Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

103 зуется бизнес-модель, исполняющая выбранные миссию и/или стратегиче- ские цели. Это крайне важно для формирования и поддержания конкурентно- го преимущества, для обеспечения собственной целостности и значимости как обособленного субъекта в экономических взаимоотношениях, а также для контролирования и координирования внутреннего развития.
Бизнес, как социально-экономическая система, интегрирует свои и сто- ронние цифровые платформы для вовлечения и использования объектов (ре- сурсов), исполнения процессов (функций) и реализации отдельных целевых направлений (потребностей). Подобная сквозная или глубокая интеграция нескольких платформ позволяет максимально эффективно проектировать и воплощать бизнес-модели. Непрерывно повышается уровень компетенций за счет повторно используемых систем, элементов и паттернов. Оптимизи- руются транзакции на базе высокотехнологичных сетевых распределенных специализированных и имплементированных решений.
Каждая социально-экономическая система регулирует свои и сторон- ние цифровые платформы, предъявляя требования (спрос) и выбирая наибо- лее полезные из них. Формальное и неформальное регулирование поддержи- вает практически значимые и ценные платформы, которые активно исполь- зуются для воплощения собственных востребованных бизнес-моделей. Регу- лирование цифровых платформ повышает ценности социально- экономических систем и экономики в целом и обеспечивает понятные усло- вия на рынках.
Перечисленные инициативы социально-экономических систем по про- изводству, комбинированию и воздействию на цифровые платформы застав- ляют внимательно относится к вопросам их совместного устойчивого функ- ционирования. В то же время, возрастающая конкуренция в формирующемся цифровом пространстве и интенсивные перекрестные профессиональные и социальные взаимоотношения, трансформирующиеся в нечто новое на базе целой сети связанных информационных автоматизированных систем, порож- дают проблемы разной степени сложности. Так или иначе, но некоторые

104 из возникающих практически-значимых проблемных моментов экономиче- ские субъекты вынуждены решать уже сегодня теми средствами и инстру- ментами, которые им доступны. Большая же часть подлежит определенному осмыслению, теоретической и технологической проработке.
Один из вариантов, который способен системно развязать целые
«клубки» проблем и заложить прочный фундамент для уверенного взаимо- действия цифровых платформ от разных поставщиков – это цифровые экоси- стемы. Есть смысл рассматривать не контекстное позадачное связывание от- дельных автоматизированных систем (приложений, сервисов, платформ), а перспективное формирование благоприятного климата для их появления и быстрого совместного развития. В каком-то смысле широкое понимание ин- фраструктуры цифровой экономики здесь становится тождественным экоси- стеме цифровых платформ.
Актуальность и важность формирования цифровых платформ и их эво- люционное развитие и интеграция в цифровую экосистему в России призна- но как на уровне Правительства, так и многими специалистами – учеными и практиками, в области цифровизации и цифровой трансформации. Осознание важности научно-практической проработки и нормативного обеспечения данной проблематики привело на правительственном уровне к разработке в рамках Программы «Цифровая экономика» целого ряда мероприятий по раз- витию в России цифровых платформ стоимостью 23,77 млрд руб. (в том чис- ле на платформу электронного правительства запланирован бюджет в 12 млрд руб., на поддержку разработчиков цифровых платформ – еще 5 млрд руб. и др.), на персонализированном уровне, группа экспертов объединилась и создала Фонд «Цифровые платформы», целью которого обозначена разра- ботка и реализация мероприятий по развитию цифровой экономики ЕАЭС и созданию экосистемы отраслевых цифровых платформ.
Остановимся более детально на рассмотрении инициатив Правительст- ва в области цифровой трансформации социально-экономической системы общества на основе цифровых платформ. Планом мероприятий программы


105
«Цифровая экономика», разделом «Информационная инфраструктура», пре- дусматривается разработка цифровых платформ работы с данными, обеспе- чивающих потребности граждан, бизнеса и власти. В качестве основных ис- полнителей программных мероприятий обозначены Микомсвязи и «Ростеле- ком» (стоимость этих работ составляет около 23,77 млрд руб.).
Предварительными этапами данной работы являются – конкретизация понятийного аппарата в сфере цифровых платформ, формирование перечня существующих и перспективных сквозных технологий работы с данными, а также определение достигнутого уровня внедрения этих технологий, воз- можности и ограничения по их применению в социально-экономических сис- темах России. Следующей вехой в развитии платформизации программой определена разработка предложений по развитию отечественных сквозных технологий работы с данными, при участии «Росатома», «Ростеха», РВК,
Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минобрнауки. В то же время, Минэко- номразвития и Минкомсвязи необходимо провести исследование потребно- стей отечественной экономики в цифровых инфраструктурных платформах.
Решение этой задачи, утвержденной экспертным сообществом, оценивается федеральным бюджетом в 50 млн рублей.
В плане предусматривается разработка методик, определение приори- тетных отраслей экономики и ключевых бизнес-процессов, требующих пер- воочередного внедрения цифровых инфраструктурных платформ. Планиру- ется сформировать мотивационные механизмы, побуждающие к созданию и использованию сервисов цифровых платформ. Итогом этих работ ожидается разработка и утверждение плана создания цифровых платформ в отраслях экономики и секторах социальной сферы.
Кроме того, планом предусматриваются следующие мероприятия, по платформизации: формирование и регулярная актуализация перечня плат- форм пользующихся спросом в социально-экономической системе; создание благоприятных условий для процесса платформизации на базе создания и внедрения отечественных цифровых платформ, в целях удовлетворения ин-

106 тересов органов власти всех уровней, компаний и граждан; разработка и вне- дрение механизма государственно-частного партнерства при создании, вне- дрении, эксплуатации и развития цифровых платформ.
В части разработки платформ запланирована поддержка отечественных разработчиков в форме грантов, суммарный бюджет которых составит 1,2 млрд руб. (из которых 1 млрд руб. будет направлен из бюджета, 200 млн руб.
– из внебюджетных фондов), эту инициативу будет курировать «Фонд содей- ствия инновациям». На 2019 год запланировано финансирование 45 проектов на основе грантов. В качестве дополнительных источников финансирования отечественных разработчиков цифровых платформ предусматривается инве- стиционная (со стороны Внешэкономбанка и «Фонда содействия инноваци- ям») и соинвестиционная поддержка, создание венчурных фондов. Сумма средств на эти цели запланирована в 3,5 млрд руб.
Общая запланированная сумма средств на грантовые и инвестицион- ные мероприятия поддержки отечественных разработчиков цифровых плат- форм составляет 4,7 млрд руб., что позволит до конца 2024 года обеспечить разработку и внедрение в России не менее 10 цифровых инфраструктурных платформ.
Еще одно направление документа, которым будут заниматься Минком- связи и «Ростелеком» - это создание, внедрение, развитие и эксплуатация электронного правительства как цифровой платформы, предусматривающей предоставление государственных услуг, обмен данными и идентификацию.
На создание цифровой платформы электронного правительства запланирова- но 14,75 млрд руб. (12,142 млрд руб – из средств федерального бюджета).
Также в рамках развития цифровой трансформации на основе платоформиза- ции Правительством запланирован ряд мероприятий по совершенствованию государственной цифровой платформы предоставления населению государ- ственных и муниципальных услуг в электронном виде для хранения и поль- зования данными об оказании услуг внешним информационным системам.


107
После этого планируется создание, пилотирование, а затем и внедрение автоматизированной омникальной системы взаимодействия с пользователя- ми госуслуг, на эти цели выделяется 2,6 млрд руб. Внедрение подобной сис- темы позволит обеспечить возможность обращения пользователей в службу технической и информационной поддержки для всех систем цифровой плат- формы предоставления госуслуг в электронном виде. Это, в свою очередь, позволит повысить качество технической и информационной поддержки граждан и снизить операционные затраты. С учетом разработки и внедрения автоматизированной системы взаимодействия с пользователями госуслуг общие расходы на инфраструктуру электронного правительства составят
14,75 млрд руб.
Рассматриваемый документ предполагает также реализацию цифровой платформы для транспортного комплекса стоимостью порядка 400 млн руб., включающей обработку биометрических данных, видеоаналитику, высоко- точное позиционирование, цифровое моделирование и проектирование под руководством Минтранса и госпредприятия «Защитаинфотранс».
Необходимо отметить такие значимые направления как: систематизация и классификация государственных и негосударствен- ных источников мастер-данных для использования в цифровой экономике, на это направление выделяется 500 млн руб.; создание Национальной системы управления мастер-данными, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления на всем жизненном цикле, благодаря чему государственные данные станут доступны для пользования в цифровых платформах. На этот проект федеральный бюд- жет потратит порядка 600 млн руб.; создание цифровой аналитической платформы, которая будет аккуму- лировать (посредством загрузки респондентами различной отчетности и ад- министративных данных) и предоставлять различного рода данные (стати- стические, административные, нормативно-справочные) всем категориям

108 пользователей. На создание цифровой аналитической платформы запланиро- ван бюджет 1 млрд руб.; разработка цифровых платформ для защиты интеллектуальной собст- венности – предназначенных для реализации и обеспечении правовой охраны и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в циф- ровой среде Затраты федерального бюджета составят 533 млн руб.
Перечисленные мероприятия, реализация которых запланирована в рамках программы «Цифровая экономика» для формирования информацион- ной инфраструктуры посредством разработки пула цифровых платформ, сви- детельствуют о том, что на правительственном уровне создана финансово обеспеченная программная база для всесторонней платформизации, что явля- ется существенной предпосылкой реализации цифровой трансформации на основе цифровых платформ.
Другой важной организационной предпосылкой, по нашему мнению, является создание инициативной независимой группой экспертов Фонда развития Цифровой Экономики «Цифровые Платформы»
102
, назначение ко- торого – выстроить цифровое экономическое пространство на инфраструкту- ре отраслевых цифровых платформ. Важно отметить, что это не единствен- ное объединение экспертов такого рода. По нашему мнению, предпосылками платформизации являются и уникальные свойства платформ, позволяющие конкретной компании приобрести существенное конкурентное преимущест- во в цифровой экономике, при условии их реализации: платформы способны создавать и изменять новые рынки, бросать вы- зов традиционным рынкам, создавать новые формы участия или ведения бизнеса на основе сбора, обработки и редактирования больших объемов ин- формации; платформы действуют на многосторонних рынках с разной степенью контроля прямого взаимодействия между группами пользователей;
102
Официальный сайт Фонда цифровых платформ. URL: http://www.fidp.ru/


109 платформенные технологии выигрывают от «сетевых эффектов», т.е. ценность сервиса увеличивается с количеством пользователей; зачастую платформы опираются на информационно- коммуникационные технологии для связи со своими пользователями, мгно- венно и без лишних усилий; платформы играют ключевую роль в создании цифровой стоимости, в частности, путем агрегации значительной ценности (включая сбор информа- ции), содействии новым бизнес-инициативам и создании новых стратегиче- ских зависимостей.
А также следует выделить принципиальные аспекты функционирова- ния платформ как своеобразные «центры» оказания широкого спектра циф- ровых услуг: многосторонние фирмы продают доступ пользователям, которые явля- ются либо односетевыми, либо многосетевыми; платформы предоставляют собой инструмент, с помощью которого од- на группа пользователей создает ценность для другой группы пользователей платформы; из-за сетевых эффектов и выгод от агрегирования пользователей для сокращения трансакционных издержек, платформам нужна критическая мас- са пользователей на всех сторонах, чтобы выжить; спрос одной группы пользователей на платформу зависит от предложе- ния другой группы пользователей и наоборот; такая взаимозависимость спроса с сетевыми эффектами влечет послед- ствия для бизнес-моделей платформ, в частности в отношении уровня и структуры ценообразования; платформы устанавливают цены ассиметрично на разных сторонах.
Асимметрия ведет к тому, что одна сторона платформы (субсидируемая сто- рона) платит меньше предельных издержек. В будущем платформа получит прибыль от цены, уплачиваемой другой стороной (сторона-плательщик).

110
Обеспечить эффективность процесса платформизации цифровой трансформации социально-экономических систем позволит, по мнению авто- ра, соблюдение ряда условий:
1. Расширение предложения. Создание на платформе различных серви- сов, расширяющих возможности сделок – выгодно как для покупателей с точки зрения спроса, так и для поставщиков услуг с точки зрения предложе- ния.
2. Персонализация. Необходимо осуществлять целенаправленное взаи- модействие с клиентами по всем каналам, используя данные о клиентах, что- бы понимать их потребности и создавать индивидуальные предложения.
3. Применение новых моделей ценообразования, в том числе оплату по факту использования, условно-бесплатную модель и модель подписки, по- зволит расширить рынки и удовлетворять спрос.
4. Обеспечение надежной защиты. Важно добиться доверия клиентов.
Необходимо обеспечить как превентивные меры защиты данных, так и мето- ды поощрения за предоставление информации, это необходимо для привле- чения клиентов и дифференциации платформы.
5. Активное развитие платформы, наращивание связей с цифровыми партнерами – разработчиками приложений и провайдерами платежных сер- висов, которые помогут совершенствовать платформу и удовлетворять по- требности клиентов – необходимое условие эффективной платформизации.
Цифровые платформы перестают быть прерогативой одних лишь циф- ровых компаний, таких как Airbnb и Alibaba. Вскоре, по нашим прогнозам, в большинстве отраслей платформы станут полноценной бизнес-моделью как в формате B2B, так и B2C. Чтобы функционировать эффективнее и обеспечить быстрый рост, социально-экономические системы должны перейти к мето- дам создания товаров и услуг совместно с третьими лицами, адаптировать предложения для клиентов и выставлять их актуальную стоимость. И что важнее всего, набрать критическую массу они смогут лишь в том случае, ес-


111 ли будут сотрудничать с цифровыми партнерами, услуги которых охватят все этапы и каналы взаимодействия с потребителями.
Действительно, в настоящее время цифровая экономика представляет собой локомотив для роста различных отраслей экономики. Как правило, экономику принято разделять на сектора: первичный — сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых; вторичный — промышленное производство; третичный — услуги.
Если учитывать новые технологические возможности и тенденции раз- вития, то классическое разделение между указанными секторами может ис- чезнуть
103
. Причем условием этого исчезновения, «размывания границ» меж- ду секторами, по мнению автора, является сервисизация на основе цифровых технологий, приводящая к проникновению цифровых сервисов во все три указанных выше сектора экономики, объединению их в единый комплекс.
Например, уже сейчас с использованием цифровых технологий можно в ре- жиме реального времени обрабатывать удаленно сельскохозяйственные по- ля
104
, собирать урожай, производить продукцию промышленного производ- ства, оказывать разнообразные услуги
105
. Поэтому нужно отметить, что про- исходящая модернизация отдельных секторов экономики влечет за собой из- менение экономической архитектуры всей системы. Данные тенденции со временем только расширяются.
Перечисленные выше нормативно-правовые и организационные ини- циативы со стороны Правительства и экспертного сообщества являются су- щественными организационными предпосылками, создающими благоприят- ную среду цифровой трансформации посредством цифровых платформ.
103
Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий
(BIM, PLM, CAD, IOT, SmartCity, BIGDATA и др.) / А.П. Добрынин, К.Ю. Черных, В.П. Куприяновский, П.В.
Куприяновский, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4. No. 1. P.
4–10. URL: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/259/299.
104
Меденников В.И. и др. Цифровая платформа для сельского хозяйства / В.И. Меденников, Л.Г. Муратова,
С.Г. Сальников // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3 (15). С. 111–113.
105
Куприяновский В.П. и др. Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в про- мышленности, строительстве, транспорте и логистике / В.П. Куприяновский, И.А. Соколов, Г.Н. Талашкин
[и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. No. 6. P. 56–75.