Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 587
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
220
Обзор тенденций и перспектив цифровой трансформации сервисных интеграторов в России составлен по заключениям экспертов российских ИТ- компаний, которые выделяют ряд ключевых трендов технологической рево- люции последних лет.
1.
Тенденция, которая требует пристального внимания и которую мы уже освещали ранее – это изменение роли сервисных интеграторов в це- почке взаимодействия – вендор-сервисный интегратор-потребитель, в кото- рой сервисный интегратор в условиях цифровой экономики утрачивает свою значимость. Основная ценность интегратора в этой цепочке состояла в налаженных отношениях с заказчиком (прежде всего с его ИТ-службой), в знании особенностей его информационной системы. В условиях становле- ния цифровой экономики и развитии облачной модели, когда ПО как услуга предоставляется заказчику напрямую вендором или его сервисным партне- ром (ЦОД с доступом к развернутому в нем корпоративному ПО), ценность интегратора значительно снижается;
2.
Масштабный перенос корпоративных ИТ-инфраструктур в ЦО-
Ды. Развитие облачной модели нанесло весьма ощутимый удар и по класси- ческому бизнесу интеграторов – поставкам и интеграции ИТ-инфраструк- туры. Серверы и инфраструктурный софт теперь закупают провайдеры услуг для своих ЦОДов (чаще всего напрямую у производителей или дистрибьюто- ров), причем это относится к провайдерам услуг и публичных сервисов, и частных облаков, которыми в большом количестве случаев выступают спе- циализированные компании, созданные заказчиками для обслуживания соб- ственных ИТ-потребностей;
3.
Перенос многих интеграторских сервисов на сторону облачных провайдеров: сегодня многие услуги по интеграции и поддержке корпора- тивного ПО переходят в разряд так называемых «управляемых сервисов» и осуществляются уже в ЦОДе, где эти системы развернуты;
221 4.
Возникновение у заказчиков множества точек закупки ИТ, тогда как традиционная модель бизнеса интеграторов всегда была направлена на тесное взаимодействие с ИТ-службой, осуществляющей централизацию ИТ- закупок в рамках предприятия. Сегодня, при наличии широкого рынка SaaS и соответственно все большего перевода ИТ из CAPEX в OPEX, в роли поку- пателей ИТ выступают самые разные «вертикали» корпорации – юристы, HR, маркетологи, продавцы и т.п.;
Вышеобозначенные тенденции в той или иной степени оказывающие трансформирующие воздействия на сервисных интеграторов, можно харак- теризовать как негативные, тогда как следующие тенденции носят уже поло- жительный характер и способствуют развитию и активизации процессов цифровой трансформации цифровых интеграторов:
5.
Важнейший тренд российского рынка ИТ-услуг, оказывающий прямое влияние на цифровую трансформацию и развитие сервисных инте- граторов – это импортозамещение
148
, выраженное ориентацией сервисных интеграторов и пользователей на разработку и внедрение решений, заме- щающих западные. Данный тренд обусловлен не столько прямыми запретами на закупку зарубежного ПО для государственных нужд, сколько экономиче- скими соображениями – ежегодное сопровождение западных решений обхо- дится отечественным компаниям очень дорого. При этом спрос смещается в сторону комплексных проектов, когда одна компания может предложить проект по замене сразу всех информационных систем на комплекс из отече- ственных аналогов и берет на себя все риски по интеграции элементов этого комплекса между собой;
6.
Создание новых продуктов – как одно из основных направлений поиска собственной уникальности и усиления конкурентных преимуществ
148
Харламов А.В., Адаменко К.В. Новая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и проблема обеспечения экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономиче- ского университета. – 2016. – № 2 (98). – С. 13-16.
222 для интегратора. Если на предыдущем этапе развития рынка основным драй- вером в этой области были вендоры, то сейчас интеграторы начинают пре- тендовать на их нишу, на равных конкурируя с ними и пытаясь строить более долгосрочный, успешный и маржинальный бизнес. В этой связи количество и качество собственных решений, предлагаемых интеграторами, будет расти;
7.
В свете обозначенной выше тенденции роста количества собст- венных продуктов интеграторов, важно отметить рост кастомизации разраба- тываемых интеграторами решений и их отраслевой специфики, что обуслов- ливает масштабное развитие компетенций и усилий различных служб инте- гратора: коммерческой, маркетинговой, технической, чтобы создать действи- тельно уникальное решение, на котором можно хорошо зарабатывать;
8.
Из предыдущей тенденции логично следует важнейшая тенден- ция развития сервисных интеграторов в новой цифровой экономике – это бы- страя разработка, Big Data и развитие внутренней аналитики, позволяющей понять бизнес и внутреннее устройство бизнеса заказчиков. Только так в цифровом обществе сервисные интеграторы смогут генерировать идеи, кото- рые будут востребованы;
9.
Непрерывное наращивание профессиональных компетенций пер- сонала в сфере цифрового менеджмента, обусловленное возрастающей по- требностью в сотрудниках, хорошо ориентирующихся сразу в нескольких областях – еще одна актуальная тенденция в развитии сервисных интеграто- ров. Также высока потребность в «кроссплатформенных» людях, умеющих обращаться со многими инструментами цифровой трансформации и не огра- ничивающихся уже приобретенными навыками;
10.
Тенденция роста востребованности услуг консалтинга в сфере цифровой трансформации, обусловлена крайне низким уровнем понимания задач цифровой трансформации и конечных целей данного процесса. Кон- салтинг становится фактически основой бизнеса сервисных интеграторов: за- казчикам довольно сложно ориентироваться в океане новых решений, зачас-
223 тую локальных задач. Наращивание собственной экспертизы весьма затрат- ный путь, он ограничен сферой деятельности компании и отягощен кадровым дефицитом. Профессиональный консалтинг, как и многие виды бизнеса, про- ходит стадию трансформации. Сейчас заказчику не только важно помочь компетентным мнением, но и предложить конкретное технологическое ре- шение по цифровизации, выбрать его и внедрить, а лучше предоставить как сервисную услугу;
11.
Рост важности и значимости для потенциального клиента уни- кального накопленного опыта сервисного интегратора в части подбора, кас- томизации и применения различных технологий и разработок, которые с точ- ки зрения бизнес-задач конкретных заказчиков могут быть как узкоспециали- зированными, так и универсальными.
Со стороны бизнеса нарастает запрос на перемены, вкупе с отсутствием понимания пути и своего места в новой реальности. Задача сервисных инте- граторов – помочь в выборе правильного вектора трансформационных изме- нений и поставить их на системную основу. Особенность текущего момента состоит в том, что цифровая экономика и лежащие в ее основе цифровые мо- дели бизнеса предъявляют очень серьезные требования к ИТ-составляющей бизнеса, к качеству ее организации. ИТ-инфраструктура становится более сложной, «цифровой ландшафт» меняется быстро, что требует набора знаний и опыта на самых разных уровнях и срезах ИТ-инфраструктуры, а также по- нимания новых технологий.
Заказчики не смогут аккумулировать такие знания сразу по всем на- правлениям. Чем глубже будет проникновение новых технологий, тем более востребованными окажутся квалифицированные партнеры, которые пони- мают, что эти технологии могут, а что нет. При этом если партнер ориенти- руется в бизнесе клиента не хуже, чем в технологиях, то он будет цениться всегда. Если говорить о новых нишах, то интеграторы вполне могут занять их, если успеют перестроиться. Те же облака, которые сужают поле деятель-
224 ности для традиционной системной интеграции, способны дать путевку в жизнь облачным интеграторам.
Таким образом, цифровая трансформация – довольно неоднозначный тренд для той части ИТ-компаний, которые до сих пор в нее не включились, и может грозить им полной потерей бизнеса. В то время, как наиболее про- грессивные и дальновидные ИТ-компании, стремящиеся не просто сохранить свой бизнес, а изменить его, став полноценными игроками цифрового рынка, также должны быть готовыми дать ответ новым вызовам цифровой экономи- ки, а именно: приобрести навык быстрой трансформации и адаптации существующе- го опыта работы с теми или иными решениями на новые области задач; учесть изменение cash flow и подготовить бизнес к работе на основе потока небольших, но регулярных платежей из множества проектов (число которых должно, естественным образом, существенно увеличиться); регулярно выводить на рынок новые, но при этом относительно недо- рогие с точки зрения себестоимости запуска сервисы, удовлетворяющие но- вые потребности потребителей; искать возможности привлечения дешевых денег и альянсов с финан- совыми институтами, для финансового обеспечения создания новых сервисов и формирования наиболее привлекательных условий на рынке; непрерывно развивать компетентностный потенциал сотрудников.
Сервисным интеграторам необходимо научиться работать быстро, ка- чественно и дѐшево. В части организационной структуры, по нашим оцен- кам, сервисные интеграторы также претерпят значительные изменения, ста- нут более гибкими и территориально распределенными, грань между сотруд- никами интегратора и клиента будет становиться все более размытой, так как все они станут интересны интегратору исключительно с точки зрения гене- рации и интерпретации знаний.
225
Однако у отечественных ИТ-компаний различный опыт, разные ниши, условия работы и специализации. Интеграторам, стоит развивать то, что у них получается лучше всего и что востребовано в той нише, на том рынке, где они работают. При этом, интенсивно развивая одно направление, компа- ния неизбежно сталкивается со смежными областями и за счет этого расши- ряет спектр своих компетенций. Трансформация, так или иначе, связана с облачной моделью потребления сервисов. При этом свои облачные реше- ния делать необязательно. Достаточно брать уже готовый сервис у вендора, упаковывать его и продавать своим клиентам. Это называется white label. А, кроме того, сосредоточиться на консалтинге как на привычном для интегра- торов виде бизнеса. В глобальном смысле, конечно, необходимо развивать свою инфраструктуру и свои собственные сервисы, причем создавать их та- ким образом, чтобы было понятно, как и за что заказчик будет платить, и как созданное решение будет окупаться со временем.
Ближайшие два-три года будут очень интересными для российского
ИТ-бизнеса, особенно его сервисного сегмента, с учетом уже начавшейся цифровой трансформации ландшафт рынка существенно изменится. Мы уви- дим, как компании будут осваивать новые направления – те, в которых они намерены обнаружить себя в следующем десятилетии.
В свете рассмотренных тенденций, сервисные интеграторы, если та-
кой термин будет иметь место и не заменится другим, будут интегриро-
вать не продуктовую линейку из стороннего программного обеспечения, а
создавать собственные «фабрики знаний», на основе которых быстро раз-
рабатывать новые кастомизированные решения. Программное обеспечение в этом случае выступает как средство сбора, отобржения, систематизации, обобщения и интерпретации полученных знаний. Таким образом, ПО стано- вится вторичным продуктом по отношению к «знаниям» и иногда может рас- пространяться совершенно бесплатно с целью охвата как можно большего числа носителей знаний. Чем более разветвлена фабрика знаний, чем больше
226 носителей знаний вовлечены в нее, тем успешнее «интегратор»; следователь- но, будет идти конкуренция между «интеграторами» за функционал и серви- сы программного обеспечения фабрики знаний и условий работы пользова- телей с данным ПО. Что касается ПО для «фабрики знаний», то оно может быть собственным либо сторонним.
Отметив ключевые тенденции цифровой трансформации сервисных интеграторов и перспективы их развития, важно рассмотреть сервисы, обла- дающие наибольшим конкурентным потенциалом в цифровой экономике и востребованные уже сегодня:
1.
На верхней позиции трендов по прежнему остается Интернет ве- щей (IoT), развитие которого служит площадкой для становления двух дру- гих трендов ИТ-технологий – первый это аналитика данных от миллионов устройств IoT, а второй – периферийные вычисления (Edge computing), свя- занные с отправкой данных в облако и их обработкой в режиме реального времени. Многие предприятия, активно работают в направлении внедрения технологий Интернета вещей. Если предлагаемая сервисным интегратором вычислительная платформа поддерживает технологию (IoT) на уровне серви- са, а партнер обладает необходимыми ресурсами и экспертизой, то эта сово- купность позволяет успешно реализовать в новых условиях конкретные ин- новационные проекты.
Данные (Big Data) помогают принимать обоснованные управленчеcкие решения, настраивать углубленные взаимодействия с клиентами, оптимизи- ровать операции, предотвращать угрозы и мошенничества, что способствует сокращению издержек. Аналитика (BI, Business Intelligence) является в ка- ком-то смысле обратной стороной технологии Интернета вещей, так как сбор данных с различных датчиков и устройств без их последующего анализа не имеет никакого практического смысла. Потенциал использования инстру- ментов аналитики в компаниях самого разного профиля (не только в произ- водстве и торговле, которым ближе интернет вещей), трудно переоценить.
227
Вместе с тем, пока нельзя сказать, что абсолютно все компании, которые хо- тят собирать данные, знают, как при этом эффективно их использовать.
В некоторых случаях каналы передачи информации не обладают доста- точной пропускной способностью, чтобы обеспечивать приемлемую ско- рость передачи данных для последующей обработки в «облаке». И это суще- ственная проблема цифровой трансформации – отсутствие должной инфра- структуры для быстрого развертывания новых алгоритмов искусственного интеллекта и их апробации в реальных бизнес-процессах. Зачастую вычисли- тельная инфраструктура социально-экономических систем просто не успева- ет за новыми технологиями, поэтому одна из основных задач ИТ- интеграто- ра сегодня – подготовить ИТ-инфраструктуру компаний к новой цифровой реальности.
Некоторые вендоры (например, Microsoft) дают возможность получить преимущества «облака» на месте, предлагая программно-аппаратные ком- плексы, поддерживающие сервисы материнской облачной платформы на уровне локального ЦОДа. Также имеет смысл упомянуть о новой тенденции, когда периферийные устройства могут внедряться в облако/рой, взаимодей- ствовать в нем между собой и производить вычисления. Возможно за этой технологией будущее, но пока еще концепция этого тренда окончательно не сформировалась.
2. Следующий тренд – это приближение технологии 5G. Рост потреб- ности IoT в передаче данных вынуждает ускорить модернизацию и мобиль- ных операторов вместе с вендорами мобильных решений – приближая гром- ко анонсированную несколько лет назад технологию 5G. Интернет вещей яв- ляется драйвером развития сетей мобильной передачи данных, как варианта замены отсутствующей физической сетевой инфраструктуры «на земле».
Датчики и устройства заполняют наш мир, передавая всѐ больше и больше данных. Логично, что технологии беспроводной передачи данных постоянно совершенствуются.
228
Однако, на данный момент существует ряд объективных препятствий на пути повсеместного распространения нового стандарта связи. 5G – не только новая телекоммуникационная сеть, а целая инфраструктура, создание которой предполагается с нуля. Перестройка инфраструктуры всегда подра- зумевает значительные вложения для операторов связи. И если учитывать, что вложения в развитие LTE пока еще не окупились, они будут идти на это неохотно. Кроме того, переход на 5G влечет за собой смену глобальной биз- нес-парадигмы операторов связи, потому что при массовом распространении стандарта пятого поколения процесс изменения структуры всего телеком- рынка станет неизбежным. Однако, это потребует много времени и вложений от крупных операторов со сложными внутренними процессами. И, в конце концов, стандарт 5G еще не утвержден. Ожидаемая дата – 2020 год. «Веду- щие мировые разработчики и операторы периодически заявляют в СМИ о тестировании этой технологии, но испытания проводятся исключительно с целью демонстрации возможностей 5G и пока направлены больше на при- влечение внимания публики»
149 3. Блокчейн – ожидается, что в самой ближайшей перспективе данная технология перестанет в умах широких масс играть роль обслуживающей системы для биткоина и станет востребована в здравоохранении, торговле, сфере HORECA (сфере индустрии гостеприимства – общественного питания и гостиничного бизнеса) – и далее уже повсеместно. Блокчейн, в первую оче- редь, ориентирован на децентрализованные процессы и децентрализованное окружение. Поэтому одним из критичных организационных барьеров станет способность участников отрасли договариваться между собой для определе- ния правил и подходов к использованию технологии при реализации и запус- ке совместных проектов. Вероятно, ближайшие годы будут достаточно кри- тичными для блокчейн с точки зрения перехода от пилотных проектов к ре-
149
Новости русского переплета
[Электронный ресурс]
09.04.2016.
/
Режим доступа: http://www.pereplet.ru/news/index.cgi?id=18982
, свободный.
229 альным полномасштабным внедрениям. И государство, и крупные ИТ- игроки, и другие отрасли должны объединить свои усилия для достижения реальных успехов и выгод от применения этой технологии.
4. Искусственный интеллект и дополненная реальность – две техноло- гии, имеющие существенные перспективы роста и развития. По прогнозам аналитиков развитие потребительского применения искусственного интел- лекта будет происходить так же стремительно, как и применение ИИ в бизне- се. Аналогично – технология дополненной реальности (AR) на массовом рынке, которая в силу относительно невысокой стоимости (по сравнению с полноценной VR) будет активно использоваться в таких областях, как про- дажи и подготовка специалистов. Однако, в России наблюдается своя специ- фика по сравнению с западным рынком, - это сохраняющееся отставание во внедрении VR и AR в пределах 1-1,5 лет. Драйверами этих технологий в на- шей стране сегодня выступают строительные компании, ритейл, промыш- ленные предприятия и отчасти музеи.
Если говорить о массовом внедрении AR в бизнес-сегменте, то оно тесно связано с коммерческим запуском стандарта 5G, который в 2018 году не планируется. Однако уже сейчас компании из разных отраслей осознают преимущества дополненной реальности. Ритейл, например, используя техно- логию AR непосредственно в точках продаж, меняет способ взаимодействия с потребителем, формируя совершенно новый пользовательский опыт. В промышленной отрасли тоже понимают, что AR работает, но здесь процесс внедрения тормозит отсутствие должной инфраструктуры, например, нет достаточного покрытия скоростного Wi-Fi на промышленных объектах. Еще один сдерживающий фактор для промышленных компаний – отсутствие оте- чественных AR очков, обладающих высоким уровнем надежности и серти- фикации.
С другой стороны, массовому проникновению AR на российском рын- ке способствует появление смартфонов с поддержкой AR-технологий от