Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 601

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120
Вышеперечисленное обусловливает актуальность задачи создания по- лифункциональной модели государственного управления в РФ, которая могла бы полноценно соответствовать цифровизации и цифровой трансформации всех общественных процессов на пути формирования цифровой экономики.
К основным внутренним проблемам относительно внедрения подобной цифровой модели государственного управления в РФ необходимо, по мне- нию автора, отнести: отсутствие официально определенного категорийно- понятийного аппарата; несовершенство нормативно-правового, информаци- онно-аналитического, научно-методического, финансового, организационно- технического, кадрового обеспечения и т.п.
Для оценки состояния внедрения подобной модели государственного управления и выявления тенденций развития цифровой трансформации обще- ства в целом по стране, прежде всего его технической и технологической со- ставляющей, необходима интегрированная система показателей и индикато- ров, основанная: на данных государственного статистического учета; резуль- татах специальных эмпирических исследований рынка информационно- коммуникационных и цифровых технологий, проведенных российскими и за- рубежными компаниями; учете рейтинговых оценок таких международных организаций, как ООН, ЕС, Всемирный Банк, ITU, ОЭСР и др.
Кроме системы показателей и индикаторов, должны быть разработаны и официально одобрены методики мониторинга, анализа и прогнозирования ситуации в этой сфере в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а так- же выделены соответствующие ресурсы на осуществление информационно- аналитического обеспечения и определенная совокупность источников и пользователей информации, установленные регламенты их взаимодействия и требования к информации, то есть должна быть создана система информаци- онно-аналитического обеспечения процесса цифровой трансформации соци- ально-экономических систем всех уровней.
На данном этапе цифровизации структур хозяйствования России такой всеохватывающей консолидированной модели управления не существует,

121 что крайне негативно влияет на эффективность государственной политики и государственного управления общественных сфер страны, которые реализу- ются практически в условиях отсутствия обратной связи и базируются в ос- новном на неточных, неполных и противоречивых статистических данных, интуитивных представлениях и предыдущем опыте лиц, принимающих стра- тегические решения.
Наиболее рациональным представляется подход, основанный на при- менении сравнительного анализа для совокупности существующих моделей индикаторов, определение согласно выбранному критерию лучшей и ее уточнение с целью максимального учета особенностей развития цифровой экономики в России. В качестве интегрированной характеристики уровня развития цифрового общества или его структурных элементов используются композитные ИКТ-индексы (е-индексы), построенные на базе наборов ИКТ- индикаторов, при этом набор индикаторов и методика построения индекса в значительной степени зависят от выбранных приоритетов.
В мире существует больше двадцати международных е-индексов, но наиболее употребляемыми считаются отраженные в табл. 3.1.
Для повышения достоверности, точности и надежности данных целе- сообразно осуществить их объединение из различных источников и обеспе- чить предоставление пользователям согласно их требованиям к качеству со- ответствующей информации. С этой целью необходимо координировать уси- лия различных субъектов, причастных к решению данной проблемы.
В условиях функционирования всех цифровых систем, которые осуще- ствляют деятельность в рамках экономики РФ с целью повышения качества жизни населения и уровня конкурентоспособности российского бизнеса в ус- ловиях формирования мировой цифровой экономики, правительством нашей страны была сформирована ответственная комиссия по использованию ин- формационных технологий, а также функциональная подкомиссия по цифро- вой экономике. Специалистами Центра компетенции по направлению «Ин- формационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Россий-


122 ской Федерации» и АНО «Цифровая экономика» была создана дорожная кар- та развития механизмов структуры цифровой экономики, которая содержит стратегию реализации более 300 мероприятий
117
Таблица 3.1
Наиболее распространенные международные композитные ИКТ-индексы
118
Название индекса (англ.)
Название индекса (рус.)
Разработчик
Год разработки
Digital
Opportunity
Index, DOI
Индекс Цифровой способности, или цифровой перспективы
ITU в пределах
WPIIS
2015
Digital Access
Index, DAI
Индекс цифрового доступа
ITU
2015
Information
Society Index, ISI
Индекс информацион- ного общества
Компания IDC
2005
Networked
Readiness Index
Индексы Гарвардской методики оценки сетевого мира
Гарвардская школа
С 1990
Следуя результатам доклада «Цифровая экономика России», который был презентован в ходе проведения российского интернет-форума
«РИФ+КИБ 2017» (19–21.04.2017, г. Москва), можно утверждать, что наше государство на данном этапе цифровизации переживает значительную циф- ровую трансформацию во всех сферах функционирования социально- экономических систем. Стратегически планируемый экономический эффект оценивается до 0,4–0,9% ВВП в год по отдельным направлениям цифровиза- ции и цифровой трансформации в России.
Одно из важных направлений в цифровой экономике – создание едино- го информационного пространства для всех хозяйствующих субъектов и субъектов управления. Считается, что данный подход позволит повысить эффективность государственного управления на всех уровнях. Потребность в
117
Сайт Агентства Стратегических Инициатив [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru
118
Кешелава А.В. и др. Введение в «Цифровую» экономику» / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев
[и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. ВНИИ Геосистем, 2017. 28с.

123 преодолении ряда негативных тенденций и необходимость решения серьез- ных проблем, препятствующих становлению России как цифрового государ- ства, требуют проведения реформ в первую очередь в сфере государственно- го управления. В этом контексте безусловную актуальность приобретают во- просы исследования моделей государственного управления, сложившихся и реализуемых в разных странах, что даст возможность сравнить основные цифровые параметры отечественных и зарубежных органов власти, позволит ставить вопрос о приближении государственного управления в РФ к лучшим мировым образцам. В целом под моделью управления понимается теоретиче- ски выстроенная целостная совокупность представлений о том, как выглядит
(или как должна выглядеть) система управления, ее структура и принципы функционирования, как она взаимодействует с различными субъектами, как адаптируется к изменениям во внешней среде и т.п.
Модель структуры государственного управления должна соответство- вать требованиям конкретных периодов построения информационного обще- ства. Для построения таких моделей необходимо:

определить фазы (этапы) развития цифровой экономики;

определить, какие показатели (индикаторы) развития (состояния) цифровой экономики соответствуют определенным фазам и этапам;

разработать перечень важнейших мероприятий цифровизации и цифровой трансформации в различных направлениях деятельности для достижения необходимых показателей;

ввести адекватную структуру органов государственного управления
РФ, которая в состоянии обеспечить реализацию этих мероприятий.
В состав структуры модели должны войти:

составляющие системы государственного управления цифровой экономикой (органы власти, структурные подразделения и др.);

функции и задачи органов власти, определенные нормативно- правовой базой;


124

составляющие цифровой инфраструктуры государства;

показатели (индикаторы) развития (состояния) цифровой экономики
Сравнительный анализ моделей государственного управления в раз- личных странах свидетельствует о том, что институты и механизмы государ- ственной власти стран Европы, США, Японии, Российской Федерации и дру- гих обусловлены различным историческим, экономическим, политическим и культурным опытом. В каждой из моделей функциональность органов госу- дарственного управления поддерживает необходимый уровень регулирова- ния социально-экономических процессов и обеспечивает стабильное общест- венное развитие. Среди основных факторов, влияющих на процесс цифрови- зации государственного управления цифровой трансформации общества в зарубежных странах, можно выделить: особенности рыночной экономики, которые выражаются в стимулиро- вании свободы предпринимательства, свободного движения рабочей силы, конкурентности рынка труда; развитие гражданского общества и социального партнерства в цифро- вой среде; децентрализацию власти и проведение эффективной структурной и ре- гиональной политики для улучшения социально-экономических условий жизни граждан; реализацию социально значимых проектов, способствующих соблюде- нию принципов социального равенства и справедливости в цифровой эконо- мике
119
В значительной степени особенности цифровых моделей государствен- ного управления связаны с характером экономических отношений. Сегодня существуют несколько экономических моделей с различными вариантами соотношения государства и рыночных отношений в цифровой экономике:
119
Якушенко К.В., Шиманская А.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств — членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 11–20.

125 1) в модели США превалируют конкуренция и рыночные методы, а го- сударственное вмешательство осуществляется в рамках либеральной идеоло- гии;
2) в социально-рыночной модели (страны ЕС) государство играет ак- тивную роль в обеспечении благосостояния граждан, смягчении последствий экономических рисков, но стоимость социальных программ достаточно вы- сока, что приводит к росту налогов, появлению проблем на рынке труда;
3) в модели государственного капитализма (Россия, Китай) государство занимает активную экономическую позицию, участвует в управлении многих частных компаний, в контроле над основными отраслями экономики, банков- ской сфере, СМИ. Это дает возможность контролировать темпы развития эко- номики и существенно влиять на перераспределение общественных благ
120
Настоящими представителями цифровой эпохи можно назвать такие страны с модернизированной системой государственного управления в соот- ветствии с требованиями цифровой экономики, как Великобритания и Кана- да. Так, в результате эффективного внедрения электронного управления в
Канаде предоставление услуг, расчетные операции и взаимодействие с гражданами и представителями бизнеса (например, регистрация новых предпринимателей, получение водительских прав, лицензий на рыболовство и охоту, оплаты штрафов за неправильную парковку и т.д.) стали осуществ- ляться в электронном виде через электронные киоски или интернет. Такой способ предоставления услуг пользуется спросом у 95% канадцев. При этом позиция правительства Канады состоит в том, что предоставление услуг че- рез электронные средства связи должно дополнять, а не заменять другие средства коммуникации
121 120
Мельникова Т.С. Зарубежный опыт развития и популяризации электронного правительства // Саратов- ской области — 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. С.
23–25.
121
Abramova M.V., Kopyleva M.M. E-government as one of the main elements of an inclusive government as an example of Canada // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2014.
Т. 18. № 5. С. 109–113.


126
Благодаря использованию электронного правительства в Канаде стало более тесным сотрудничество по предоставлению услуг между федеральным уровнем власти и властью провинций. Деятельность правительства Канады стала более открытой и прозрачной для граждан, ведь любой получил воз- можность ознакомиться с отчетами и планами любого канадского государст- венного органа на его официальном сайте. Электронное управление позволи- ло канадцам принимать более активное участие в государственных делах и контролировать действия правительства, а следовательно, существенно спо- собствовало развитию гражданского общества.
В первое десятилетие нового тысячелетия государственное управление в Великобритании продолжало развиваться в рамках, определенных еще во времена М. Тэтчер, и на основе модели ценностей и норм, которыми госу- дарственные служащие должны руководствоваться в текущей деятельности.
В стране разработана программа модернизации правительства. Особое зна- чение в модернизации правительства приобрела одна из ее составляющих – программа работ по созданию системы электронных государственных услуг в Великобритании «Электронные граждане, электронный бизнес, электрон- ное правительство». В контексте государственного управления и структури- рования данной системы разработана стратегическая концепция предостав- ления публичных услуг в информационную эпоху
122
Правительственная стратегия Великобритании предусматривает разви- тие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, что ус- луги могут предоставляться через интернет, мобильную связь, цифровое те- левидение, центры обслуживания. В связи с этим следует обратить внимание на значительные достижения по созданию в Великобритании системы «Элек- тронное правительство» (Е-government), что позволило ей стать одним из ли- деров среди других европейских стран в этом направлении. Цель масштабной
122
Ефимов А.А. Цифровая демократия в Великобритании: теория и практика государственного управления и предоставления государственных услуг населению // Экономические и социально-гуманитарные исследова- ния. 2015. № 1 (5). С. 126–133.

127 программы модернизации и реконструкции государственного управления с использованием информационных технологий заключается в том, чтобы про- екты «электронного правительства» не только включали предоставление ин- формации гражданам, но и способствовали повышению эффективности и оперативности работы государственного аппарата в целом.
В Великобритании достаточно успешно решается задача по получению гражданами всех государственных услуг в режиме онлайн. Развивается сис- тема уплаты налогов через интернет, создаются современные информацион- ные порталы для населения, электронные «универсамы»
123
Что касается опыта российских аналитиков в отношении разработок систем цифрового управления в разных сферах бизнеса, а также на уровне государства, стоит отметить, что чаще всего ключевая проблематика вопроса состоит в неверной трактовке системы «цифрового управления». Данная об- новленная структура должна не представлять собой автоматизацию сущест- вующих процессов, а отражать суть революционного реинжиниринга в сис- теме менеджмента. Подобная модернизация предполагает полноценное фор- мирование новой модели, где основой выступает цифровая платформа. Без- условно, методологии взаимодействия участников в рамках платформы су- щественно отличаются от тех, что присущи традиционным бизнес-моделям.
Помимо этого, повышается уровень значимости аутсорсинга с целью воспол- нения непрофильных или непроизводительных процессов
124
На основании анализа публикаций по данной проблематике очевиден вывод о том, что под целостной цифровой платформой стоит понимать не систему бизнес-анализа, а интеллектуальную структурную единицу, функция которой заключается в управлении каждым сотрудником компании или эле- ментом механизма более глобальной системы посредством руководства принципами, которые закладываются идеологом. Так, модель сетевого ме-
123
Ефимов А.А. Указ. соч.
124
Грибанов Ю.И. Цифровизация национальной экономики: вызовы и ответственность бизнеса (государст- венно-частное партнерство) // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных усло- виях: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 42–50.


128 неджмента имеет ряд преимуществ ввиду сокращения уровней иерархии сис- темы управления, а также увеличения скорости протекания всех процессов.
В современных условиях Российская Федерация только начинает путь цифровой трансформации в соответствии с требованиями цифровой эконо- мики. Но большинство сфер уже приближаются к мировым стандартам циф- рового управления, поэтому специалисты все чаще упоминают о необходи- мости разработки комплексной модели государственного управления в рам- ках цифровизации и цифровой трансформации всех сфер общественной жиз- ни. Так, на некоторых предприятиях, которые адаптируют собственный бизнес к современным условиям конкуренции на цифровом рынке, уже существуют полноценные апробированные информационные системы менеджмента, ко- торые построены на базисе разработки «Индустрии 4.0» и Программы разви- тия цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года.
Описание параметров стандартной для большинства крупных и влия- тельных корпораций РФ цифровой платформы, выполненное автором дис- сертации, подтверждает возможность ее использования в других сферах, в том числе в государственном управлении
125
Начало 2018 года ознаменовалось запуском коммерческих программ- ных продуктов. Необходимость беспрерывной и быстрой связи между персо- налом любой компании стала причиной актуальности данного программного обеспечения. Специфика общности черт российских компаний обусловлива- ет актуальность платформы для всех предприятий частного и государствен- ного секторов страны.
По итогам содержательного обоснования зарубежного положительного опыта внедрения и необходимости на российском пространстве новой моде- ли государственного цифрового управления, которая учитывала бы все вызо- вы цифровой экономики, актуальной представляется задача обосновать, что
125
Грибанов Ю.И. Цифровизация национальной экономики: вызовы и ответственность бизнеса (государст- венно-частное партнерство) // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных усло- виях: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 42–50.

129 разработка цифровой коммуникационно-управленческой платформы будет эффективной в масштабах федерального управления всей страны.
Иерархию отдельного предприятия в рамках новой платформы представляется возмож- ным транслировать на структуру крупной государственной монополии, от- расли или государства, что, несомненно, приведет к ее упрощению с точки зрения сокращения уровней управления и к повышению ее эффективности.
Базовую проблематику вопроса может представлять тот факт, что цен- тральный орган новой модели не сможет справиться со всеми возникшими вопросами в отношении принятия решений в результате внедрения модели. В то же время, вероятно, возникнет значимый недостаток специализированных менеджеров с профессиональными функциями управленцев нового времени.
Так, решением данного вопроса может стать стратегическое планирование закладки подобных ситуаций в структуру платформы, разработанную для управления крупными объектами (рис. 3.1).
Рис. 3.1 – Перспективная модель государственного управления на базе цифровой платформы