Файл: Тема вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов оглавление.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аэробной направленности при занятиях биатлоном, особенностях тренировки в подготовительном периоде.
2. В процессе исследования была разработана модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов в группе спортивного совершенствования в подготовительном периоде, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости.
3. В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости были обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами. В конце эксперимента достоверные различия обнаружены в показателях общей и специальной выносливости в тестах: гонка на лыже роллерах 5км и бег по пересеченной местности 3км.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность спортивной тренировки на учебно-тренировочном этапе обусловлена, прежде всего, единством общей и специальной подготовки, которым предусматривается всестороннее физическое развитие способностей, а также специфических качеств и навыков, необходимых биатлонисту. Так, лыжники – биатлонисты должны иметь большую выносливость, силу и силовую выносливость, а также обладать выдержкой, сноровкой, точным глазомером, уметь управлять своими действиями. Поэтому процесс спортивной тренировки должен быть направлен на непрерывность тренировочного процесса в течение ряда лет, учитывая индивидуальные способности и подготовленность спортсмена. Для этого нужно осуществлять подбор различных средств тренировки в зависимости от развиваемых физических качеств биатлониста.
Тренировочный процесс биатлонистов состоит из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте.
Проблема оптимизации структуры тренировочного процесса играет существенную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. По мнению многих авторов
, направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки, в то же время деление на этапы и периоды помогает эффективно планировать данный процесс и строить содержание подготовки в соответствии с задачами и временными интервалами.
Например, во время соревновательного периода деятельность спортсмена имеет более конкретные двигательные действия и акты, выполняемые в определённом порядке для решения технико-тактических задач, характеризуется заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий, цикличностью повторений двигательных актов на трассах.
Одним из показателей готовности биатлониста к соревновательной деятельности является высокая общефизическая подготовка и выносливость спортсмена. Выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов на современном этапе развития биатлона является актуальным, что связано с введением в программу соревнований по биатлону индивидуальных, пасьютных гонок, спринтерских и супер-спринтерских дистанций. Следовательно, развитие выносливости должно иметь непрерывный характер, что вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астафьев Н.В. Методика контроля за подготовленностью юных биатлонистов: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Омск, 2001. - 19 с.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М: Академия, 2000. -368 с.
3. Булатова М.М., Спортсмен в различных климатических условиях и географических условиях. Платонов В.Н.. - К.: Олимпийская литература, 2000. -176 с.
4. Гущина И.В.; Методика тренировки биатлонисток высшей квалификации в подготовительном периоде, Корчевой Л.Н., ДВГАФК; Загурский Н. Сибирский ГУФК и С; С 2003. -65 с.
5. Гущина И.В., Корчевой Л.Н., Использование технических средств обучения для формирования устойчивого навыка стрельбы у биатлонистов на примере компьютерного тренажера «Скатт», ДВГАФК. 2005.- 72 с.
6. Дунаев К.С., Савицкий Я.И. Зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне //., Савицкий Я.И. Теория и практика физической культуры. 2004. №12.- 53 с.
7. Ковалев С.Г. Образовательная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-2 года обучения, учебно-тренировочные группы 1-5 годов обучения, группы спортивного совершенствования 1-2 годов обучения, группы высшего спортивного мастерства 1-2 годов обучения) / С.Г. Ковалев. – Чита, 2008.
8. Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, Основы спортивной тренировки. 1977. -271 с.
9. Посохов Д.В. Методика развития выносливости юных лыжников на основе применения дыхательных упражнений // Теория и практика физической культуры.-2010. №1. -С.48.
10. Прокофьева В.Н. Физиологическая характеристика мышечной деятельности // Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта.- 2005. -С. 12.
11. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. -228 с.
12. Савицкий Я.И. Биатлон. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2001. -168 с.
13. Севастьянов Б.В. Экспериментальное обоснование путей повышения точности и скорострельности стрельбы квалифицированных биатлонистов. - М.: 2002.-189 с.
14. Стафеева А.В. Методы математической статистики // Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей.- 2006. -С. 59.
15. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск, 2004. с. -4-8.
16. Тупиев И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов // Теория и практика физической культуры. -2011. №2.- С. 76.
17. Фарбей В.В., Построение многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье); Теория и практика физической культуры. -2007. №3. -С. 50.
18.Шикунов М.И. Советский спорт, // Биатлон: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва практика физической культуры,– М.,- 2005. -С88
19. Шишкина А.В. Вкатывание: планирование подготовки квалифицированного лыжника-гонщика//Теория и практика физической культуры. -2010. №11. -С. 44.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: 3-е изд. стереотип. -М.: Советский спорт, 2007. -464 с.
21. Стафеева А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей: учебное пособие Забайкал. гос. гумм. пед. ун-т.- Чита. 2006. -115 с.
22. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск.- 2004. -С.4-8.
23. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Квашук В.П., Бауэр В.Г., -М: Советский спорт. 2005. -232 с.
24. Гибадуллин И.Г.. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. -2005. -С. 45-55.
25. Лыжный спорт. Под. ред. Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. -М.: Физическая культура, 2005. -320 с.
26. Полянский В. П. Комплексирование стрессовых и нестрелковых физических нагрузок по прикладным видам стрельбы. Теория и практика физической культуры. -2006. №12. -С.42-45.
27. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. -Л.: ВДКИФК. 1985. -102 с.
28. Лукунина Е.А. Организация движений в системе "стрелок-оружие": автореф. дис. … канд. пед. наук.- М. 2000. -24 с.
29. Матвеев Л.П. Основы теории спорта и системы подготовки спортсменов.- Киев: Олимпийская литература, 1999.- 244 с.
30. Степнов А.И. Особенности тренировочного процесса юных биатлонистов: Учеб. пос. - Омск, 2002. -25 с.
2. В процессе исследования была разработана модель учебно-тренировочного процесса биатлонистов в группе спортивного совершенствования в подготовительном периоде, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости.
3. В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс модели, направленной на повышение уровня общей и специальной выносливости были обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами. В конце эксперимента достоверные различия обнаружены в показателях общей и специальной выносливости в тестах: гонка на лыже роллерах 5км и бег по пересеченной местности 3км.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность спортивной тренировки на учебно-тренировочном этапе обусловлена, прежде всего, единством общей и специальной подготовки, которым предусматривается всестороннее физическое развитие способностей, а также специфических качеств и навыков, необходимых биатлонисту. Так, лыжники – биатлонисты должны иметь большую выносливость, силу и силовую выносливость, а также обладать выдержкой, сноровкой, точным глазомером, уметь управлять своими действиями. Поэтому процесс спортивной тренировки должен быть направлен на непрерывность тренировочного процесса в течение ряда лет, учитывая индивидуальные способности и подготовленность спортсмена. Для этого нужно осуществлять подбор различных средств тренировки в зависимости от развиваемых физических качеств биатлониста.
Тренировочный процесс биатлонистов состоит из различных взаимосвязанных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте.
Проблема оптимизации структуры тренировочного процесса играет существенную роль в подготовке квалифицированных спортсменов. По мнению многих авторов
, направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию спортивной тренировки, в то же время деление на этапы и периоды помогает эффективно планировать данный процесс и строить содержание подготовки в соответствии с задачами и временными интервалами.
Например, во время соревновательного периода деятельность спортсмена имеет более конкретные двигательные действия и акты, выполняемые в определённом порядке для решения технико-тактических задач, характеризуется заданными количественными параметрами, относительно небольшим диапазоном этих действий, цикличностью повторений двигательных актов на трассах.
Одним из показателей готовности биатлониста к соревновательной деятельности является высокая общефизическая подготовка и выносливость спортсмена. Выносливость как показатель эффективности тренировочного процесса и подготовленности биатлонистов на современном этапе развития биатлона является актуальным, что связано с введением в программу соревнований по биатлону индивидуальных, пасьютных гонок, спринтерских и супер-спринтерских дистанций. Следовательно, развитие выносливости должно иметь непрерывный характер, что вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективного построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах подготовки биатлонистов в годичном цикле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астафьев Н.В. Методика контроля за подготовленностью юных биатлонистов: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Омск, 2001. - 19 с.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М: Академия, 2000. -368 с.
3. Булатова М.М., Спортсмен в различных климатических условиях и географических условиях. Платонов В.Н.. - К.: Олимпийская литература, 2000. -176 с.
4. Гущина И.В.; Методика тренировки биатлонисток высшей квалификации в подготовительном периоде, Корчевой Л.Н., ДВГАФК; Загурский Н. Сибирский ГУФК и С; С 2003. -65 с.
5. Гущина И.В., Корчевой Л.Н., Использование технических средств обучения для формирования устойчивого навыка стрельбы у биатлонистов на примере компьютерного тренажера «Скатт», ДВГАФК. 2005.- 72 с.
6. Дунаев К.С., Савицкий Я.И. Зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне //., Савицкий Я.И. Теория и практика физической культуры. 2004. №12.- 53 с.
7. Ковалев С.Г. Образовательная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-2 года обучения, учебно-тренировочные группы 1-5 годов обучения, группы спортивного совершенствования 1-2 годов обучения, группы высшего спортивного мастерства 1-2 годов обучения) / С.Г. Ковалев. – Чита, 2008.
8. Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, Основы спортивной тренировки. 1977. -271 с.
9. Посохов Д.В. Методика развития выносливости юных лыжников на основе применения дыхательных упражнений // Теория и практика физической культуры.-2010. №1. -С.48.
10. Прокофьева В.Н. Физиологическая характеристика мышечной деятельности // Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта.- 2005. -С. 12.
11. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. -228 с.
12. Савицкий Я.И. Биатлон. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2001. -168 с.
13. Севастьянов Б.В. Экспериментальное обоснование путей повышения точности и скорострельности стрельбы квалифицированных биатлонистов. - М.: 2002.-189 с.
14. Стафеева А.В. Методы математической статистики // Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей.- 2006. -С. 59.
15. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск, 2004. с. -4-8.
16. Тупиев И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов // Теория и практика физической культуры. -2011. №2.- С. 76.
17. Фарбей В.В., Построение многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье); Теория и практика физической культуры. -2007. №3. -С. 50.
18.Шикунов М.И. Советский спорт, // Биатлон: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва практика физической культуры,– М.,- 2005. -С88
19. Шишкина А.В. Вкатывание: планирование подготовки квалифицированного лыжника-гонщика//Теория и практика физической культуры. -2010. №11. -С. 44.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: 3-е изд. стереотип. -М.: Советский спорт, 2007. -464 с.
21. Стафеева А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей: учебное пособие Забайкал. гос. гумм. пед. ун-т.- Чита. 2006. -115 с.
22. Субботин В.Я. Стрелковая подготовка биатлонистов высших разрядов: Сб. науч. тр. - Омск.- 2004. -С.4-8.
23. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Квашук В.П., Бауэр В.Г., -М: Советский спорт. 2005. -232 с.
24. Гибадуллин И.Г.. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. -2005. -С. 45-55.
25. Лыжный спорт. Под. ред. Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. -М.: Физическая культура, 2005. -320 с.
26. Полянский В. П. Комплексирование стрессовых и нестрелковых физических нагрузок по прикладным видам стрельбы. Теория и практика физической культуры. -2006. №12. -С.42-45.
27. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. -Л.: ВДКИФК. 1985. -102 с.
28. Лукунина Е.А. Организация движений в системе "стрелок-оружие": автореф. дис. … канд. пед. наук.- М. 2000. -24 с.
29. Матвеев Л.П. Основы теории спорта и системы подготовки спортсменов.- Киев: Олимпийская литература, 1999.- 244 с.
30. Степнов А.И. Особенности тренировочного процесса юных биатлонистов: Учеб. пос. - Омск, 2002. -25 с.