Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Если подходить к ассоциативному словарю как к текстовому корпусу, то соединение прямой и обратной частей словаря можно рассматривать как конкорданс, в

котором для части S—R представлены "правые" по пре­имуществу контексты стимула, тогда как в части R—S его "левые" контексты. Трактовка РАС как конкорданса дает основания сравнивать результаты изучения контекстов разных единиц в нем с аналогичными результатами, пол­ученными на текстовых корпусах.

10. Составить обратный словарь словоформ (с конца) реакций для целей систематизации грамматической ин­формации в ассоциативно-вербальной сети.

Задачи на изучение статистической структуры ассоциативно-вербальной сети

1. Продолжить проверку гипотезы о золотом сечении в структуре ассоциативного поля:.

N-Npa^JJSL, 0,618' N Npa3H

2. Продолжить проверку гипотезы о том, что пока­затель частотных "сгущений" в ассоциативном поле, т.е. количество разных частот в статье, по которым распреде­ляются все реакции, стремится к постоянной величине и равен приблизительно 15—17.

3. Сопоставить типы частотных реакций с типами еди­ничных и определить степень разнообразия последних, т.е. в каком количестве появляются в составе единичных та­кие типы моделей двух слов, которых не было в числе частотных. Например, обольстить —
девушку (49) и оболь­стить — принцессу (1) представляют собой реакции одного типа; обольстить — словами (4) и обольстить — сказками (1) — тоже одного типа; тогда как обольстить — в два счета (1), сразу (1) не имеют соответствия среди частотных и т.п. Каковы эти выходящие за рамки частотных типы? За­висит ли их наличие и количество, а если зависит, то как, от характера стимула?

4. Существует ли закономерность в соотношении час­тоты первой реакции в ассоциативном поле (статье) с числом единичных ответов в той же статье?

5. Расположить стимулы в порядке убывания частоты первой реакции в статье; соотнести их порядок с показа­телями их (стимулов) частотности по словарю Л.Н.Засо-риной и по словарю ЛЛеннгрена (ЛЛеннгрен. Частотный словарь современного русского языка. Uppsala, 1993).

6. Имеется ли зависимость между степенью семанти­ческой связанности стимула и реакций в статье, с одной стороны, и показателями частоты первой реакции, с дру­гой, а также с соотношением первой частоты с общим числом ответов и под.?

7. Проанализировать соотношение максимального и минимального показателей частоты первой реакции; соот­ношение maximum и minimum для разных реакций в статье; соотношение max-min отказов; соотношение тах-min

единичных ответов. Для каждого из типов соотноше­ний выявить особенности (семантические, синтаксиче­ские, когнитивные или прагматические) стимулов.


Задачи, связанные с изучением наивной "картины мира" русских

1. Используя идеи НДАрутюновой, рассмотреть на материале реакций основные оппозиции, характеризую­щие концепцию мира в языке: время vs пространство; че­ловек vs стихия; норма vs аномалия; свое vs чужое; опре­деленность vs неопределенность. Иными словами, пока­зать, к какому члену оппозиции тяготеют реакции в ассо­циативных статьях, создавая тем самым специфический образ мира в сознании (бессознательном?) русского.

2. Специфика прямых (S—R) и обратных (R—S) полей для слов, несущих информацию о самоидентификации, национальном самосознании, самооценке и "местах памя­ти" русских: Россия, страна, земля, русский, иностранный, город, река, памятник, деревня, поле и т.д.

3. Определение характера и относительного объема на всем массиве РАС злободневной информации, имеющей преходящую актуальность и выражающейся в повышен­ной частоте употребления отдельных слов и словосочета­ний", которые по прошествии двух-трех лет утрачивают высокую частотность и почти перестают употребляться (ср. выше, раздел А-3). Такого типа информация присут­ствует и в текстовых корпусах, составляемых в определен­ный временной отрезок, и представляет собой перемен­ную, текучую часть языкового опыта и знаний о мире, ко­торая характеризует конкретный момент в жизни речевого коллектива и отдельной языковой личности, т.е. ту часть "мест памяти" русских, которая легко стирается и замеща­ется новой актуальностью. Какова же доля в ассоциатив­но-вербальной сети этой кажущейся нам важной в какой-то момент информации?


4. Характер и доля изобразительных (атомный — ог­ромный шар; прошу — поза на коленях; завод — трубы, труба, с трубами, дым трубой, дымит трубами, дымные трубы; думать — закрытые глаза), в том числе слуховых, тактильных, двигательных и жестовых реакций в РАС.

5. Анализ набора цветовых реакций: характер стиму­лов, их вызвавших, состав реакций, частотные показатели, предпочтительные цвета, сравнение предпочтительных цветов в РАС с предпочтительными цветами в конкордан­сах русских поэтов и прозаиков, а также в конкордансах к текстовым корпусам — Уппсальскому и Московскому.

6. В каких статьях больше всего реакций такими еди­ницами, которые мы квалифицируем как выражающие когнитивные (а не лексико-семантико-грамматические) структуры, т.е. фразеологизмами; генерализованными высказываниями; единицами, передающими фреймы си­туаций; метафорами; наглядными образами и нек. др.? В чем особенность стимулов статей с большим количеством таких "единиц картины мира"?

7. Какие стимулы вызывают прагматические реакции по преимуществу?

8. Изучение типов и количества вопросно-ответных реакций в РАС (диалоговый режим в ассоциативно-вер­бальной сети); характер стимулов, их вызывающих.

9. Установить типовые представления русской языко­вой личности о том, какая конкретная разновидность реа­лий выступает в качестве заместителя родового понятия: металл, цветок, трава, птица и т.п. Сравнить результаты с соответствующими данными из конкордансов к произве­дениям разных авторов; с данными текстовых корпусов; с данными других языков.