Файл: Тема вкр Моделирование специальной физической подготовки в тренировочном процессе биатлонистов оглавление.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организации тренировочного процесса биатлонистов, сборники научных трудов по лыжному спорту, физиологии спорта и физиологическим основам спортивной тренировки спортсменов высшего класса. Анализировались методики различных школ по общефизической подготовке и развитию выносливости, периодизации тренировочного процесса, вопросы адаптации организма человека к нагрузкам. Особое внимание уделялось изучению структуры и содержания учебно-тренировочного процесса биатлонистов в подготовительном периоде. Был сделан анализ тестирований на определение уровня развития общей выносливости у биатлонистов высокой квалификации на летнем этапе подготовительного периода.
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение - это наблюдение за спортсменами во время учебно-тренировочного процесса, с помощью которого исследователь получает конкретные фактические материалы и данные.
Объектами наблюдения являются не только спортсмены, но и способы организации и методика проведения тренировок.
В нашем исследовании наблюдение имеет свои особые задачи:
- проследить за самочувствием спортсменов. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых спортсмены фиксировали такие показатели самочувствия как: аппетит, сон, желание тренироваться, субъективные ощущения после тренировки.
- проследить за изменением функционального состояния. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых так же фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в покое утром и вечером.
2.3 Организация исследования
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) станут результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Тестирования будут проводиться в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты должны выполнить разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.
В начале эксперимента тестирования будут проводиться с целью определения исходного уровня физической подготовленности в контрольной группе(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов).
Педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач нами применялся метод педагогического эксперимента, который был организован на базе краевой СДЮСШОР по биатлону в июле – август 2013 г. с участием 16биатлонистов группы высшего спортивного мастерства, имеющих спортивную подготовку на уровне мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой.
Спортсмены в течение педагогического эксперимента находились на учебно-тренировочных сборах на СОК «Высокогорье», расположенном в пригороде города Читы. Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся на основе программы по биатлону и состоял из 1-2 тренировочных занятий (не считая зарядки и Х.Т.).Основная физическая нагрузка накладывалась на 1-ю тренировку, 2-я тренировка проводилась с меньшим объемом нагрузки.
В процессе педагогического эксперимента сравниваются две точки зрения на тот или иной вопрос, определяется эффективность применяемых методов или упражнений, выявляются новые пути исследования. При постановке педагогического эксперимента необходимо получить данные, объективно отражающие динамику изучаемых процессов. Точность измерений поможет улавливать сдвиги в динамике этих процессов.
Метод математико-статистической обработки.
Расчет основных статистических характеристик будет проводился по общепринятой методике. Достоверность различия между исследуемыми признаками определялась по t-критерию Стьюдента; достоверными считались различия при P<0,05 (Стафеева А.В., 2006).
Организация исследования.
Педагогический эксперимент продолжался с февраля 2013 года по март 2014 года, исследование проходило в три этапа:
Первый этап (февраль 2013 – июнь 2013г.): теоретическое обоснование, изучение и анализ научно-методической литературы. Разработка гипотезы, определение цели и задач исследования;
Второй этап (июль 2013 – август 2013г.): организация и проведение практического эксперимента, математика – статистическая обработка полученных материалов;
Третий этап (сентябрь 2013 – март 2014г.): выводы и обоснование. Оформление полученных экспериментальных данных.
ГЛАВА ІІІ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Моделирование образовательной среды по физической культуре и спорту в учреждениях различного уровня
Решение задач на выявление эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, и способов организации занятий осуществлялось путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп.
Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся согласно программе «Комплексный подход к организации и сопровождению учебно-тренировочного процесса ГУДОД СДЮСШОР по биатлону Забайкальского края», которая была разработана в школе биатлона (Ковалев С.Г., 2008г.).
Таблица 1.
Годовой план тренировочного процесса биатлонистов высокой квалификации
Тренировочный процесс контрольной группы предусматривал семидневный микроцикл, который включал одну основную тренировку в день в течение 1,5 - 2 часов. Учебно-тренировочный процесс осуществлялся в соответствии с разработанными годичным планом-графиком и планом подготовительного периода.
Основными задачами этапа летне-осенней подготовки являются:
- дальнейшее улучшение всестороннего физического развития спортсменов;
- развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту, с помощью специальных подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, велосипедные упражнения с тяжестями);
- создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений, а также передвижение на лыжероллерах;
- ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности путем акцентирования внимания на них в тренировочном процессе;
С выпадением снега основным средством тренировки является передвижение на лыжах. По мере увеличения объема занятий в передвижении на лыжах объем нагрузки с использованием других средств тренировки сокращается и становится как бы дополнением или разминкой к занятиям на снегу. Основная направленность тренировок в передвижений на лыжах — обучение и совершенствование техники лыжных ходов и приспосабливание к новым условиям работы.
В соответствии с этим нами были составлены план тренировок для экспериментальной группы, направленные на развитие выносливости биатлонистов.
Индивидуальный план тренировочного процесса для экспериментальной группы предполагал постановку следующих задач:
- улучшение физической подготовки и развитие физических качеств - преимущественно силы, выносливости, быстроты и ловкости, а также морально – волевых качеств;
- изучение и совершенствование отдельных элементов техники передвижения на лыжах.
Для решения задач этого этапа использовали главным образом равномерный, переменный и интервальный методы тренировки. Объем физических упражнений уменьшается, но увеличивается интенсивность их выполнения. Работа над развитием специальной выносливостью у биатлонистов на данном этапе является основной.
Таблица 2.
План построения недельного микроцикла в подготовительном периоде (август-сентябрь)
Примерный план построения недельного микроцикла в подготовительном периоде на сентябрь практически идентичен.
Отличие экспериментальной и контрольной групп состояло в различной методике развития выносливости с применением технических средств и методов.
На основании годового план-графика была спланирована учебно-тренировочная нагрузка, направленная на развитие выносливости.
Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе осуществлялся на основе тематического шина учебно-тренировочного процесса и распределения часов по видам подготовки. Соотношение средств общей и специальной подготовки составлял в подготовительном периоде 54% к 46%, соответственно. Тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю, с одним днем полного отдыха (воскресенье).
В экспериментальной группе тренировки направленные на повышение уровня общей и специальной выносливости выполнялись 3 раза в неделю (понедельник, среда и суббота):
• в учебно-тренировочных занятиях в понедельник и среду, тренировочные средства были направлены на повышение уровня общей выносливости.
• в субботу, тренировочные средства были направлены на развитие специальной выносливости.
Содержание тренировочного процесса в подготовительном периоде биатлонистов группы спортивного совершенствования
Один из значительных разделов общей физической подготовки биатлонистов составляло воспитание выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, связанной с активным функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Воспитание общей выносливости, т.е. выносливости к длительной работе умеренной или большой интенсивности, является фундаментом для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам.
Основным усилием воспитания общей выносливости являлось длительное выполнение тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Объём нагрузки был большой, так как все основные факторы общей выносливости требуют длительного воздействия. Интенсивность работы поддерживалась на критическом уровне. Это означает, что работу по развитию общей выносливости в основном проводилась в аэробных условиях. В качестве средств воспитания «аэробной» (общей) выносливости наибольшее распространение, в практике общей физической подготовки, получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (табл. 2).
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение - это наблюдение за спортсменами во время учебно-тренировочного процесса, с помощью которого исследователь получает конкретные фактические материалы и данные.
Объектами наблюдения являются не только спортсмены, но и способы организации и методика проведения тренировок.
В нашем исследовании наблюдение имеет свои особые задачи:
- проследить за самочувствием спортсменов. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых спортсмены фиксировали такие показатели самочувствия как: аппетит, сон, желание тренироваться, субъективные ощущения после тренировки.
- проследить за изменением функционального состояния. Анализировалось содержание спортивных дневников, в которых так же фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в покое утром и вечером.
2.3 Организация исследования
По окончанию проводимого нами эксперимента, итоговыми показателями уровня физической подготовленности контрольной группы(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов) станут результаты контрольных соревнований в беге на лыжероллерах свободным стилем на дистанции 5 км и бег по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Тестирования будут проводиться в первой половине дня в течении двух дней на специализированной лыже роллерной трассе. Перед началом первого и второго тестирования исследуемые биатлонисты должны выполнить разминку в течение 15 – 20 минут, состоящую из ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений.
В начале эксперимента тестирования будут проводиться с целью определения исходного уровня физической подготовленности в контрольной группе(8 спортсменов) и экспериментальной(8 спортсменов).
Педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач нами применялся метод педагогического эксперимента, который был организован на базе краевой СДЮСШОР по биатлону в июле – август 2013 г. с участием 16биатлонистов группы высшего спортивного мастерства, имеющих спортивную подготовку на уровне мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой.
Спортсмены в течение педагогического эксперимента находились на учебно-тренировочных сборах на СОК «Высокогорье», расположенном в пригороде города Читы. Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся на основе программы по биатлону и состоял из 1-2 тренировочных занятий (не считая зарядки и Х.Т.).Основная физическая нагрузка накладывалась на 1-ю тренировку, 2-я тренировка проводилась с меньшим объемом нагрузки.
В процессе педагогического эксперимента сравниваются две точки зрения на тот или иной вопрос, определяется эффективность применяемых методов или упражнений, выявляются новые пути исследования. При постановке педагогического эксперимента необходимо получить данные, объективно отражающие динамику изучаемых процессов. Точность измерений поможет улавливать сдвиги в динамике этих процессов.
Метод математико-статистической обработки.
Расчет основных статистических характеристик будет проводился по общепринятой методике. Достоверность различия между исследуемыми признаками определялась по t-критерию Стьюдента; достоверными считались различия при P<0,05 (Стафеева А.В., 2006).
Организация исследования.
Педагогический эксперимент продолжался с февраля 2013 года по март 2014 года, исследование проходило в три этапа:
Первый этап (февраль 2013 – июнь 2013г.): теоретическое обоснование, изучение и анализ научно-методической литературы. Разработка гипотезы, определение цели и задач исследования;
Второй этап (июль 2013 – август 2013г.): организация и проведение практического эксперимента, математика – статистическая обработка полученных материалов;
Третий этап (сентябрь 2013 – март 2014г.): выводы и обоснование. Оформление полученных экспериментальных данных.
ГЛАВА ІІІ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Моделирование образовательной среды по физической культуре и спорту в учреждениях различного уровня
Решение задач на выявление эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, и способов организации занятий осуществлялось путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп.
Учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде осуществлялся согласно программе «Комплексный подход к организации и сопровождению учебно-тренировочного процесса ГУДОД СДЮСШОР по биатлону Забайкальского края», которая была разработана в школе биатлона (Ковалев С.Г., 2008г.).
Таблица 1.
Годовой план тренировочного процесса биатлонистов высокой квалификации
№ пп | Содержание тренировочного процесса | Летний этап подготовительного периода | Осенний этап подготовительного периода | Предсоревновательный период | Соревновательный период | За год | |||||||||||||||||
V | VI | VII | Всего | VIII | IX | X | Всего | XI | XII | Всего | I | II | III | IV | Всего | | |||||||
1 | К-во тренировочных дней | 18 | 18 | 20 | 56 | 20 | 22 | 22 | 64 | 22 | 24 | 46 | 23 | 23 | 24 | 20 | 90 | 256 | |||||
2 | К-во тренировок | 20 | 20 | 22 | 62 | 22 | 24 | 24 | 70 | 24 | 26 | 50 | 24 | 24 | 25 | 20 | 94 | 276 | |||||
3 | Бег: слабой и средней интенсивности, км сильной интенсивности, км Всего, км | 170 40 210 | 190 50 240 | 210 60 270 | 570 150 720 | 180 75 255 | 180 80 260 | 180 85 265 | 540 240 780 | 100 - 100 | 100 - 100 | 200 - 200 | 80 - 80 | 80 - 80 | 80 - 80 | 80 - 80 | 320 - 320 | 1630 390 2080 | |||||
4 | Ходьба, имитация, км | 150 | 140 | 140 | 430 | 150 | 150 | 150 | 450 | - | - | - | - | - | - | - | - | 880 | |||||
5 | Передвижение на лыжероллерах: со слабой и средней интенсивностью, км с сильной интенсивн. Всего, км | - - - | 80 - 80 | 120 - 120 | 200 - 200 | 110 25 135 | 110 40 150 | 110 55 165 | 330 120 450 | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | 530 120 650 | |||||
6 | Передвижение на лыжах: со слабой и средней интенсивностью, км с сильной интенсивн. Всего, км | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | 500 60 560 | 550 80 430 | 1050 140 1190 | 200 360 560 | 200 380 580 | 200 330 530 | 250 120 370 | 850 1190 2040 | 1900 1320 3230 | |||||
7 | Циклическая работа, км | 360 | 460 | 530 | 1350 | 540 | 560 | 580 | 1680 | 660 | 730 | 1390 | 640 | 660 | 610 | 450 | 2360 | 6780 | |||||
8 | Стрелковый тренаж | В течение всего года | |||||||||||||||||||||
9 | Стрельба, к-во выстрелов: в спокойном состоянии скоростная | 270 230 | 250 250 | 150 350 | 670 330 | 200 400 | 200 400 | 200 500 | 600 1350 | 250 400 | 300 400 | 550 800 | 150 600 | 150 600 | 150 600 | 250 450 | 700 2250 | 2520 5230 | |||||
10 | ОФП, Час | 20 | 20 | 22 | 62 | 22 | 24 | 24 | 70 | 24 | 26 | 50 | 24 | 24 | 25 | 20 | 93 | 276 | |||||
11 | Спорт. игры, час. | 10 | 10 | 11 | 31 | 11 | 12 | 12 | 35 | 12 | 10 | 22 | - | - | - | - | - | 88 |
Тренировочный процесс контрольной группы предусматривал семидневный микроцикл, который включал одну основную тренировку в день в течение 1,5 - 2 часов. Учебно-тренировочный процесс осуществлялся в соответствии с разработанными годичным планом-графиком и планом подготовительного периода.
Основными задачами этапа летне-осенней подготовки являются:
- дальнейшее улучшение всестороннего физического развития спортсменов;
- развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту, с помощью специальных подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, велосипедные упражнения с тяжестями);
- создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений, а также передвижение на лыжероллерах;
- ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности путем акцентирования внимания на них в тренировочном процессе;
С выпадением снега основным средством тренировки является передвижение на лыжах. По мере увеличения объема занятий в передвижении на лыжах объем нагрузки с использованием других средств тренировки сокращается и становится как бы дополнением или разминкой к занятиям на снегу. Основная направленность тренировок в передвижений на лыжах — обучение и совершенствование техники лыжных ходов и приспосабливание к новым условиям работы.
В соответствии с этим нами были составлены план тренировок для экспериментальной группы, направленные на развитие выносливости биатлонистов.
Индивидуальный план тренировочного процесса для экспериментальной группы предполагал постановку следующих задач:
- улучшение физической подготовки и развитие физических качеств - преимущественно силы, выносливости, быстроты и ловкости, а также морально – волевых качеств;
- изучение и совершенствование отдельных элементов техники передвижения на лыжах.
Для решения задач этого этапа использовали главным образом равномерный, переменный и интервальный методы тренировки. Объем физических упражнений уменьшается, но увеличивается интенсивность их выполнения. Работа над развитием специальной выносливостью у биатлонистов на данном этапе является основной.
Таблица 2.
План построения недельного микроцикла в подготовительном периоде (август-сентябрь)
дни | содержание тренировки | Интенсивность | метод |
1 | Втягивающая тренировка: - лыже роллеры:15-20км; - заминка кросс 1 км. ОФП, ОРУ- 20 мин. | Развивающий пульс 150±10 уд./мин. | Равномерный |
2 | Восстанавливающая - поддерживающая тренировка: Классика лыже роллеры:12-15 км Заминка: кросс 1 км ОФП, ОРУ - 20 мин | Восстанавливающий пульс 140±10 уд./мин. | Равномерный |
3 | Ударная тренировка: - Темповая: конек 17-20 км; Заминка: кросс 1км ОФП, ОРУ – 20 мин. | Поддерживающий пульс 160±5 уд./мин. | Равномерно-попеременный |
4 | Разгрузочный день: - стрелковая тренировка | Пульс 120 уд/мин. и ниже | Равномерный |
5 | Силовая тренировка: Разминка: кросс 5км ОФП, ОРУ 10мин Работа по станциям с отягощением 6 серий. Заминка: 2 км ОФП,ОРУ-2о мин. | Пульс 140 уд/мин. и ниже | Равномерно-повторный |
6 | Длительная тренировка на выносливость: - конек; - классика; -кросс поход; Заминка: кросс 1 км, ОРУ, ОФП – 20 мин. | Поддерживающий по объему развивающий пульс 140-160 уд./мин. | Равномерный |
7 | Отдых | | |
Примерный план построения недельного микроцикла в подготовительном периоде на сентябрь практически идентичен.
Отличие экспериментальной и контрольной групп состояло в различной методике развития выносливости с применением технических средств и методов.
На основании годового план-графика была спланирована учебно-тренировочная нагрузка, направленная на развитие выносливости.
Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе осуществлялся на основе тематического шина учебно-тренировочного процесса и распределения часов по видам подготовки. Соотношение средств общей и специальной подготовки составлял в подготовительном периоде 54% к 46%, соответственно. Тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю, с одним днем полного отдыха (воскресенье).
В экспериментальной группе тренировки направленные на повышение уровня общей и специальной выносливости выполнялись 3 раза в неделю (понедельник, среда и суббота):
• в учебно-тренировочных занятиях в понедельник и среду, тренировочные средства были направлены на повышение уровня общей выносливости.
• в субботу, тренировочные средства были направлены на развитие специальной выносливости.
Содержание тренировочного процесса в подготовительном периоде биатлонистов группы спортивного совершенствования
Один из значительных разделов общей физической подготовки биатлонистов составляло воспитание выносливости к длительной непрерывной работе умеренной или большой интенсивности, связанной с активным функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Воспитание общей выносливости, т.е. выносливости к длительной работе умеренной или большой интенсивности, является фундаментом для перехода к повышенным тренировочным нагрузкам.
Основным усилием воспитания общей выносливости являлось длительное выполнение тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Объём нагрузки был большой, так как все основные факторы общей выносливости требуют длительного воздействия. Интенсивность работы поддерживалась на критическом уровне. Это означает, что работу по развитию общей выносливости в основном проводилась в аэробных условиях. В качестве средств воспитания «аэробной» (общей) выносливости наибольшее распространение, в практике общей физической подготовки, получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (табл. 2).