Файл: Тема вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов оглавление.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (силы отталкивания, длины шага и т.д.).
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки биатлониста и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщаться спортсменам в ходе тренировочных занятий. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.
Особое значение придается изучению теории избранного вида спорта. Необходимо, чтобы биатлонисты хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки – планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а так же методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к биатлону. Кроме этого биатлонисты изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования.
Тактическая подготовка.
Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. В биатлоне в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель – достигнуть максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависит от уровня тактического мастерства биатлониста. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмена может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В биатлоне это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка биатлониста состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.
Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике спортсмены получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших биатлонистов, просмотре кино грамм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме того, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в гонках путем применения лыжного хода и в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и ее прохождения в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсмена и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований (Бутин И.М., 2000).
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших биатлонистов, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей.
1.2 Периодизация тренировочного процесса биатлонистов
Проблема оптимизации структуры тренировочного процесса играет существенную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. По мнению многих авторов (Матвеев Л.П., 1977; Платонов В.Н., 1989; Озолин Н.Г., 1987 и др.), направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки, в то же время деление на этапы и периоды помогает эффективно планировать данный процесс и строить содержание подготовки в соответствии с задачами и временными интервалами.
Годичный план подготовки должен предусматривать два пика повышения циклической нагрузки – в августе и ноябре с волнообразным увеличением интенсивности - в сентябре и феврале. Направленность и содержание тренировочного процесса обуславливаются конкретными задачами на этапах подготовки: в подготовительном (май-декабрь) – создание общего и специального фундамента подготовки; в соревновательном (январь-апрель) - совершенствование способности спортсменов к реализации приобретённого потенциала в условиях соревновательной деятельности; в переходном - вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств (Бутин И.М., 2000). При планировании общего объёма циклической нагрузки в средствах подготовки и соотношения работы различной преимущественной направленности в годичном цикле подготовки биатлонистов необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсменов, уровень подготовленности. Так, спортсмену, обладающему высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными данными или предшествующей тренировкой, следует больше внимания уделить работе анаэробного характера. Биатлонисту,
успешно выступающему в спринтерских дистанциях, планировать подготовку надо так, чтобы уберечь его от подавления спринтерских качеств большими объёмами малоинтенсивной работы, направленной на повышение аэробных возможностей.
Соревновательный период (январь-апрель). Основная направленность периода — сохранение и улучшение спортивной формы на протяжении ответственных соревнований. Основная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании достигнутой общей тренированности.
Подготовка в соревновательном периоде строиться на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительный волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих. (Савицкий Я.И.,2001.)
Спортивно-техническая и тактическая подготовка направлены на достижение совершенства в технике передвижения на лыжах и согласованности автоматизированных действий на огневых рубежах.
Задача морально-волевой подготовки — психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления его физических и духовных сил.
Средства: передвижение на лыжах с оружием с большой скоростью доминирует в общем объеме занятий. Стрельба применяется в комплексных и контрольных тренировках и соревнованиях. Длина отрезков, проходимых в комплексных тренировках, уменьшается до 1,5-1 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.
Методы:
1) Переменный метод решает задачи поддержания высокой тренированности. Характеризуется резким изменением интенсивности за счет ускорений. Задачи повторного метода — сохранение и дальнейшее развитие быстроты, совершенствование скоростной выносливости. Используется в комплексных тренировках. При этом сумма длины повторных отрезков не должна превышать 2/3 длины дистанции, а интенсивность должна быть больше соревновательной на 8-10%. Отдыхом между повторением служит время пребывания на рубеже.
2) Контрольный метод помогает выявить степень подготовленности биатлонистов, сохранить и поддержать спортивную форму, решить тактические задачи. Реализуется не только в соревнованиях по биатлону, но и в лыжных гонках. Равномерный метод используется для - поддержания выносливости, а также для активного отдыха.
В данном периоде основной упор в тренировках делается на сочетание гонок со стрельбой в усложненных условиях, поэтому комплексные тренировки превалируют.
Переходный период. Основная цель вывести спортсмена из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств и частично специальной подготовки. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. Если у спортсменов в соревновательный период не было большого количества соревнований и они не носили напряженный характер, то переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен (Бутин И.М., 2000).
Подготовительный период. В подготовительном периоде закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности, совершенствуются двигательные навыки, развиваются специальные физические качества и способности, осуществляется психологическая и тактическая подготовка.
Многообразные задачи специальной подготовки, обеспечивающие, в конечном счете, успешное выступление спортсмена в ответственных соревнования сезона, решаются на протяжении всего подготовительного периода. Применяемые упражнения по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как главной задачей подготовки на этом этапе является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных специально-подготовленных упражнений, в значительной мере приближенных к обще подготовительным. В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовленных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.
Подготовительный период в тренировке биатлониста делится на три этапа (Булатова М.М., Платонов В.Н., 2000, Раменская Т.И., 2000).
Обще подготовительный этап (май — июль). Основная задача — создать прочный фундамент спортивной формы; направленность — создать условия для приспособление организма спортсмена к повышенным нагрузкам. Соотношение занятий по гоночной и специальной стрелковой подготовке одинаково. Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития биатлонистов при 4-5 основных занятиях в недельном цикле.
Направленность – развитие основных физических качеств. Специально подготовленные упражнения служат преимущественно развитию специфичных для биатлонистов качеств (силовой и скоростной выносливости) и навыков и создают координационную основу для овладения техникой передвижения на лыжах. К ним относятся:
- имитация техники лыжных ходов на месте и в движении с палками и без палок, на местности с различным рельефом и в подъемы и др.;
- использование резиновых амортизаторов, специальных тросовых установок с подвешенным грузом при имитации техники лыжных ходов;
- кроссовая подготовка;
- бег с различной интенсивностью на стадионе; передвижение на лыжероллерах.
Специально – подготовительными упражнениями по стрельбе являются:
- стрельба в спокойном состоянии и после нагрузки умеренной мощности;
- стрельба с учетом и без учета времени; скоростная стрельба.
В тренировке биатлонистов широко применяются упражнения из других видов спорта: легкая атлетика, гребля, плавание, спортивные игры, гимнастические упражнения, велоспорт.
Этап предварительной специальной подготовки (август-октябрь) - характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки, способствующей созданию условий для приобретения спортивной формы. Основное внимание на этом этапе уделяется развитию физических способностей, специфических для биатлона.
Спортивно – техническая и тактическая подготовки направлены на формирование прочного и подвижного динамического стереотипа при совершенствовании техники соревновательных действий.
Динамика нагрузки характеризуется более быстрым, чем на предыдущем этапе, повышением объема и интенсивности. В тренировках решаются такие задачи, как повышение уровня ОФП и лыжной подготовки, совершенствование техники стрельбы в сложных условиях, близких к соревновательным, совершенствование техники лыжных ходов с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время (Раменская Т.И.,2001), развитие специальной и скоростной выносливости, воспитание морально – волевых качеств.