Файл: Тема вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие общей выносливости планировалось развивать посредством выполнения большого количества мышечной работы в зоне аэробного, аэробно-анаэробного режимов энергообеспечения. Основными средствами повышения общей выносливости биатлонистов являлся кроссовый бег, плавание, имитации лыжных ходов, кросс походы спортивные игры и.т.д.

В процессе развития общей выносливости применялись разнообразные по характеру и продолжительности упражнения: спортивные игры, кросс походы, длительное катание на лыжероллерах и.т.д.

Лучшим способом развития общей выносливости являлись больше объёмные упражнения, кроссовый бег, плавание, а также спортивные игры проводимые по упрощённым правилам с меньшим количеством участников, и т.д. Тяжёлая атлетика (работа с тяжестями) в том или ином объёме также включалась в тренировки общефизической направленности.

Для выработки общей выносливости и глубокого ритмического дыхания должен применялся медленный бег, Продолжительность переменного бега может колебаться от 2 до 3 часов. Большинство авторов утверждают, что работа по воспитанию общей выносливости, т.е. выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, должна производиться на частоте пульса от 120 до 165 уд/мин. и является фундаментом для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам (Санников В,Л., 2008).

Для развития общей выносливости подбирались такие тренировочные упражнения и такую методику их применения, которые, с одной стороны, обеспечили бы реакции со стороны функциональных систем организма, способные привести к приросту данного качества, а с другой - позволили бы выполнить большой суммарный объём тренировочной работы. Надо отметить, что в процессе развития общей выносливости при использовании прерывистых методов тренировки лучший эффект восстановления даёт пассивный отдых между нагрузками. Рекомендации для развития общей выносливости с использованием равномерного (непрерывного) бега, длительных тренировок на лыже роллерах и объемных тренировках :

1. Продолжительность бега или катания должна быть не менее 1,5-2,5 часов.

2. Рекомендуется субкритическая скорость бега: для квалифицированных спортсменов - 1000 м. примерно за 4-5 минут и примерном пульсе 140 ударов в минуту, катание должно быть с ЧСС от 130 и не превышать 160 ударов.

3. После бега и тренировки на лыже роллерах частота пульса через минуту должна быть близкой к норме.


4. Нагрузку от одного занятия к другому следует повышать главным образом за счёт увеличения объёма упражнений.

Также общую выносливость планировалось развивать с помощью интервального бега, которые сводились к следующему:

1. Длина отрезка должна быть 150-600 м,' а скорость бега - критической (75- 85 % от максимума).

2. ЧСС во время бега должна быть около 170-180 уд/мин.

3. Упражнение следует проводить в виде серии повторений (в каждой серии 6-8 повторений); интервалы для отдыха между повторениями - от 45-90 с. до 3-4 минут.

4. Задания можно повторять до тех пор, пока после минутного перерыва ЧСС доходит до 120-140 уд/мин., если ЧСС будет выше, упражнение следует прекратить.

5. Специальная выносливость определяется специфической подготовленностью всех органов и систем биатлониста, уровнем его физиологических и психических возможностей. Первым обязательным условием работы над специальной выносливостью являлось выполнение технически правильно разучиваемого специализированного движения, вторым обязательным условием развития специальной выносливости (как и всех других качеств) является систематическое повышение нагрузки.

Эффективным средством развития силовой выносливости является упражнение, в случае, если его продолжительность составляет 4-5 мин. Силовую выносливость в биатлоне развивают, прежде всего, в круговых тренировках по станциям. Главным условием в тренировке силовой выносливости являлось максимум объёма нагрузок при более повышенном сопротивлении, чем в условиях соревнований. Занятия по развитию силовой выносливости проводились только после занятия по развитию скорости и ловкости, соблюдался принцип постепенного увеличения нагрузок, проводились занятия только в период непосредственной подготовки к соревнованиям. К основным продолжениям методики развития силовой выносливости, по мнению исследователя С.М. Вайцеховского (1971), можно отнесли следующее:

• применяемые упражнения должны быть глобального и регионального воздействия, схожие с упражнениями соревновательного показателя, т.е. выполняемые в экстремальных условиях;

• методы повторений, интервальный, вариативный, «длительное время», круговой;

• продолжительность и характер отдыха между повторением упражнений должны быть такими, чтобы, с одной стороны, имелась возможность ликвидировать кислородный долг, а с другой - сохранить на достаточно высоком уровне активность дыхательных механизмов;



• преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа».

Силовая выносливость характеризуется высокой работоспособностью и особенно хорошо развитой устойчивостью к локальному утомлению. Она развивается при ЧСС до 130 уд/мин.

Для развития динамической силовой выносливости мы тренировочном процессе руководствовались следующими методическими рекомендациями:

• использовать с небольшим отягощением или сопротивлением в пределах 30-40 % максимальных возможностей;

• темп повторений - равномерный, средний, продолжительность серии - до сильного утомления (от 90 % до предельных возможностей и «до отказа»);

• продолжительность отдыха - до ликвидации острых признаков утомления между повторениями внутри одной серии;

• отдых между сериями - до полного восстановления;

• на протяжении занятия повторять одно и то же задание в 7-9 сериях.

Для развития статической силовой выносливости применялись изометрические упражнения, которые выполнялись до утомления соответствующих групп мышц, частей тела.


3.2 Результаты исследования и их обсуждение
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) стали результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.

Тестирования проводились в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты выполнили разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.

В начале эксперимента тестирования будут проводились с целью определения исходного уровня физической подготовленности в обеих группах.
Таблица 3.

Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента

Показатели

Контрольная группа n=8

Экспериментальная группа n=8

Достоверность

Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек.

1080 ± 4,3

1078 ± 4,4

t=1,12

p≥0,05

Бег по пересеченной местности 3 км, сек.

671 ± 4,2

670 ± 3,85

t=1,35

p≥0,05


Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли: 1078 ± 4,4.

Показатели выносливости биатлонистов в тесте «Бег по пересеченной местности 3 км» в начале исследования в экспериментальной группе испытуемых составляли:670 ± 3,85.

В начале эксперимента результат в тесте «гонка на лыже роллерах» в контрольной группе составил:1080 ± 4,3, в экспериментальной:1078 ± 4,4.(р > 0,05), различия не достоверны. Результат в тесте «бег по пересеченной местности» в контрольной группе составил:671 ± 4,2, в экспериментальной:670 ± 3,85, различия не достоверны (р > 0,05).

Отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами биатлонистов в начале эксперимента свидетельствует о правильности подбора групп для эксперимента.

В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня специальной выносливости были обнаружены достоверные различия и тенденцию к повышению исследуемых показателей.

Таблица 4.

Достоверность различий в показателях общей и специальной выносливости биатлонистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Показатели

Контрольная группа n=8

Экспериментальная группа n=8

Достоверность

Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, сек.

1019 ± 4,4

1003 ± 4,5

t=2,53

p<0,05

Бег по пересеченной местности 3 км, сек.

666 ± 3,9

650 ± 3,7

t=2,98

p<0,05


В конце эксперимента результат достоверные различия обнаружены нами в показателях общей и специальной выносливости в тестах: Гонка на лыжероллерах свободным стилем 5 км, бег по пересеченной местности 3 км.

Полученные результаты дают основание полагать, что применяемые в учебно-тренировочном процессе в подготовительном периоде средства, положительно повлияли на уровень аэробной и анаэробной производительности биатлонистов.

В результате исследования, была выявлена положительная динамика в исследуемых показателях специальной выносливости в тестах гонка на лыже роллерах 5км и беге по пересеченной местности 3км.

В тесте гонка на лыже роллерах 5км в контрольной группе:1019 ± 4,4, в экспериментальной:1003 ± 4,5 (р > 0,05), различия достоверны. В тесте бег по пересеченной местности 3 км:666 ± 3,9 и650 ± 3,7, соответственно. Повышение результата в течение эксперимента в экспериментальной группе в тесте гонка на лыже роллерах 5км составило: 1003 ± 4,5 в тесте и бег по пересеченной местности 3км:650 ± 3,7, что свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств на уровень специальной выносливости биатлонистов.

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что разработанная модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов учебно-тренировочной группы, положительно повлияла на уровень общей и специальной физической подготовки, чем способствовала эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде.
ВЫВОДЫ
1. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены методические проблемы изучения средств и методов развития выносливости в биатлонистов, характеристики работы