергообеспечения, продолжительностью и силой воздействия, что предъявляет к системам организма повышенные требования (Фарбей В.В., 2007).
В биатлоне, как и в некоторых других циклических видах спорта, в последние годы произошли существенные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом в методике тренировки (Шикунов М.И., 2005).
Биатлон относится к зимним видам спорта, в котором тренировочный процесс охватывает весь годичный цикл, причем, подготовительный период является наиболее продолжительной структурной единицей тренировочного макроцикла. Подходы к построению тренировочного процесса в подготовительном, соревновательном и переходном периодах имеют объективные отличия.
Во время соревновательного периода деятельность спортсмена имеет более конкретные двигательные действия и акты, выполняемые в определённом порядке для решения технико-тактических задач, характеризуется заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий, цикличностью повторений двигательных актов на трассах.
Одним из показателей готовности биатлониста к соревновательной деятельности является высокая общефизическая подготовка и выносливость спортсмена. Выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов на современном этапе развития биатлона является актуальным, что связано с введением в программу соревнований по биатлону индивидуальных, пасьютных гонок, спринтерских и супер-спринтерских дистанций. Следовательно, развитие выносливости должно иметь непрерывный характер, что вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле. Вышеизложенное выдвинуло проблему поиска и теоретического обоснования более эффективных средств и методов тренировки, направленных на развитие выносливости биатлониста в подготовительный период тренировочного макроцикла.Все это позволяет считать данную тему исследования актуальной (Гущина И.В., 2003).
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс биатлонистов группы высшего спортивного мастерства, занимающихся вГУДОД СДСШОР по биатлону Забайкальского края.
Предмет исследования - применение специальных средств и методов развития выносливости в тренировочном процессе биатлонистов в период летнего учебно-тренировочного сбора.
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики по повышению общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде, исследование специальных средств и методов развития выносливости их влияние на функциональное состояние спортсменов и динамику спортивных результатов. физический биатлон выносливость тренировка
Гипотеза исследования – предположение о том, что разработанная методика занятий биатлонистов, в рамках летнего учебно-тренировочного сбора, позволит повысить уровень общей выносливости, что будет качественно влиять на рост спортивных достижений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований помогут определить: правильно ли мы разработали методику развития общей выносливости и уточнить нормы нагрузок в отдельных тренировочных занятиях, что позволит эффективнее управлять тренировочным процессом на летнем этапе подготовительного периода. Результаты проведенных исследований могут быть использованы тренерами и спортсменами в лыжных гонках и биатлоне.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика занятий биатлонистов, направленная на повышение уровня общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде, в рамках летнего УТС.
2. Обоснование эффективности разработанной методики.
Структура и содержание
Данная работа основана на изучении литературных источников, включает в себя две главы. В первой главе раскрыты виды подготовки спортсменов, особенности периодизации тренировочного процесса в подготовительном периоде, средства и методы развития выносливости биатлонистов в подготовительном периоде. Во второй главе прописаны задачи и методы исследования. Заключение содержит в себе основные выводы по теме. Используемые в работе литературные источники указаны в списке литературы.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Физическая подготовка как раздел спортивной тренировки
Тренировочный процесс биатлонистов состоит из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте (Гущина И.В., Корчевой Л.Н., 2005).
Физическая подготовка.
Физическая подготовка биатлониста направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно
связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья биатлонистов. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) имеет основные задачи – достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а так же из основного – лыжного спорта. В подготовительный период (весенне-летний этап) с целью разностороннего развития в подготовку широко включаются упражнения, в основном в виде длительного передвижения – езда на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Кроме того широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, равновесия и способности к расслаблению. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.
Специальная физическая подготовка (СФП) - направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида спорта.
В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки биатлониста является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке биатлонистов смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включатся в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности спортсменов и отдельных групп мышц.
В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки – технической, тактической и специальной психической.
Морально-волевая и психологическая подготовка.
Конечной целью психологической подготовки в любом виде спорта является обеспечение психически надежного выступления спортсмена в условиях ответственных соревнований.
Особенное значение все сказанное имеет применительно к биатлону. Это объясняется его спецификой, связанной со стрельбой. В биатлоне недостаточная психологическая подготовка приводит к досадным срывам на огневом рубеже. Поэтому в биатлоне психологическая подготовка требует особенно тщательного и серьезного подхода.
Единственным путем формирования надежности является направленная и постоянная психологическая подготовка.
Специальная психологическая подготовка предусматривает формирование и совершенствование у спортсмена навыков, обусловленных психологическими особенностями биатлона.
Одним из важнейших аспектов специальной психологической подготовки биатлониста неразрывно связан, с его стрелковой подготовкой. В современном биатлоне, когда плотность результатов в гонках чрезвычайно высока, значительно увеличивается роль быстроты и точности стрельбы. Поэтому именно в совершенствовании стрелковой подготовки – наибольшие резервы роста результатов.
Немаловажна и необходимость быстро психологически переключаться с одного вида деятельности на другой, притом принципиально отличающийся от предыдущего.
Одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств через: личный пример тренера (учителя), сотрудничество тренера с родителями и близкими спортсмена, создание дружного коллектива команды, применение соревновательного метода при выполнении упражнений и различных заданий; через включение в тренировочный процесс упражнений, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения.
Техническая подготовка.
Техническая подготовка биатлониста – это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде спорта. Биатлонист должен продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
Различают общую и специальную техническую подготовку.
В ходе общей технической подготовки биатлонист осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать улучшению техники. Все это является основой для специальной технической подготовки.