Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
168 вающее использующим ее компаниям неоспоримое конкурентное преимуще- ство.
Далее целесообразным представляется изучение основных сервисных операторов процессов цифровой трансформации, обеспечивающих разработ- ку и функционирование платформенных сервисов цифровой трансформации в условиях наблюдаемой сегодня цифровизации экономики России.
169
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 19
Глава IV. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
4.1. Концептуальные основы формирования сервисного интегратора
для цифровой трансформации социально-экономической системы
на базе универсальной цифровой платформы
Существенное отставание российского бизнеса в широком спектре продуктов, связанных с цифровизацией, от лидеров западного мира (IBM,
Microsoft, SAP, Oracle и т.д.), риски, связанные с проблемой «цифрового раб- ства», экономические санкции, участившиеся кибератаки и, наконец, собы- тия 2014 года (начало «войны санкций») указывают на критическую необхо- димость устранения опасной зависимости российского бизнеса и экономики, народно-хозяйственного комплекса страны в целом от контролируемых не- дружественными России государствами ИТ-решений. Это – вопрос обеспе- чения национальной экономической безопасности.
На сегодняшний день мировая отрасль ИТ по-прежнему остается высо- комонополизированной, с ярко выраженными монополиями двух типов – страновой и корпоративной, в обеих лидерство принадлежит США. Подав- ляющее большинство цифровых платформ разрабатывается и эксплуатирует- ся на территории США, и уже оттуда они распространяются по всему миру.
Что касается второго типа цифровых монополий, корпоративных, то здесь сложилась подобная ситуация – большинство успешных платформенных технологий принадлежит или контролируется несколькими мировыми кор- порациями. Например, среди мобильных операционных систем монопольное лидерство принадлежит Android и iOS, среди производителей систем управ- ления базами данных монопольными лидерами являются Microsoft и Oracle, в продажах – (Alibaba (B2B), Amazon (B2C)), в перевозках – Uber) и др.
170
Таким образом, глобальная ИТ-индустрия цифровых платформ до не- давнего времени находилась под контролем одного государства и нескольких крупных корпораций. Общая капитализация корпораций, чей бизнес базиру- ется на технологиях цифровых платформ, превышает 4 трлн долларов, из них
72% приходится на долю США, 22% на азиатские страны, 4% - на европей- ские страны, в то же время являющиеся крупнейшими потребителями и пользователями услуг платформенных экосистем. Но активное развитие идей цифровой экономики и цифровизации общественной жизни сменило вектор развития ИТ-отрасли, в которой начала зарождаться и развиваться конку- рентная борьба разработчиков и пользователей цифровых платформ и это придало существенный импульс развитию всей ИТ-индустрии.
С учетом вышеизложенного, исходя из требований обеспечения нацио- нальной, экономической, технологической и иных видов безопасности
136
, в сложившихся геополитических и социально-экономических условиях при создании новых систем, в особенности в критических для государства и биз- неса областях, необходимо ориентироваться на отечественное программное обеспечение. Для создания цифровых платформ современного уровня необ- ходима согласованная работа команды профессионалов – опытных инжене- ров-разработчиков с пулом прогрессивных знаний, компетенций и опыта, ко- торые нарабатываются и формируются не один десяток лет. И, как мы уже отмечали, в России существует базис научно-теоретических и технико-
136
Адаменко К.В. Взаимосвязь политических факторов и энергетической безопасности национальной эко- номики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2016. – № 4 (30). – С. 14-
18; Алиев У.А., Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Роль федеральной службы судебных приставов в ней- трализации угроз экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного эконо- мического университета. – 2018. – № 3 (111). – С. 66-71; Кустов О.М., Максимова Т.Г., Соснин В.В. Оцени- вание уровня инновационной безопасности по мозаичным статистическим данным // Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016). Труды международной научно-практической конференции. – СПб., 2016. – С. 544-552; Саматов Р.М., Яблочников А.В. Подходы к развитию военно-экономических связей в условиях санкций (на примере автомобилестроения) // Известия
Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2015. – № 3 (93). – С. 135-139;
Сигов В.И., Алпысбаев К.С. Политика экономической безопасности в корпоративном управлении // Извес- тия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 6 (114). – С. 110-
114; Харламов А.В., Вунотропиди А.Ф. Совершенствование государственного регулирования национальной экономики в условиях глобальной нестабильности // Известия Санкт-Петербургского государственного эко- номического университета. – 2015. – № 3 (93). – С. 47-51; Харламова А.А. Возникновение новых угроз эко- номической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. –
2017. – № 1 (31). – С. 36-39.
171 технологических разработок, школа талантливых, креативных профессиона- лов: ученых, инженеров-разработчиков, менеджеров, предпринимателей, способных реализовать проекты подобной сложности. Это подтверждается созданными в свое время и имевшими уникальное и неоспоримое конкурент- ное преимущество космической программой Сергея Королева и ядерной про- граммой Игоря Курчатова.
В более позднее время в сфере ИТ были разработаны основы клиент- ской операционной системы и браузер (Yandex), отдельные части операци- онных систем (ОС) для дата-центров (Acronis и Parallels), системы коммуни- каций (Communigate Pro, Mail.Ru, Yandex). Таким образом, создание отече- ственных цифровых платформ – интересная, амбициозная и крайне важная задача для обеспечения социально-экономического развития, национальной безопасности и независимости нашей страны, для решения которой имеются все условия и возможности, особенно в свете последних правительственных проектов в сфере развития цифровой экономики и инфраструктуры в частно- сти, которые предполагают выделение на решение этих задач значительных ресурсов.
В условиях активизации цифровой трансформации всего мирового со- общества необходимо создавать качественные и инновационные продукты, которые будут способны конкурировать и ориентироваться на завоевание международного рынка, в частности, среди стран Евразийского экономиче- ского союза, партнѐров по ШОС и БРИКС. Главной задачей развития цифро- вой экономики становится разработка цифровых платформ, которые, с одной стороны, усиливают и активизируют бизнес, позволяя получать более высо- кую результативность, а, с другой стороны, обеспечивают информационную инфраструктуру. Причем это становится важным для всех отраслей на уровне государства и межгосударственных союзов, объединений.
Необходимость цифровой трансформации социально-экономических систем предопределила активизацию развития и распространения платфор- менной модели функционирования и ведения бизнеса. Цифровая платформа
172
– это сложная информационная система, обеспечивающая выполнение функ- ций взаимосвязи между участниками рынка, открытая для использования клиентами и партнерами, включая разработчиков приложений, поставщиков услуг и агентов
137
Поскольку, как мы уже освещали ранее, вся теоретическая основа циф- ровой экономики находится в состоянии формирования параллельно с ее раз- витием, то к описанию цифровых платформ также нет единого подхода. Су- ществуют следующие варианты описания цифровых платформ:
1.
Цифровая платформа как бизнес-модель социально- экономической системы (фактически – стратегия ее развития). При таком по- нимании, назначение цифровой платформы – выстраивание взаимовыгодного обмена между независимыми группами участников рынка и генерация цен- ности для каждой стороны в общем для производителя и потребителя рыноч- ном пространстве, упрощение механизмов расчета. При этом взаимодействия между клиентами платформы становятся благодаря ей прямыми и подверже- ны влиянию сетевых эффектов;
2.
Цифровая платформа как экосистема (фактически – система взаимодействия производителей и потребителей ценности). При таком под- ходе, с одной стороны цифровой платформы находятся создатели ценностей
– производители, генерирующие ценность для потребителей и поставщики компонентов, обеспечивающих доступность созданной ценности для потре- бителей, находящихся по другую сторону платформы;
3.
Цифровая платформа как технология (фактически – инструмен- тарий организации, реализации и эксплуатации уникальных цифровых серви- сов). При таком подходе к пониманию сущности цифровых платформ они представляются в виде уникального интерфейса, соединяющего клиентов на разных сторонах, которому присущи: уникальные взаимодействия – набор
137
Видение ПАО «Ростелеком». Цифровая платформа. 18,19 сентября 2017 / Региональный семинар
МСЭ/Узбекистан,
Ташкент.
URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-
Presence/CIS/Documents/Events/2017/09_Tashkent/Presentations/ITU%20Workshop%2019.09%20-
%20Nikolay%20Kovtun%20presentation%203.pdf
173 правил и процессов, определяющий взаимодействия между клиентами на разных сторонах платформы; уникальная информация – данные, генерируе- мые клиентами на одной или нескольких сторонах платформы; уникальные соединения – инфраструктура, соединяющая клиентов на разных сторонах платформы.
При проведении дальнейших научно-исследовательских изысканий мы будем придерживаться точки зрения и понимания цифровых платформ как уникальных цифровых технологий, на основе которых выстраивается сер- висное по своей природе взаимодействие экономических субъектов. Далее целесообразным представляется рассмотреть понятие «сервисного интегра- тора», как ключевого субъекта цифровой платформы, регулирующего и на- правляющего потоки связанных с нею сервисов, а также трансформацию его роли в цифровой экономике.
Существовавшая до настоящего времени бизнес-модель в ИТ- индустрии подразумевала, что для любой области автоматизации на ИТ- рынке существует ряд типовых тиражных продуктов, производимых и по- ставляемых независимыми компаниями (вендорами) под собственной мар- кой. А уже на их основе (как на платформе), создаются и внедряются реше- ния, уникальные для конкретного заказчика, и занимается этой задачей либо сам вендор, либо компания-интегратор (как правило, партнер вендора). Сер- висный интегратор – это поставщик современных ИТ-решений и сервисов, владеющий компетенциями объединять и интегрировать существующие на рынке ИТ-технологии в интересах заказчика (потребителя) для получения наибольшего социально-экономического эффекта. Такая бизнес-модель хо- рошо себя зарекомендовала на практике и была довольно успешна до начала цифровой трансформации.
Модель «вендор – дистрибьютор – интегратор – заказчик» фактически относится к прошлому технологическому укладу, который меняется на на- ших глазах. Мы видим, как локальные задачи типа интеграции ИТ- компонентов on-premise сменяются комплексными проектами, куда входят
174 проектирование и реализация законченных бизнес-процессов, базирующихся на цифровых решениях, их дистрибуция и поддержка. Меняется и распреде- ление ролей между участниками. Расширение и углубление цифровой транс- формации во всех сферах жизнедеятельности общества повлекло трансфор- мацию отношений интеграторов и вендоров (в основном из-за распростране- ния облачной модели сервисов).
ИТ-вендоры, предвидя (и, зачастую, формируя) запросы бизнеса, пред- лагают свои решения для меняющегося рынка. Здесь всегда есть промежуток времени между привычным способом ведения бизнеса и новыми решениями.
Поэтому задачи интегратора усложняются. Ему нужно очень хорошо пони- мать новые технологии (блокчейн, например). И при этом трансформиро- ваться самому – корректировать бизнес-процессы, обучать продавцов и ин- женеров, смещать фокус на перспективные сектора развития. Ну и, конечно, понимая заказчика, его текущие задачи, продвигать новые идеи, помогать со- ответствовать им. Образовательная роль интегратора в текущей ситуации возрастает многократно.
Некоторые интеграторы трансформируют свой бизнес, становясь вен- дорами в широком смысле слова – как продуктовыми, так и сервисными, объединяя ряд технологий или даже известных на рынке решений в новые полноценные предложения end-to-end. Можно обозначить следующие на- правления трансформационных изменений компаний в сфере ИТ-решений:
1.
Разработчики превращаются в провайдеров и начинают само- стоятельно обслуживать клиентов. Причѐм многие сервисные решения реа- лизуются через Интернет, что влечет сокращение сфер деятельности сторон- них компаний-интеграторов и преобразование компании-разработчика в компанию разработчика-интегратора. Интеграторам остаются следующие ва- рианты трансформации:
2.
Стать поставщиком собственных продуктов и сервисов – перейти от продажи проектов к продаже решений и сервисов. Сегодня многие инте- граторы, имеющие штат разработчиков и консультантов, выводят на рынок
175 свои собственные софтверные продукты и решения, в которых воплощены их индустриальный опыт, знание специфики бизнеса заказчиков, глубокая технологическая экспертиза. Другая часть интеграторов формирует направ- ления бизнеса, связанные с облачными сервисами в направлении co-location и управляемых сервисов на базе собственных ЦОДов, становясь самостоятель- ными облачными провайдерами.
3.
Второй вариант: выбрать глубокую технологическую или отрас- левую специализацию – знание «корневого» бизнеса заказчика. Такую экс- пертизу практически невозможно получить компаниям и вендорам, рабо- тающим на массовом рынке. Поэтому фокусировка на корневом бизнесе за- казчика может защитить бизнес интегратора, хотя, безусловно, будет озна- чать для него уход с «большого» рынка в нишу. Что касается технологий, то сегодня появляется много новых больших рынков, таких как Интернет ве- щей, где интегратор может найти новые ниши для своей работы;
4.
Третий вариант – выход за рамки «чистых» ИТ. Это означает, на- пример, движение к классическим инжиниринговым компаниям через добав- ление к ИТ-экспертизе таких услуг, как управление крупными строительны- ми проектами, проектирование объектов и пр. Тем более, что ИТ становятся неотъемлемой частью проектирования, управления строительством и экс- плуатацией объектов – как пример можно назвать концепцию «умного зда- ния» или набирающую популярность технологию BIM.
Сегодня на рынке можно наблюдать примеры всех этих направлений трансформации, иногда даже сочетание двух или трех из них в одной компа- нии/группе. Трансформирующаяся структура ИТ-рынка побуждает компа- нии, как вендоров, так и интеграторов концентрироваться на ключевых для себя нишах и продуктовых направлениях, максимально усиливая и углубляя здесь свои компетенции. Наиболее выигрышными окажутся позиции мощ- ных и опытных интеграторов, способных обеспечить взаимодействие всех участников проекта и решить все задачи заказчика.
176
В свете этих тенденций, автором разработана и апробирована на прак- тике концепция создания сервисного интегратора путем трансформации сер- висно-ориентированной компании в компанию-платформер, предоставляю- щую широкий спектр сервисов на базе универсальной цифровой платформы.
Теоретико-методическим посылом создания сервисного интегратора на базе универсальной цифровой платформы послужили следующие логические заключения:
1. Доступность ИТ-инфраструктуры определяет эффективность циф- ровой экономики;
2. Инфраструктуру цифровой экономики составляют цифровые плат- формы;
3. Цифровые платформы, как и остальные цифровые технологии ди- намично и непрерывно развиваются, нуждаясь в непрерывном об- новлении и совершенствовании.
Соответственно, для реализации процесса цифровой трансформации социально-экономических систем необходимо создание доступной цифровой платформы, обеспечение ее продвижения, внедрения и эксплуатации, а также дальнейшее развитие и совершенствование. В качестве оператора цифровых
платформ автором предлагается сервисный интегратор – это цифровая
аутсорсинговая компания, обладающая набором компетенций цифрового
менеджмента в области платформизации и сервисной интеграции, позво-
ляющих ей реализовать полный жизненный цикл универсальной цифровой
платформы в целях ускоренной цифровой трансформации пользователей.
Жизненный цикл цифровой платформы представлен в Приложении Д.
Цель сервисного интегратора заключается в предоставлении широкого и привлекательного для пользователя (социально-экономической системы, которой оказываются услуги) комплекса сервисов (базовых и коммерческих), реализуемых на базе универсальной цифровой платформы, и обеспечиваю- щей снижение трансакционных издержек и всестороннюю цифровую транс- формацию сфер функционирования пользователя. Создание сервисного инте-