Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 580
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
74
Технологический подход к цифровой трансформации, как очевидно из названия, берет за основу совокупность технологий, внедрение и реализация которых обеспечит трансформируемой системе переход в цифровое про- странство.
Модель цифровой трансформации социально-экономических систем
(на примере промышленности) в соответствии с технологическим подходом представлена в Приложении В на рисунке 5. Обозначенная в модели сово- купность технологий является динамичной системой и может меняться и расширяться в зависимости от дальнейшего развития цифровых технологий и цифрового пространства в целом. Так, Г.Л. Садовский в качестве ключевых технологических трендов цифровой трансформации социально- экономических систем выделяет следующие: «технологии промышленного
Интернета вещей на основе внедрения интеллектуальных датчиков в обору- дование и производственные линии; облачные технологии на основе перево- да на распределенные ресурсы систем хранения информации и проведения вычислений; технологии больших данных на основе использования распре- деленной структурированной и неструктурированной информации из раз- личных источников для формирования аналитики; технологии цифрового производства на основе компьютерного проектирования и моделирования технологических процессов , объектов, изделий на всех этапах жизненного цикла от идеи до эксплуатации»
62
Обобщенно цифровые рынки (отраслевые и технологические) пред- ставлены в Приложении В на рисунке 6. Взаимодействие рынков способст- вует формированию пространства цифровой трансформации социально- экономических систем, в котором основополагающими элементами стано- вятся интернет вещей, широкополосный интернет и индустриальный интер- нет вещей.
62
Садовский Г.Л. Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 427-430.
75
В рамках формирования методологии цифровой трансформации соци- ально-экономических систем, ключевые направления и проекты, опираясь на мнение экспертов, разделим на две большие группы: системные и сквозные проекты.
К системным проектам, относят проекты, в рамках которых цифровой трансформаций подвергаются социально-экономические системы различных секторов экономики, тогда как сквозные проекты ориентированы на цифро- вую трансформацию, пронизывающую сразу нескольких секторов. К систем- ным проектам трансформации относятся:
1) цифровой город (умный город);
2) цифровая фабрика (умное производство, фабрика будущего, вирту- альная фабрика);
3) цифровая инфраструктура (цифровая дорога, цифровой транспорт, цифровая энергетика);
4) цифровой (умный) дом и цифровые (умные) товары.
В совокупности и взаимосвязи перечисленные системные проекты трансформации социально-экономических систем образуют цифровую экос- реду, представленную в Приложении Б, отдельные элементы которой взаи- модействуют друг с другом через генерируемые ими потоки услуг. Примеры наиболее перспективных системных проектов цифровой трансформации (в соответствии с отчетом Евразийской экономической комиссии) представле- ны в Приложении Г.
Сквозные проекты цифровой трансформации социально- экономических систем подразделяют на следующие основные группы:
«(1) создание цифровых ресурсов в рамках интегрированной информацион- ной системы; (2) разработка механизмов поддержки развития цифровых платформ; (3) создание условий для развития рынка цифровых платформ и
76 цифровых услуг»
63
. В приложении Г представлено краткое описание сквоз- ных проектов, которые предложено включить в «Проект стратегических на- правлений формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС в пер- спективе до 2025 года»
64
В контексте методологии цифровой трансформации социально- экономических систем необходимо также сформулировать и рассмотреть ос- новные трансформационные инструменты, посредством которых осуществ- ляются преобразования существующих концепций и форм функционирова- ния социально-экономических систем и формирование новой модели. В свя- зи с этим, одним из приоритетных предметов исследования и анализа стано- вятся бизнес-процессы, поскольку непосредственно описание бизнес- процесса – это единственный способ смоделировать будущее состояние со- циально-экономической системы и представить, как она будет функциониро- вать после внедрения трансформационных технологий.
Для определения бизнес-процесса (далее - БП) будем использовать трактовку, предложенную Д.В. Кудрявцевым: БП – это «совокупность взаи- мосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определѐн- ного продукта или услуги»
65
. Дорожную карту цифровых трансформацион- ных преобразований в любой социально-экономической системе целесооб- разно выстраивать на основе цикла Деминга-Шухарта
66
, который, примени- тельно к внедрению трансформационных цифровых технологий, будет вклю- чать следующие основные этапы трансформации (рисунок 2.1):
1.
Аудит текущих БП. Выявление неэффективных «устаревших» механизмов обработки информации;
63
Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышлен- ности государств-членов Евразийского экономического союза. Информационно-аналитический отчет Евра- зийской экономической комиссии. Департамент промышленной политики. Москва. Январь 2017г. – 116 с.
64
Приложение к протоколу заседания от 30.09.2016 г. No 04-11/цп Рабочей группой по выработке предло- жений по формированию цифрового пространства ЕАЭС.
65
Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / под общ. ред. Т. Г. Шешуковой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2017. –
Вып. 8. – 2 Мб. – URL: https://users.antiplagiat.ru/report/full/3245?page=10 66
Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Практическое руководство. М.: Дело и сервис, 2003. 528с.
77 2.
Описание новых БП для повышения скорости циркулировали информации и, как следствие, повышения эффективности цепочек взаимо- действия внутри системы;
3.
Разработка плана внедрения новых БП внутри системы, с учетом ввода в эксплуатацию новых программных решений, обеспечивающих еди- ное информационное пространство функционирования системы.
4.
Внедрение новых БП.
5.
Замыкающим этапом является контроль внедрения БП и оценка полученных результатов и их экономического эффекта.
Описание новых БП
Аудит текущих БП
Описание новых БП
План внедрения новых БП
Контроль внедрения БП
Оценка экономического эффекта внедрения БП
Внедрение новых БП
Рисунок 2.1 – Цикл (этапы) цифровой трансформации
67
Рассматриваемый цикл управления начинается с планирования, завер- шается действиями по управлению отклонениями и длится бесконечно; тем самым достигается эффект непрерывного совершенствования системы управления процессами в рамках организации. Эти процессы взаимосвязаны
67
Составлено автором на основе: Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Практическое руково- дство. – М.: Дело и сервис, 2003. - 528 с.
78 друг с другом, и каждый может включать в себя действия одного или не- скольких лиц (поставщиков и потребителей) в зависимости от требований проекта. В рамках новой модели функционирования социально- экономической системы, жизнеспособной в условиях цифровой экономики, трансформационные изменения касаются, прежде всего, модели формирова- ния добавочной стоимости по причине резкого снижения роли и значения посредников всех уровней в социально-экономических системах и усиления значения индивидуального подхода к формированию продукта.
При описании механизма стабильности цепочки ценности организации целесообразно учитывать бизнес-модель Г. Хэмела
68
(рисунок 2.2), в которой четыре основных компонента бизнес-модели связаны между собой следую- щим образом:
- стратегию организации и ее стратегические ресурсы связывает кон- фигурация – уникальный способ сочетания компетенций, активов и процес- сов организации как социально-экономической системы;
- стратегию организации и взаимодействия с потребителем связывают выгоды, которые получает потребитель при взаимодействии с данной бизнес- моделью;
- стратегические ресурсы и ценностную сеть связывают границы дея- тельности организации (что именно организация делает самостоятельно, а что отдает участникам данной ценностной сети).
Такая бизнес-модель дает целостное представление о потенциале орга- низационной прибыльности, эффективности, уникальности и внутренней со- гласованности.
В случае рассмотрения бизнеса как системы управления бизнес- процессами его эффективность зависит от стоимости координационных трансакций. В условиях экономики знаний стоимость внешних координаци- онных трансакций имеет тенденцию к быстрому снижению. Эффект масшта-
68
Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. СПб.: BestBusinessBooks, 2007. - 368 с.
79 ба заметен за пределами организации. Согласно эффекту Коуза при равенстве стоимости внешних и внутренних трансакций затраты на внутренние будут неэффективными
69
. Данная ситуация возможна при применении организа- циями инсорсинга (когда обслуживающее подразделение с привлечением внутренних ресурсов организации предоставляет услуги организационным подразделениям). Таким образом, организации меньшего масштаба способны быть производительнее крупных.
Рисунок 2.2 – Бизнес-модель Г. Хэмела
70
В результате, аутсорсинг становится самым выигрышным для процес- сов, бывших ранее внутренними, при условии снижения стоимости внешних трансакций. Повсеместное распространение аутсорсинга
71
является одним из проявлений сервисизации экономики. Причем следует подчеркнуть, что эта
69
Coase R.H. The Nature f the Firm // Economica (N.S.). 1937. Vol. 4. No. 16. P. 386–405.
70
Составлено автором на основе: Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные време- на, превратив инновации в образ жизни. СПб.: BestBusinessBooks, 2007. 368 с.
71
Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Цифровые платформы как ресурс повышения конкуренто- способности цепей поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического универси- тета. – 2018. – № 2 (110). – С. 7-11; Курбанов А.Х., Курбанов Т.Х. Применение современных цифровых тех- нологий в логистике // Развитие региональной экономики в условиях цифровизации. Сборник материалов
Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский госу- дарственный университет». – Грозный, 2018. – С. 683-688; Петров А.Н. Современная модель стратегическо- го менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. –
2017. – № 1-1 (103). – С. 12-20; Репин Н.В., Руденко М.Н. Взаимосвязь стратегии проекта со стратегией компании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (37). –
С. 31-34.
80 форма сервисного сетевого взаимодействия фирм получает распространение в различных странах и отраслях, независимо от их уровня развития, исполь- зуемых технологий, зрелости целевых рынков и т.д.
Таким образом, далее логически следует процесс формирования сете- вых структур, которые способны выстроить обслуживание друг друга с под- держанием и увеличением общей эффективности на основе организации сис- темы потоков взаимных услуг, как внутри сети, так и с внешними агентами.
При условии снижения стоимости внешних координационных трансакций появляется все больше возможностей для согласованной координации биз- нес-процессов клиента или поставщика с бизнес-процессами организации.
Достижение результата при осуществлении данной системной координации возможно при выстраивании информационных отношений по единым стан- дартам. Отношения координируются на основе внутренних цепочек создания ценности организации, поставщиков и клиентов.
В итоге происходит виртуальная интеграция, создание сетевой модели бизнеса, которая предполагает формирование единых информационных по- лей и инструментов координации внутренних процессов различных предпри- ятий и организаций без их объединения на корпоративной основе. Некоторые звенья создания потребительской цепочки ценности в сетевой модели реали- зуются внешними сетевыми сообществами. Основой сетевых моделей явля- ется сетевая платформа, которая для взаимодействия агентов создает и под- держивает организационно-технологическое пространство
72
Эта модель бизнеса образует многостороннюю платформу, объединяя, по мнению Остервальдера и Пинье
73
, две или более связанные группы потреби- телей для извлечения дополнительной ценности в процессе взаимодействия друг с другом. Сетевые отношения формируют новые условия взаимодейст-
72
Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. Концепции: учеб. пособие для слушателей программы
MBA, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы»/ Г.Н. Константинов;
НИУ «Высшая школа экономики», Высшая школа менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бизнес Элайн- мент, 2013. - 252 с.
73
Остервальдер А., Пинье Ив. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Аль- пина Паблишер, 2012.- 288 с.
81 вия и сотрудничества компаний между собой, что приводит к повышению привлекательности сети в глазах потребителя, а также создают конкуренцию внутри сети между ее представителями, основанную на способности генери- ровать уникальные знания (на основе креативности).
По мнению Роджера Комрасса и Мартина Фарнкомба
74
основу новой экономической системы составят креативные компании, сетевые посредники, компании по работе с клиентами, сетевые и производственные платформы, владельцы инвестиционных портфелей. В данном случае необходима взаи- мосвязь цепочек ценностей поставщика, предприятия, потребителя и партне- ров предприятия. У каждой цепочки ценности существуют входы и выходы, причем выходы цепочки ценности предыдущего участника взаимодействия на многосторонней платформе являются входом последующего. Цепочка ценно- сти каждого из участников (в зависимости от определения, кто в многосторон- ней платформе является поставщиком, а кто потребителем) представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Основные составляющие цепочки ценности потребителя
75 74
Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпорации. М: изд. дом «Секрет фирмы», 2005.
75
Репин Н.В., Шатров А.А. ИТ-аутсорсинг как механизм стабильности цепочки ценности организации //
Сборник международной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты эффективного экономического развития». Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2018. С.25-42.
82
Рассматриваемая экономическая модель предоставляет возможность реализации высококонкурентной продукции и/или услуг с высокой добав- ленной стоимостью
76
, создает рабочие места нового качества (аккумуляция знаний и развитие конкурентоспособных компетенций), эффективно решает социальные, культурные и экологические задачи.
Таким образом, в качестве основного инструмента цифровой транс- формации бизнес-процессов и формирования новой модели функционирова- ния и бизнеса хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации экономи- ки в рамках методологии цифровой трансформации социально- экономических систем нами предлагается принять концепцию цифровых платформ. Тогда, исходя из принятых установок, модель организации соци- ально-экономической системы, отражающая взаимосвязь элементов внешней и внутренней среды организации в условиях цифровизации экономики пред- ставлена на рисунке 2.4.
Целью функционирования цифровых платформ, обеспечивающих коо- перацию (на основе оказания взаимных услуг) социально-экономических систем «является повышение эффективности взаимодействия всех заинтере- сованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций) на основе объединения потенциалов всех участников для стимулирования взаимовыгодного инновационного развития трансформируемых систем, соз- дания центров компетенции, формирования экономики будущего, постоян- ного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспо- собности социально-экономической системы страны»
77 76
Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потреби- телем. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 258 с.
77
Евразийский экономический союз: в интересах бизнеса и граждан.
URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/Documents/%D0%98%D0%B7%D0
%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%20%D0
%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B5.pdf