Файл: Полякова Ольга Алексеевна (уч звание, степень, ф ио авторов программы) рабочая программа дисциплины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Тема 19. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении
предприятием.
План занятия:
N
Проводимое мероприятие
Форма
1 Объяснение преподавателем содержания предмета и метода теоретических основ финансового менеджмента
Проблемная беседа
2 Решение тестов по теме лекции
Решение тестов
Тема практического и /или семинарского занятия
1. Финансовое планирование и прогнозирование: цель, задачи.
2. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.
3. Финансовая стратегия предприятия.
4. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.
Тема 20. Специальные вопросы по основам финансового менеджмента.
План занятия:
N
Проводимое мероприятие
Форма
1 Объяснение преподавателем содержания предмета и метода теоретических основ финансового менеджмента
Проблемная беседа
2 Решение тестов по теме лекции
Решение тестов
Тема практического и /или семинарского занятия
1. Финансовые решения в условиях инфляции.
2. Методы оценки и принятия решений финансового характера в условиях инфляции.
3. Методы прогнозирования возможного банкротства предприятия. Финансовая реструктуризация.
4. Вопросы антикризисного управления.
5. Международная валютно-кредитная система.
6. Международные источники финансирования
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине (модулю)
Для самостоятельной работы обучающихся предусмотрены следующие виды деятельности:
- работа над теоретическим материалом, прочитанным на лекциях;
- изучение учебной, учебно-методической, научной литературы, нормативно-правовых актов, интернет-источников в ходе подготовки к практическим занятиям, рассмотрения вопросов и выполнение заданий для самостоятельного изучения;
- самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины;
- подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях (написание и представление доклада по темам, представленных в данном разделе);
- подготовка к олимпиадам, студенческим конференциям;
- самотестирование по контрольным вопросам (тестам);
- подготовка к промежуточной аттестации.
Приведенный перечень видов самостоятельной работы студентов не исчерпывает всех возможных вариантов.
Задания самостоятельной работы предлагаются для достижения следующих целей:
- углубление знаний, полученных на лекциях (задания представляют собой вопросы к семинарским занятиям, проверка выполнения осуществляется в индивидуальной устной форме или в форме фронтальной беседы);
- дополнение знаний, полученных на лекциях (вопросы, встречающиеся при изучении смежных дисциплин, выносятся на самостоятельную работу и проверяются в виде небольшого письменного опроса на семинарских занятиях);
22
- самостоятельное изучение отдельных вопросов тем, схожих с материалом лекций (задания выполняются в форме конспекта и сдаются индивидуально).
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- формирование навыков критического, исследовательского отношения к изучаемой дисциплине;
- развитие умений и навыков самостоятельного планирования своей деятельности, самоорганизации и самообразования;
- развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию обоснованной собственной позиции по тому или иному вопросу.
№ раздела
(темы) дисципли ны
Форма самостоятельной работы
Трудоемкость в часах оч ная ф
орма обучени я заочн ая форм а обучени я заочн ая форм а обучени я по и ндив идуальном у уч еб ном у пл ану
1-20
Изучение нормативно-правовых актов и литературы. Информационными источниками могут выступать периодические издания, монографии, материалы интернет–ресурсов.
Выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях. Сбор и анализ нормативно- правовых актов по проблематике решаемых на практических занятиях задач.
Работа с основными терминами и вопросами для самоконтроля. Подготовка докладов.
Подготовка к опросу.
80 175 181
Подготовка к экзамену
32 9
9
Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
1. Сущность финансов и их функции. Роль финансов в процессе общественного воспроизводства.
2. Финансовая система, ее структура. Финансовые ресурсы, их состав.
3. Управление финансами.
4. Финансовые рынки. Финансовые инструменты.
5. Сущность и виды предпринимательской деятельности.
6. Субъекты предпринимательской деятельности. Их права и обязанности.
7. Экономическая среда предпринимательства.
8. Цели создания и функционирования предприятия.
9. Организационно-правовые формы предприятий.
10. Формы объединений предприятий.
11. Классификация доходов предприятия.
12. Классификация расходов предприятия.
13. Выручка. Прибыль предприятия: сущность, функции.
14. Финансовые отношения предприятия. Функции финансов предприятия.
15. Денежные фонды. Финансовые ресурсы предприятия.
16. Принципы организации финансов предприятия.
17. Финансовый механизм предприятия.
18. Финансовые службы предприятия.
19. Финансовый менеджмент: сущность, объекты, субъекты, функции, этапы развития.
23 20. Механизм финансового менеджмента.
21. Основные модели целевой функции предприятия.
22. Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности.
23. Концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора.
24. Концепции и модели, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен.
25. Концепция стоимости денег во времени и методический инструментарий учета фактора инфляции.
26. Система информационного обеспечения финансового менеджмента.
27. Системы и методы финансового анализа.
28. Системы и методы финансового планирования.
29. Системы и методы внутреннего финансового контроля. Финансовый контроллинг.
30. Методы оценки финансовых активов.
31. Основные прогнозно-аналитические методы и приемы финансового менеджмента.
32. Предмет и основные понятия оценки бизнеса. Цели оценки стоимости действующих предприятий.
33. Стандарты стоимости бизнеса.
34. Принципы оценки предприятий.
35. Обзор подходов и методов, применяемых при оценке стоимости предприятия. Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия.
36. Основные принципы АФХД. Процедуры АФХД.
37. Понятие, цели и специфика международного финансового менеджмента. Факторы роста неопределенности международного финансового менеджмента.
38. Инструменты срочного рынка на международном рынке.
39. Источники краткосрочного финансирования международной фирмы.
40. Источники долгосрочного финансирования международной фирмы.
41. Приёмы финансового менеджмента: перевод денежных средств.
42. Приёмы финансового менеджмента: перемещение капитала для его прироста.
43. Приёмы финансового менеджмента: спекулятивные операции.
44. Приёмы финансового менеджмента: сохранение способности капитала приносить высокий доход.
1 2 3 4 5 6 7 8
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
С целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Во время практических занятий и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.
Для решения поставленных задач студентам рекомендуются для изучения и анализа учебники, учебные пособия, публикации, раскрывающие содержание основных положений дисциплины, а также перечень нормативно-правовых и ведомственных актов по изучаемой проблематике.
Результаты самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях.
На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы.
При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и
24 аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебной и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки.
Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование интернет- ресурсов.
Самостоятельная работа по дисциплине предполагает: выполнение студентами домашних заданий, типовых семестровых расчетов, контрольных работ. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического и практического материала по вопросам дисциплины.
При выдаче заданий на самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки, рекомендует справочную литературы для подготовки решений. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
При подготовке к практическим занятиям приветствуется использование интернет- ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для интернет-ресурсов – адрес (URL). При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.).
Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные.
Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь.
В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой.
Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется. Также следует обращаться к официальным сайтам органов власти, справочным правовым системам, в которых представлена актуальная правовая и справочная информация, правоприменительная практика, которая постоянно обновляется.
Овладение навыками самостоятельной работы с источниками включает в себя два основных взаимосвязанных элемента — умение читать и умение вести записи. При работе с книгой вначале следует ознакомиться с ее общим построением, оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап — чтение. Первый раз целесообразно прочитать материал от начала до конца, чтобы получить о нем цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой части и всего материала в целом, критического и позитивного в нем, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д. Правилом при самостоятельной работе должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Самостоятельная работа осуществляется индивидуально. Контроль самостоятельной работы организуется в двух формах:
- самоконтроль и самооценка студента;
25
- контроль со стороны преподавателей (текущий и промежуточный). Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, промежуточный контроль осуществляется на зачете, экзамене в устной или письменной форме.
Текущий и промежуточный контроль может осуществляться посредством тестовых материалов. Критерии выполнения тестовых заданий объема теста, уровня сложности заданий и оговариваются индивидуально по каждому тесту.
Главной особенностью итогового испытания является то, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность умений;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают содержание тем, не освещенное в ходе лекционных и семинарских занятий, опираясь на содержание курса и задания для самостоятельной работы. В качестве заданий для самостоятельной работы выступают темы творческих заданий, практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации рационально используйте время.
Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно.
Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями, примерами.
При выполнении индивидуальных работ следует сначала выделить проблемы для изучения, подобрать литературу, источники, нормативно-правовые акты. Затем необходимо по данным источникам найти решение проблем, задач. При необходимости нужно проконсультироваться с преподавателем. Задания для самостоятельной работы представлены ниже. Выполнение индивидуальных (творческих) заданий может быть оформлено в виде доклада, реферата, эссе, презентации (по согласованию с преподавателем).
Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах)
Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.
Творческое задание. Творческое задание составляет содержание (основу) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческих заданий требуют от студента воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода: подборка примеров из практики; подборка материала по определенной проблеме; участие в ролевой игре и т.п.
Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Деловая или ролевая игра.Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Виды учебных деловых игр: тренинг отдельного навыка; тренинг комплекса навыков; демонстрация навыка;
26 демонстрация типичных ошибок и др.
Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Обсуждение в группах. Групповое обсуждение всех вопросов направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. Первым делом перед студентами ставится проблема и выделяется определенное время, за которое студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Преподаватель устанавливает правила проведения группового обсуждения: задаются четкие рамки обсуждения (например, указать 10 ошибок); ведется алгоритм выработки общего мнения; назначается лидер, руководящий ходом группового обсуждения и др.
Далее, в ходе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Требование к обучающимся по подготовке презентации и доклада
Доклад – это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа обучающихся над докладом, презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале, самостоятельно обобщить материал, делать выводы и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию, использовать технические средства, знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара), уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы, четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия -
10 мин, иметь представление о композиционной структуре доклада.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название презентации (доклада), сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.