Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 582

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92 которой заключается в управлении каждым сотрудником предприятия или элементом механизма более глобальной системы, посредством руководства принципами, которые закладываются идеологом. Именно идеологу принад- лежит ключевая роль в этой конструкции: что он заложит изначально в на- стройку процесса, так процесс и будет реализован. В основу цифровой плат- формы им закладываются модель управления, основные принципы, правила, по которым работают все участники процесса (рисунок 2.6).
Обобщая вышесказанное цифровую экономику как систему можно представить в виде схемы (рисунок 2.7). Платформа в данном случае – это
«программный продукт, который обеспечивает доступ, а также оперативный обмен информацией и кооперацию для всех субъектов»
94
Основы цифровой экономики
Новые субъекты цифровой экономики
Создают, внедряют и оптимизируют алгоритмы работы платформ.
Конвертируют алгоритмы в программный код , работают над производительностью платформ.
Конвертируют алгоритмы в бизнес-процессы, обеспечивают взаимодействие всех субъектов ЦЭ.
Исполняют бизнес-процессы под управлением платформ.
Исполняют бизнес-процессы под управлением платформ.
Рисунок 2.7 – Субъектная схема цифровой экономики
95 94
Грибанов Ю.И., Аленина К.А. Сетевое управление как основа цифровой экономики. // Электронный науч- ный журнал «Управление экономическими системами». 07.03.2018. URL: http://uecs.ru/teoriya- upravleniya/item/4804-2018-03-06-16-57-46.
95
Составлено автором.

93
Значительную трансформацию в цифровой экономике претерпевают функции управленца (рисунок 2.8).
Основы цифровой экономики
Функции управленца в цифровой экономике
Создание алгоритмов управления для цифровых платформ.
Внедрение алгоритмов управления.
Оптимизация алгоритмов управления.
Рисунок 2.8 – Функции управленца в цифровой экономике
По сути, в цифровой экономике в основе функционирования экономи- ческой системы в качестве стратегического ресурса рассматривается уже не информация, как в предыдущем эволюционном этапе, а знания и компетен- ции, поскольку в перспективе практически все данные, информация и знания могут быть формализованы, а, следовательно, и оцифрованы (с определенной допустимой степенью сложности, обусловленной уровнем развития техноло- гии).
Меняется само понимание сути управления. На рисунке 2.9. наглядно представлено сравнение традиционного подхода к управлению и «цифрово- го».
Основой цифровой экономики становится сетевое управление, под ко- торым в данном контексте следует понимать «управление системой горизон- тальных и вертикальных связей, узлов, между равноправными членами орга- низации, которая обеспечивает доступ, оперативный обмен информацией, ресурсами и кооперации для достижения целей сетевой организации»
96
. Со-
96
Грибанов Ю.И., Аленина К.А. Сетевое управление как основа цифровой экономики. // Электронный науч- ный журнал
«Управление экономическими системами».
3/2018.
URL: http://uecs.ru/teoriya- upravleniya/item/4804-2018-03-06-16-57-46


94 ответственно, иерархию управления в цифровой экономике можно предста- вить в сетевом формате (рисунок 2.10).
Основы цифровой экономики
Традиционная схема управления
Управление в цифровой экономике
Эволюция понятия управления в цифровой экономике
Рисунок 2.9 – Эволюция понятия управления в цифровой экономике
97
Основы цифровой экономики
Иерархия управления в цифровой экономике
Рисунок 2.10 – Иерархия управления в цифровой экономике
98 97
Составлено автором.

95
Исходя из изложенного, логичен и обоснован вывод, что цифровая эко- номика – это новая хозяйственная реальность, характеризующаяся следую- щими обстоятельствами: цифровая экономика – это завершающий этап гло- бализации, в котором происходит оцифровка всех мировых богатств и ресур- сов; осуществляется формирование новых каналов внутри и вне системных взаимодействий на основе платформ; происходит смена модели расчета эф- фективности – от произведенных богатств к выполненным транзакциям; на- мечается смена парадигмы управления: от иерархии управленцев к иерархии алгоритмов и платформ.
По нашему убеждению, на сегодняшний день цифровые платформы яв- ляются наиболее перспективным инструментом цифровой трансформации социально-экономических систем всех уровней, реализующим сетевое управление. Происходит «революционное изменение бизнес-моделей на ос- нове использования цифровых платформ, приводящих к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности социально-экономических сис- тем»
99
(рисунок 2.11). В сложившихся условиях цифровая платформа – это цифровой катализатор экономического роста через стимулирование, в пер- вую очередь, опережающего развития сферы услуг. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, CAINIAO, SmartCAT, и т.д.) приводит к существенному сокращению трансакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников, а также к сервисизации их деятельности.
98
Составлено автором.
99
Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. Москва. 2018. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment

96
Рисунок 2.11 – Управляющая платформа как инструмент сетевого управления социально-экономическими системами (составлено автором).
Цифровые платформы обеспечивают возможность преодолеть границы и распространить влияние на любые страны и территории. Физическое рас- положение серверов и ПО, на которых работает цифровая платформа, в циф- ровом обществе не играет никакой роли, через интернет она имеет возмож- ность функционировать в любой точке мира. Хрестоматийный пример уже упомянутая компания Uber – обрушившая в свое время рынки таксомотор- ных услуг во многих странах мира. То же самое происходит в области тор- говли (eBay, Alibaba), туризма (Booking.com, Аnywayanyday.com), услуг
(YouDo). «Уберизация» распространяется на все сферы жизни и постепенно переходит из сегмента B2С в B2B, G2C и т.д. Цепочки посредников заменя- ются цифровыми платформами, иерархии управленцев – сетевыми структу- рами, взаимодействие внутри которых происходит через те же платформы.


97
Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий. Структурирование огромных потоков данных и процессов по- зволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости. В ближайшие 10 лет, по мнению автора, большинство индустрий переживут существенные преобразования. Как и в предыдущих промышленных революциях социаль- ные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.
Достижение этой новой реальности посредством цифровой трансформации на основе платформ дает возможность коренным образом перестроить и оп- тимизировать управление на всех уровнях социально-экономических систем
– от отдельных компаний до целых отраслей и, в том числе, органов государ- ственной власти. При этом неизменной чертой всех этих преобразований, по нашему мнению, является опережающий рост сервисизации деятельности, т.е. увеличение удельной доли услуг в валовой добавленной стоимости, от- носительно доли традиционных вещных благ.

98
2.3. Предпосылки цифровой трансформации на основе платформизации
Обобщая результаты, изложенные в предыдущем параграфе диссерта- ции, можно указать на появление нового современного тренда, который можно назвать «платформизацией». Платформизация в нашем понимании – это процесс изменения архитектуры/организации рынков товаров и услуг под влиянием распространения модульных цифровых платформ и применения платформенных технологий, которые позволяют подключить к единому цифровому пространству людей, устройства и системы по всей цепочке соз- дания добавленной стоимости, а также связанная с данным процессом циф- ровая трансформация концепций и бизнес-моделей социально- экономических систем.
Мир меняется под воздействием новых информационных и управлен- ческих преобразующих технологий, решений. В изложении некоторых средств массовой информации, они похожи на «волшебство», но за «цифро- вой магией» стоит большая творческая, научная и техническая работа. И что- бы уметь выполнять эту работу можно и нужно учиться новым «цифровым» технологиям. Цифровые платформы – это то, что является новой основой для экономической эволюции. Только на базе этого нового инструмента обработ- ки информации происходит цифровизация вкупе с цифровой трансформации по всем отраслям экономики, которой сопутствует сетевой («сервисизацион- ны»й) эффект.
Сущность и назначение платформизации в цифровой трансформации можно раскрыть несколькими объективными предпосылками, побуждающи- ми активно создавать, выбирать и использовать с определенными характер- ными чертами практически значимые решения, которые принято называть
«цифровыми платформами».
1. Рост качества данных. Роль данных для формирующейся цифровой экономики на микро и макроуровне растет экспоненциально, сегодня их на- зывают «новой нефтью». В этих условиях цифровая платформа становится


99 центром оперативного получения качественных данных, последующей их обработки, адекватного анализа, мониторинга и управления в рамках отрас- левого формата.
2. Необходимость исследования целевой предметной области или спе- циализации бизнеса, предполагает важность непрерывного статического и динамического исследования, развития, формализации и автоматизации сферы функционирования социально-экономической системы, что обуслов- ливает целесообразность разработки, внедрения и эксплуатации соответст- вующей цифровой платформы, обладающей перечисленным функционалом и способной составить основу функционирования социально-экономической системы. Результаты исследования предметной области могут быть форма- лизованы через документацию, компетенции, модели, регламенты, гипотезы, профессионализм, опыт. Но в любом случае они составляют некоторую за- крытую для других социально-экономических систем (экономических субъ- ектов) основу функционирования (экономической деятельности).
3. Эффективность функционала – наиболее динамично растущее требо- вание цифровой экономики, которое можно удовлетворить с помощью циф- ровой платформы, комплексно и масштабируемо обеспечивающей упорядо- чение и организацию функционала, полезного для самой социально- экономической системы и запрашиваемого со стороны внешнего окружения.
Четвертая промышленная революция, на которой строится цифровиза- ция
100
, проявляется в серии волн изменений, в результате которых формиру- ются новые хозяйственные феномены:
- цифровой потребитель, который пользуется более интерактивным и персонализированных опытом благодаря SMAC (социальные, мобильные, аналитические и облачные технологии);
100
Вертакова Ю.В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. – 2018. – № 7 (153). – С. 54-64.

100
- цифровое предприятие, которое использует технологии SMAC для оптимизации стоимости корпоративных функций, чтобы организовать взаи- модействие на предприятии для повышения производительности;
- новая волна цифровых операций, где компании перестраивают бизнес с использованием искусственного интеллекта, робототехники, когнитивных вычислений и промышленного Интернета вещей.
Ключевое место в новой волне инноваций отводится цифровым плат- формам и новой парадигме совместного потребления, в основе которого – необходимость глубокого взаимодействия с потребителем, что, по сути, яв- ляется одной из ключевых атрибутивных черт не традиционных товаров, но услуг
101
Чем глубже бизнес понимает предметную область, в которой он активно работает, тем больше и эффективней его функционал, который он через продукты или сервисы предлагает своим клиентам в рамках разно- образных возмездных и безвозмездных схем. Постоянно добавляются воз- можности персонализации функционала, поставляемого внешним клиентам, и постоянно оптимизируются транзакции, исполняемые различными субъек- тами на предлагаемых продуктах и сервисах. Функционал должен быть эф- фективен, а значит – конкурентоспособен как для бизнеса, так и для его ос- новных потребителей. Но планомерно развивать функционал можно, только если он в существенной части подконтролен и понятен его владельцу. От- дельная задача – организовать функционал в некую систему (платформу), ко- торая доступна для решения целого ряда задач в рамках целевой предметной области и в нормальных условиях не создает исключительных или неблаго- приятных ситуаций. И, конечно же, функционал тесно связан с наборами данных, которые ему доступны.
101
Маковецкая-Абрамова О.В., Силла С.А., Хорева Л.В., Боденко Е.М. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса. – СПб., 2017; Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики / Карпова
Г.А., Шарафанова Е.Е., Морозов М.М. и др. – Санкт-Петербург, 2018.


101 4. Рост специализации взаимодействия между участниками рынка, что предполагает удобное и персонифицированное обособление и организацию взаимовыгодного взаимодействия, которые рационально реализовать на базе цифровой платформы, посредством ее системы цифровых сервисов.
5. Проактивная безопасность требует решения, которое оперативно и целостно будет поддерживать безопасность данных, функционала и транзак- ций, обеспечивая высокий уровень доверия. Безопасность крайне важна для развития систем и для устойчивости сообщества, в которых они функциони- руют. Возникновение неблагоприятных событий должно быстро перехваты- ваться, отслеживаться, компенсироваться, ликвидироваться. Что возможно только при квалифицированном управлении рисками в обособленных и понятных зонах ответственности. Разделяя функционал и выставляя допол- нительные барьеры на вмешательство в его сущность, минимизируется раз- витие неблагоприятных событий и исключается неавторизованное воздейст- вие извне.
6. Свобода выбора и конкуренция – объективная реальность любых рыночных взаимодействий, в этих условиях крайне важной представляется способность комбинировать другие сторонние решения и встраиваться на за- данных условиях в сторонние решения. Причем в цифровой экономике это должно быть массово доступно и уникально конкурентно. Перечень указан- ных требований свидетельствует о необходимости использования цифровой платформы для их реализации.
7. Стандартизация и регулирование, эту задачу на пути формирования цифровой экономики также возможно удовлетворить посредством цифровых платформ, которые способны алгоритмически выстроить взаимодействия систем в рамках функционала целевой предметной области адекватно сло- жившимся условиям рынка. Динамика изменений заставляет быстро и конструктивно приспосабливаться к внешней среде. Выстраивая бизнес- модель и специализируясь в целевой для себя области, любой экономический

102 субъект попутно вынужден перенимать предлагаемые стандартные решения и технологии или пытаться разработать и навязать свои.
Перечисленные предпосылки побуждают в условиях формирования новой цифровой экономики, основанной на интенсивном информационном обмене, создавать, развивать и применять специальные решения, которые чаще всего справедливо относить к цифровым платформам. Развитие микро- контроллерных технологий, сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры и Интернет породило тренд к созданию таких парадигм как
«Интернет-вещей» (Internet of Things, IoT) и «Промышленный Интернет»
(Industrial Internet). Парадигма Интернета-вещей, как и Промышленного Ин- тернета, активным образом охватывает автоматику и автоматизацию, транс- формируя все сферы жизни людей. Появляются концепты решений «умная энергетика», «соединѐнный и умный транспорт», «умные приборы», «умная промышленность», «умные дома», «умные города», «умная информация и аналитика», «умная медицина» и так далее.
Очевидная и скорая реализация на практике указанных трендов в виде готовых платформ, на базе которых будут создаваться элементы будущей сервисной сети, коррелирует с видением и необходимостью создания отече- ственных цифровых платформ. Цифровая эпоха для бизнеса означает множе- ство динамических и активно развивающихся цифровых платформ.
Уже сегодня вполне очевидным становится взгляд на будущее как не- кую активно взаимодействующую сеть разного рода и разного уровня обо- собленных автоматизированных информационных систем, которые открыты для массовых физических пользователей и умных устройств. В глобальном мире скоростного обмена информацией, прямо или опосредовано социально- экономические системы различного уровня создают, используют и регули- руют такие системы – цифровые платформы. Экономические субъекты как социально-экономические системы, взаимодействующие с потребителями, поставщиками, конкурентами, регуляторами, создают собственные и участвуют в создании сторонних цифровых платформ через которые реали-