Файл: Полякова Ольга Алексеевна (уч звание, степень, ф ио авторов программы) рабочая программа дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Методические рекомендации по написанию рефератов
Расширению и углублению знаний студента способствует подготовка реферата.
Рефераты, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на лекциях и семинарских занятиях. Ведущее место должны занимать темы, которые представляют интерес для обучающегося, несут в себе элемент новизны. Тем самым создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания. Тематику рефератов рекомендует преподаватель, но студенты имеют право предлагать и свои темы.
Работа над рефератом как один из значимых видов самостоятельной работы, формирующих навыки информационного поиска, способствует развитию самостоятельного мышления студента, так как требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа, делать выводы. В процессе подготовки реферата студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая таким образом первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности. Реферат включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы. Объем реферата 15-20 страниц. Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, библиографии после текста реферата. Реферат должен быть сброшюрован.
Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Типы рефератов:

«обзор» – корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;

«анализ» – предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;

«эссе» – размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими логическими и историческими работами.
Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
Защита реферата обучающимся предусматривает:

доклад по реферату не более 5-7 минут

ответы на вопросы оппонента.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.


28
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяю отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке /более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке/, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания /пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург -
СПб ит.д./, название издательства /например, Мир/, год издания /например, 2016/, можно указать страницы /например, с.54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, кода которым литературный источник находится в списке литературы
/например, 7/ номер лит. источника/, с.67-89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложениипомещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы /таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами /без знака №/, например, "Приложение А". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. приложение А) /.
1   2   3   4   5   6   7   8

Методические указания для решения практико-ориентированных задач
Дидактическая цель практико-ориентированных задач – формирование у студентов профессиональных умений, а также практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности. На практических занятиях студенты овладевают навыками выполнения таблиц, необходимыми при выполнении различных, в том числе, и графических работ по дисциплине. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться интернет ресурсами в данной области; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

29
При отборе содержания практико-ориентированных задач по дисциплине преподаватель руководствуется перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у студента в процессе изучения данной дисциплины. Задачи у практических работ следующие: сообщение темы и цели работы; проверка теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности; разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности.
Образовательные технологии
При изложении учебного материала лекторы используют как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы, как:
1. Традиционная лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме вопроса и т.п. Студент воспринимает информацию на лекции, затем осознает ее, после чего преобразует ее снова в слова в виде конспекта лекции. Конспект является продуктом мышления обучающегося. Целью традиционной лекции является подача обучающимся современных, целостных, взаимосвязанных знаний, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной проблеме или теме.
2. Проблемная лекция начинается с вопросов или с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения. Целью проблемной лекции является усвоение студентами теоретических знаний, развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего профессионала.
3. Лекция визуализация подразумевает использование принципа наглядности, т.е. подача лекционного материала в визуальной форме с использованием технических средства обучения (слайды, презентации и т.п.) или с использованием специально изготовленных схем, рисунков, чертежей и т.п. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний. В зависимости от содержания учебного материала могут использоваться различные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, схематические и т.п.
4. Лекция пресс-конференция проводится в форме близкой к проведению собственно пресс-конференции. Преподаватель называет тему конкретной лекции и просит студентов письменно или устно задавать ему интересующие их вопросы по данной теме. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются и акцентируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения своих знаний и интересов слушателей.
5. Лекция беседа или «диалог с аудиторией» предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности студента.
6. Лекция-дискуссия предполагает, что преподаватель при изложении лекционного материала организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Лекция-дискуссия активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.
7. Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий предполагает обсуждение конкретной ситуации или коллизии. Соответствующая ситуация или коллизия представляется аудитории устно или в очень короткой видеозаписи, слайде, диафильме.
Студенты анализируют и обсуждают предложенные ситуации или коллизии сообща, всей аудиторией. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные,


30 преподаватель убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.
Иногда обсуждение ситуации или коллизии можно использовать в качестве пролога к последующей части лекции, для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Для сосредоточения внимания, ситуация или коллизия подбирается достаточно характерная и острая.
Семинарские занятия по учебной дисциплине проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной и (или) дополнительной литературой, выяснения сложных и дискуссионных вопросов и коллизий теории и практики. По отдельным темам семинарских занятий предусмотрено написание рефератов, подготовка докладов и выполнение тестов. В рамках реализации компетентного подхода в процессе обучения дисциплине предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Помимо традиционных форм усвоения накопленных ранее знаний используются активные методы обучения, которые позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей. В частности, используются такие формы, как:
1. Традиционный семинар – сложная форма организации практического занятия, по заранее определенной теме или группе вопросов, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний и практических навыков студентов, развитию навыков самостоятельной работы с нормативными, учебными и литературными источниками, обмена взглядами, знаниями, позициями, точками зрениями.
2. Проектирование - позволяет формировать личностные качества студентов, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию и т.д.).
3. Групповая дискуссия (групповое обсуждение) используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса.
Предметом групповой дискуссии, могут быть: спорные вопросы из области профессиональной деятельности участников дискуссии; противоречивые интересы участников группы; проблемные ситуации, в том числе предложенные к обсуждению самими участниками групповой работы; совместные или привнесенные проекты, модели, типологии; разнообразные технологии и пути их применения.
4. Ситуационно-ролевая или деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
5. Анализ конкретной ситуации является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности студентов. Ситуация - это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление или казус. Возможен случай, когда ситуация, кроме материала для анализа, содержит и проблемы, требующие решения. Анализ и разрешение ситуации осуществляется методом разбора.
6. Имитационное упражнение (решение задач) характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи методу конкретных ситуаций. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Имитационное упражнение – своеобразный экзамен на знание тех или иных законоположений правил, методов, инструкций.


31 7. Совещания — это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания — это взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
8. Мастер-класс — это занятие, которое проводит эксперт в определенной области или по определенным вопросам, для студентов, что позволит улучшить их теоретические знания и практические достижения. Ведущие мастер-класс делятся со студентами некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков или особенностей. Для проведения мастер-классов могут привлекаться специалисты - практики.
Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения
дисциплины (модуля)
Основная литература:
1. Воронина М.В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / М.В. Воронина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К,
2016.

399c.

978-5-394-02341-5.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60544.html.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Иванов И.В. Финансовый менеджмент. Стоимостной подход [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Иванов И.В., Баранов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 502 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41493.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Т.В.
Кириченко. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 484c. —
978-5-394-01996-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60543.html
4. Моисеева Е.Г. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие /
Е.Г. Моисеева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование,
2017.

559c.

978-5-4487-0159-7.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68734.html.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература:
1. Болодурина М.П. Финансовый менеджмент. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.П. Болодурина, Е.А. Григорьева, Е.В. Скобелева. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС
АСВ,
2016.

145c.

978-5-7410-1566-7.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69965.html.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто [Электронный ресурс]: базовый курс для руководителей и начинающих специалистов/ Герасименко А.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 481 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41491.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Е.А.
Кандрашина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа,
2017.

220c.

978-5-394-01579-3.

Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57129.html.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика
[Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. —
Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 511 c. — 978-5-238-
01547-7.
— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71231.html.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю