ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Если подходить к ассоциативному словарю как к текстовому корпусу, то соединение прямой и обратной частей словаря можно рассматривать как конкорданс, в
котором для части S—R представлены "правые" по преимуществу контексты стимула, тогда как в части R—S его "левые" контексты. Трактовка РАС как конкорданса дает основания сравнивать результаты изучения контекстов разных единиц в нем с аналогичными результатами, полученными на текстовых корпусах.
10. Составить обратный словарь словоформ (с конца) реакций для целей систематизации грамматической информации в ассоциативно-вербальной сети.
Задачи на изучение статистической структуры ассоциативно-вербальной сети
1. Продолжить проверку гипотезы о золотом сечении в структуре ассоциативного поля:.
2. Продолжить проверку гипотезы о том, что показатель частотных "сгущений" в ассоциативном поле, т.е. количество разных частот в статье, по которым распределяются все реакции, стремится к постоянной величине и равен приблизительно 15—17.
3. Сопоставить типы частотных реакций с типами единичных и определить степень разнообразия последних, т.е. в каком количестве появляются в составе единичных такие типы моделей двух слов, которых не было в числе частотных. Например, обольстить —
девушку (49) и обольстить — принцессу (1) представляют собой реакции одного типа; обольстить — словами (4) и обольстить — сказками (1) — тоже одного типа; тогда как обольстить — в два счета (1), сразу (1) не имеют соответствия среди частотных и т.п. Каковы эти выходящие за рамки частотных типы? Зависит ли их наличие и количество, а если зависит, то как, от характера стимула?
4. Существует ли закономерность в соотношении частоты первой реакции в ассоциативном поле (статье) с числом единичных ответов в той же статье?
5. Расположить стимулы в порядке убывания частоты первой реакции в статье; соотнести их порядок с показателями их (стимулов) частотности по словарю Л.Н.Засо-риной и по словарю ЛЛеннгрена (ЛЛеннгрен. Частотный словарь современного русского языка. Uppsala, 1993).
6. Имеется ли зависимость между степенью семантической связанности стимула и реакций в статье, с одной стороны, и показателями частоты первой реакции, с другой, а также с соотношением первой частоты с общим числом ответов и под.?
7. Проанализировать соотношение максимального и минимального показателей частоты первой реакции; соотношение maximum и minimum для разных реакций в статье; соотношение max-min отказов; соотношение тах-min
единичных ответов. Для каждого из типов соотношений выявить особенности (семантические, синтаксические, когнитивные или прагматические) стимулов.
Задачи, связанные с изучением наивной "картины мира" русских
1. Используя идеи НДАрутюновой, рассмотреть на материале реакций основные оппозиции, характеризующие концепцию мира в языке: время vs пространство; человек vs стихия; норма vs аномалия; свое vs чужое; определенность vs неопределенность. Иными словами, показать, к какому члену оппозиции тяготеют реакции в ассоциативных статьях, создавая тем самым специфический образ мира в сознании (бессознательном?) русского.
2. Специфика прямых (S—R) и обратных (R—S) полей для слов, несущих информацию о самоидентификации, национальном самосознании, самооценке и "местах памяти" русских: Россия, страна, земля, русский, иностранный, город, река, памятник, деревня, поле и т.д.
3. Определение характера и относительного объема на всем массиве РАС злободневной информации, имеющей преходящую актуальность и выражающейся в повышенной частоте употребления отдельных слов и словосочетаний", которые по прошествии двух-трех лет утрачивают высокую частотность и почти перестают употребляться (ср. выше, раздел А-3). Такого типа информация присутствует и в текстовых корпусах, составляемых в определенный временной отрезок, и представляет собой переменную, текучую часть языкового опыта и знаний о мире, которая характеризует конкретный момент в жизни речевого коллектива и отдельной языковой личности, т.е. ту часть "мест памяти" русских, которая легко стирается и замещается новой актуальностью. Какова же доля в ассоциативно-вербальной сети этой кажущейся нам важной в какой-то момент информации?
4. Характер и доля изобразительных (атомный — огромный шар; прошу — поза на коленях; завод — трубы, труба, с трубами, дым трубой, дымит трубами, дымные трубы; думать — закрытые глаза), в том числе слуховых, тактильных, двигательных и жестовых реакций в РАС.
5. Анализ набора цветовых реакций: характер стимулов, их вызвавших, состав реакций, частотные показатели, предпочтительные цвета, сравнение предпочтительных цветов в РАС с предпочтительными цветами в конкордансах русских поэтов и прозаиков, а также в конкордансах к текстовым корпусам — Уппсальскому и Московскому.
6. В каких статьях больше всего реакций такими единицами, которые мы квалифицируем как выражающие когнитивные (а не лексико-семантико-грамматические) структуры, т.е. фразеологизмами; генерализованными высказываниями; единицами, передающими фреймы ситуаций; метафорами; наглядными образами и нек. др.? В чем особенность стимулов статей с большим количеством таких "единиц картины мира"?
7. Какие стимулы вызывают прагматические реакции по преимуществу?
8. Изучение типов и количества вопросно-ответных реакций в РАС (диалоговый режим в ассоциативно-вербальной сети); характер стимулов, их вызывающих.
9. Установить типовые представления русской языковой личности о том, какая конкретная разновидность реалий выступает в качестве заместителя родового понятия: металл, цветок, трава, птица и т.п. Сравнить результаты с соответствующими данными из конкордансов к произведениям разных авторов; с данными текстовых корпусов; с данными других языков.