Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
112
В качестве выводов по данному разделу диссертационной работы при- ведем следующие положения. Сегодня всѐ переводится в цифровую плос- кость, и независимо от того, какого типа и уровня социально-экономическая система, можно уверенно утверждать, что каждая из них нуждается в цифро- вой компетентности для сохранения своих конкурентных преимуществ. Сле- довательно, цифровая трансформация становится объективной необходимо- стью, а использование цифровой платформы – лучшей гарантией плавного преобразования.
Экономический эффект от создания платформ очевиден. Собственно, цифровые платформы являются воплощением ранее известных принципов экономии средств и снижения себестоимости за счет массовости. Как и в случае с масштабированием производства, реализация принципа платформи- зации позволит существенно снизить себестоимость производства товаров и услуг, при этом происходит ускоряющаяся сервисизация всех видов хозяйст- венной деятельности.
Кроме того, цифровые платформы обладают дополнительными качест- вами, которые позволяют снизить стоимость для конечного потребителя, в том числе за счет придания традиционным товарам «услуговых свойств», выражающихся в вовлечении потребителя в процесс производства и учете его индивидуальных запросов. Так, реализация принципа всеобщей цифрови- зации позволит добиться максимально возможной координации между уча- стниками хозяйственной деятельности, снизить издержки, минимизировать риски, которые существуют при традиционных форматах организации.
Интеграция цифровых платформ позволит сформировать цифровую экономику в России как систему управления ресурсами всех хозяйствующих субъектов посредством единой цифровой платформы.
По общей оценке, Рос- сия пока находится в самом начале пути к дигитализации (цифровизации). На ряде ведущих российских предприятий и государственных органов управле- ния сейчас нарабатывается опыт создания единого информационного про- странства, обеспечивающего оперативный и своевременный обмен информа-
113 цией между автоматизированными системами корпоративного и государст- венного управления, на предприятиях – системами автоматизированного проектирования и подготовки производства, действующим промышленным оборудованием, работающими на нем операторами и другим персоналом.
Отраслевые цифровые платформы помогут ускорить темпы проведения модернизации в отраслях экономики за счет экономии транзакционных из- держек. Они дадут возможность заменить такие инструменты регулирования как отчетность, проверки и т.п., на новое алгоритмическое регулирование, увеличат конкуренцию, упростят принятие инвестиционных решений в большинстве отраслей. «Платформизация» – актуальный сегодня тренд во всех отраслях экономики и сферах жизнедеятельности общества. Очевидно, что в будущем можно будет говорить о создании единого информационного пространства для всей социально-экономической системы страны.
Однако, Россия пока находится в самом начале пути, государству и бизнесу только предстоит понять, что такое цифровизация и цифровая трансформация, к чему они приведут или должны привести. По мнению ав- тора, базирующемуся на результатах проведенных исследований, скоро даже скептики увидят, что принципы управления на базе единой цифровой плат- формы применимы не только к управлению отдельными компаниями, но и ложатся на более крупные структуры – целые отрасли и даже государство.
Изучение передового опыта лидеров цифровой трансформации, иссле- дование и мониторинг крупнейших компаний мира и рынков высокотехноло- гичных продуктов и сервисов, знакомство с мнениями ведущих предприни- мателей, аналитиков, визионеров, экспертов приводит к пониманию особой роли отраслевых цифровых платформ в новой экономике. По словам Предсе- дателя Коллегии ЕЭК Т. Саркисяна, перед российской общественностью сто- ит принципиальный вопрос: можем ли мы создать такой набор межотрасле- вых цифровых платформ, чтобы мы могли эффективно управлять экономиче- скими процессами в нашем едином пространстве, или будем пользоваться теми площадками, которые продвигают транснациональные корпорации».
114
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
3.1. Цифровая трансформация системы государственного управления в
условиях цифровизации экономики
Внедрение информационно-коммуникационных технологий и развитие элементов цифрового общества рассматривается в большинстве стран совре- менного мира как одна из приоритетных стратегических задач и общенацио- нальных приоритетов. Цифровые технологии, а также связанная с ними об- щественная и человеческая деятельность образуют цифровую сферу совре- менного социума, от которой в нынешних условиях определяющим образом зависит его экономический и инновационный потенциал, социальный про- гресс, эффективность управления, осуществления демократических проце- дур, образование, уровень человеческого развития, национальная безопас- ность и обороноспособность и многое другое.
Отставание страны в темпах роста товаров и услуг, производимых и предоставляемых с помощью ИКТ (так называемый цифровой разрыв), авто- матически вызывает ее отставание и в других отраслях. И наоборот, дина- мичное, устойчивое развитие цифровой сферы, посредством цифровизации и цифровой трансформации является фундаментальным основанием повыше- ния конкурентоспособности страны на международной арене и качества жизни ее граждан, достигаемого во многом за счет роста разнообразия и объ- емов оказания им как традиционных, так и новых услуг, с использованием современных цифровых технологий.
Таким образом, в мире сложилась новая реальность, которая побуждает правительства всех стран к проведению политики системной цифровой эко- номики посредством цифровой трансформации: усовершенствованию соот- ветствующих отраслей национального законодательства, разработке и реали-
115 зации масштабных государственных стратегий, проектов, программ. Безус- ловно, двумя основными приоритетами практически всегда является обеспе- чение связанных с развитием цифровой экономики международных конку- рентных преимуществ страны (региона, межгосударственного объединения) и оптимизация внутреннего развития.
Однако даже беглое сравнение различных моделей (стратегий) разви- тия цифрового общества, сложившихся в настоящее время в мире, позволяет констатировать значительную вариативность в концептуальных подходах, приоритетах, механизмах и путях их реализации. При этом эффективность их применения сильно зависит от того, в какой культурно-цивилизационной среде, регионе или даже стране реализуется та или иная стратегия. Иначе го- воря, универсальных моделей управления государством посредством меха- низмов цифровой трансформации нет, очень многое зависит от институцио- нальной среды
106
Даже в рамках довольно институционально однородного Европейского
Союза можно выделить несколько очень успешных, но различных моделей развития цифровой экономики: скандинавскую, центральную (ФРГ), запад- ноевропейскую (Швейцария, Нидерланды), островную (Соединенное Коро- левство) и др.
107
Таким образом, хотя Россия на данном этапе развития циф- ровой экономики в стране и определила четко свой внешнеполитический курс на цифровизацию всех отраслей общества, включая систему государст- венного управления, ей придется искать собственный путь цифровой транс- формации, ориентируясь при этом на стандарты и цели мировых масштабов цифровой экономики. Учет и творческое использование соответствующего
106
Коростышевская Е.М., Плотников В.А., Пролубников А.В., Рукинов М.В. Социальная компонента госу- дарственной региональной политики и ее роль в обеспечении устойчивого развития и экономической безо- пасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 6
(114). – С. 120-126; Полянин А.В. Институциональное изменение понятий "стоимость" и "предприниматель- ство" на основе мета-технологий блокчейна // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (37). – С. 5-10.
107
Мельникова Т.С. Зарубежный опыт развития и популяризации электронного правительства // Саратов- ской области — 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016.
С. 23–25.
116 опыта других стран являются абсолютно необходимыми для нашего государ- ства на этом пути.
Стоит отметить, что цифровая экономика динамично набирает новые обороты, объем ее составляет, по последним данным, около 3 трлн долларов
США в международных масштабах. Данный показатель составляет свыше трети общей капитализации наибольших предприятий во всем мире, а также превышает сумму ВВП, например, Великобритании и в целом является вну- шительной суммой капитала, которая отражает достижения цифровой эконо- мики всего лишь за четверть века. Цифровизация экономики приобрела более обширное влияние вследствие распространения использования интернета, который проникает во все общественные процессы
108
В целом цифровая экономика – это не только те отношения, которые опосредуются интернетом, сотовой связью, ИКТ. Использование всего спек- тра функций цифровых технологий следующим образом влияет на экономику страны: упрощаются хозяйственные взаимодействия; уничтожаются длинные цепи посредников; ускоряется ход различных сделок (кредита, аренды, куп- ли-продажи, уплаты налогов, расчетов и т.п.); аннулируются преграды дос- тупа на рынки, благодаря чему устраняются пространственные ограничения и создаются альтернативные коммерческие площадки; предоставляются кон- курентные преимущества компаниям независимо от их размеров; появляется возможность создания эффекта масштаба и реализации его положительной отдачи при снижении затрат
109
Так, цифровые технологии и их использование во всех сферах жизне- деятельности общества позволяют создать новые бизнес-практики, которые отражаются в появлении гиг-экономики, фрилансерства, краудфандинга, краудинвестинга, краудсорсинга, краудкастинга, краудлендинга и др. новых
108
Харченко А.А., Конюхов В.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник
ИрГТУ: электронный научный журнал. 2017. № 3 (27).
109
Якушенко К.В., Шиманская А.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств — членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 11–20.
117 видов услуг
110
. Проявлением развития новейших технологий является лави- нообразный рост количества интерактивных взаимодействий, которые по су- ти своей носят сервисный характер.
Существующие виды хозяйственной деятельности находятся на разных этапах преобразований, обусловленных цифровыми технологиями. То, как общество овладевает цифровыми технологиями, свидетельствует о фунда- ментальном сдвиге и углублению процессов цифровой трансформации, кото- рый проявляется: во все большей ориентации цифровых технологий на про- изводственные виды деятельности, а не только на сферу развлечений (таким образом, происходит переход от развития собственно сферы услуг к сервиси- зации традиционных видов хозяйственной деятельности); в переходе от ис- пользования цифровых технологий для накопления ретроспективных данных в онлайновые не только бизнес-ориентированных, но и гиперличностных, не только структурированных, но и неструктурированных, которые не просто повышают жизненный уровень, а являются критически важными для жизни; движении от оцифровки отдельных сфер к вездесущему цифровому общест- ву
111
По оценкам аналитиков, каждый доллар, инвестированный в цифровую инфраструктуру, принесет дополнительно 5 долларов в ВВП до 2025 года.
Оцифровка информации сделала хозяйственную деятельность, выстроенную на ней, значительно уязвимой. Цифровая экономика неравномерно развива- ется в мировой хозяйственной среде. В отдельных национальных экономиках с разной скоростью, но неизбежно меняется процесс труда, трудовые отно- шения, занятость. В странах с развитой экономикой и в отраслях, которые легко поддаются автоматизации, за последние 20 лет сократилась доля ра- ботников средней квалификации
112 110
Кешелава А.В. и др. Введение в «Цифровую» экономику» / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев
[и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. ВНИИ Геосистем, 2017. 28с.
111
Там же.
112
Шульцева В. Цифровой императив: какое топливо заводит вашу экономику? // Первая миля. 2016. № 7
(60). С. 30–39.
118
В 2015 году впервые был рассчитан Digital Economy and Society Index
(DESI) с целью выявления направлений приоритетных инвестиций в созда- нии цифрового рынка и содействия странам ЕС в улучшении цифровой про- изводительности
113
. Он состоит из пяти субиндексов, которые измеряют раз- витие: (1) инфраструктуры возможности подключения к широкополосному интернету; (2) ультраструктуры развития человеческого капитала; (3) ис- пользования интернета; (4) интегрированности цифровых технологий в биз- нес; (5) охвата цифровыми технологиями публичного сектора.
Роль изменений, которая оценивается субиндексами, неодинакова в достижении цифровой производительности и измеряется с учетом коэффи- циента весомости каждого из них по абсолютным показателям и темпам их изменений. Так, посредством использования данного субиндекса для каждого государства было выделено четыре группы стран. В группу стран с самой со- временной цифровой экономикой в ЕС по этому индексу отнесены Дания,
Финляндия, Швеция и Нидерланды,в группу с низкими результатами – Ру- мыния, Болгария, Греция и Италия. В 2016 году наибольшие темпы измене- ний (более 0,04 по сравнению со средним значением на уровне 0,028) проде- монстрировали Словакия и Словения. В Португалии, Латвии и Германии на- блюдался небольшой рост (ниже 0,02)
114
Анализ данных, полученных в ходе исследования, свидетельствует, что хотя европейские страны занимают высокие места в аналогичных мировых рейтингах, но уступают Японии, Южной Кореи и США. Компания Huawei четвертый год подряд исследует тенденции развития цифровой экономики с помощью разработанного ее специалистами глобального индекса сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index, GCI). Она отмечает, что рост ин-
113
Харченко А.А., Конюхов В.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник
ИрГТУ: электронный научный журнал. 2017. № 3 (27).
114
Якушенко К.В., Шиманская А.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств — членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 11–20.
119 декса свидетельствует о повышении уровней конкурентоспособности, инно- вационности и производительности в национальной экономике
115
Исследуя динамику индекса глобального сетевого взаимодействия за два последних года по трем группам стран, объединенных по уровню ВВП на душу населения и степени развития цифровых технологий (лидеры, последова- тели, начинающие), аналитики компании Huawei пришли к выводу, что циф- ровая дифференциация достаточно быстро становится «цифровой пропа- стью», поскольку, хотя начинающие и осуществляют развитие цифровых технологий, темпы роста данной группы вдвое ниже, чем у лидеров, и разрыв между странами растет.
Новеллизация самых современных процессов в ведущих странах по- зволяет определить формирование национальных моделей цифровой эконо- мики: «Индустрия 4.0» – в Германии; «промышленный интернет» – в США;
«всепроникающее общество» (ubiquitous society) – в Японии
116
. Ключевым условием цифровизации национального хозяйства является формирование внутреннего спроса на цифровые технологии и использование их граждана- ми, бизнесом, отраслями экономики и, что самое важное, государством.
Среди множества современных ИКТ, определяющих этот процесс, осо- бое место занимает модель цифрового государственного управления, эффек- тивность внедрения которой зависит от многих факторов политического, со- циального, экономического, информационного, научно-методического, орга- низационного, нормативно-правового характера и т.п. Без учета этих факто- ров, определения их приоритетности, взаимосвязей невозможно формирова- ние научно обоснованной государственной политики и осуществление госу- дарственного управления по реализации цифровой трансформации и разви- тия цифровой экономики в нашей стране в целом.
115
Харченко А.А., Конюхов В.Ю. Указ. соч.
116
Якушенко К.В., Шиманская А.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств — членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 11–20.