ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ю.Н. Караулов
Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности
Содержание статьи
I. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ...................191
II. КАК УСТРОЕН СЛОВАРЬ И КАК ОН БЫЛ ПОЛУЧЕН......................191
III. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ИЗВЛЕКАТЬ ИЗ СЛОВАРЯ. (Опыт интерпретации и комментария) . 193
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ В АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОЙ СЕТИ (ABC).............193
РАЗНОВИДНОСТИ ЗНАНИЙ В ABC..............................194
A. Внеязыковые, или экстралингвистические, знания, воссоздающие мозаичную картину мира совокупного носителя русского языка. ..........................195
1. Имена................................'.......195
2. Надписи, лозунги, реклама..............................195
3. Знания, связанные с актуальным состоянием общественной жизни, политики, экономики . . 196
4. Научная информация.................................196
5. Факты и явления искусства, культуры.........................197
6. Метафорическое осмысление действительности...................198
7. Фразеологизм как единица картины мира........................198
8. Образность и наглядность в реакциях.........................198
9. Жесты и мимика, интонация.............................199
10. Генерализованные высказывания (житейские правила, сентенции, дефиниции, суждения)
11. Фреймы типовых национально-культурных ситуаций...................199
Б. Проявления языкового сознания в ABC..........................199
1. Рефлексия по поводу языковых феноменов.......................199
2. Диалоговый режим..................................199
3. Эмоционально-оценочные ответы...........................200
4. Дейктическая и перформативная реакции........................200
5. Юмор, игра слов..................................200
6. Пресуппозиции...................................200
7. Элементы национального самосознания, национальные оценки и предпочтения.......200
7.1. Историко-культурный тип.............................201
7.2. Следы советской эпохи в национальном самосознании................202
8. Нарушения культурно-речевых норм и степень вмешательства редактора..........204
9. Орфографические ошибки как предел выхода за рамки норм культуры речи........204
B. Грамматический строй и словарный состав языка: сетевое представление в РАС.........206
1. Лексикализация и распределенность (диссипация) грамматики в ABC...........206
2. Ассоциативно-сетевая морфология...........................206
3. Ассоциативно-сетевой синтаксис............................208
4. Лексикологические характеристики словарного состава в ABC...............209
4.1. Семантическая структура лексики (омонимия и паронимия)..............209
4.2. Исконная и заимствованная лексика........................210
4.3. Диалектизмы и профессионализмы.........................210
4.4. Активная и пассивная лексика...........................211
4.5. Стилистическая дифференциация лексики в
ABC ..................211
IV. КОМУ НУЖЕН ТАКОЙ СЛОВАРЬ...............................212
V. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ РЕШАТЬ ЛИНГВИСТ НА КОРПУСЕ РАС . . . .216
I. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Человеческое общение, взаимопонимание людей возможны благодаря слову. Но речь устроена так, что говорит человек не отдельными словами, а фразами. И даже если "фраза" в диалоге состоит как будто из одного слова, это слово не изолированно, оно сопровождается интонацией и связывается в речевой цепочке как с предшествующей ему репликой, так и с последующей, — оно тем самым становится высказыванием. Человек живет благодаря постоянному диалогу — диалогу с природой и людьми, — но и язык наш существует лишь в нескончаемом, начавшемся много тысячелетий назад диалоге.
Ассоциативный словарь и являет язык в несколько необычной для нас форме — не в виде сплошного текста, как в романе или газетной статье, не в виде систематического описания, как в грамматике или толковом словаре, а в виде попарно соединенных слов или групп слов, которые служат строительным материалом для развернутых фраз, для построения предложений. Например, одним из ответов на предложенное слово-стимул дочь в нашем словаре оказывается слово моя, и соединение этих слов, соединение стимула с реакцией дает сочетание
моя дочь. С другой стороны, на стимул ходить один из ответов — в сад, т.е. носитель языка связывает предложенный ему стимул в словосочетание ходить в сад. При этом имеется в виду скорее всего детский сад, так как в нашем повседневном быту, в семейном общении мы чаще всего опускаем прилагательное, и сад или садик означает для нас именно детский сад. И вот мы имеем уже все элементы, из которых оформляется полная фраза моя дочь ходит в детский сад.
На стимул театр одним из ответов было слово вешалка. Для носителя русского языка не составит труда увидеть за этой парой стимул—реакция (S— R) принадлежащее К.С. Станиславскому высказывание "Театр начинается с вешалки". Чтобы восстановить эту фразу, читателю словаря надо не только владеть русской грамматикой, но также знать, что в русском языке есть такое "крылатое выражение", знать, что оно означает, и, может быть, кому оно принадлежит. Все эти элементы знания и входят в понятие владения языком.
Любое слово в нашем сознании, в памяти, точно так же как в речевой цепи, не существует, таким образом, в отдельности: оно десятками, сотнями "нитей" тянется к другим словам. Любое слово требует, так сказать, "продолжения", ищет свою пару, хочет превратиться в "модель двух слов". И такие возможные "продолжения", такие модели двух слов — типичные, легко воспроизводимые, правдоподобные и понятные носителю языка — как раз и фиксируются в ассоциативном словаре. При этом каждая пара стимул—реакция — это еще не законченное высказывание, но уже необходимая его составляющая — либо грамматически оформленная его часть, либо только ядро будущего высказывания, которому предстоит придать завершенную форму.