ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
220 ВЕСЬ — параллелепипед 377 МАЛЬЧИК —с-пальчик
301 СЕМЬ - верст 94 НАЧАЛЬНИК - хороший
204 ЖЕЛАТЬ — наилучшего 1237 ХРЕБТИНА - ужасная
340 АРМИЯ — трясогузки 91 ВЕЗТИ — дрова
127 ПРОДОЛЖАТЬ - молчатьЗЗ ИГРАТЬ - футбол
31 СОБРАТЬСЯ — выпить 246 ЛЕТЕТЬ — в самолете
1274 ОБМАН — ложь 663 МАМА — родная
Исходный набор стимулов 1277 единиц' (таково количество статей в словаре) складывался из следующих составляющих:
1. Были взяты 200 слов-стимулов, вошедших в "Словарь ассоциативных норм русского языка" под редакцией А А. Леонтьева [М., 1977];
2. Этот первоначальный список дополнен выборочно лексическими единицами из первой тысячи самых частых в текстах слов согласно "Частотному словарю русского языка" под редакцией Л.Н. Засориной [М., 1977];
3. Полученный список был расширен путем включения в него нескольких десятков слов-дескрипторов, отражающих жизненно важные или типичные для русской культуры понятия, из "Русского семантического словаря" под редакцией С.Г. Бархударова [М., 1982];
4. Далее для некоторых слов разных частей речи из этого списка были развернуты синонимические ряды (ложь, обман, вранье, враки, брехня; мука, мучение, терзание, пытка; большой, огромный, громадный; сочувствие, сострадание, соболезнование; гордый, заносчивый, спесивый, чванливый и т.п.) и подобраны антонимические пары (большой — маленький, умный — глупый, хороший — плохой и т.п.), которые также включены в состав стимулов.
5. Для ряда слов из полученного состава стимулов была образована словоизменительная парадигма (воздух, воздуха, воздухом, воздуху, о воздухе; важный, важнее, важнейший; возьму, возьмешь, возьмет, возьмем, возьмете, возьмут; взял, взяла; я, ты, он, мы и т.д.), словоформы которой пополнили список. Были также образованы видовые пары для некоторых глаголов (рассказать—рассказывать, принести—приносить, сесть—сидеть, бежать—бегать—убегать—убежать—сбежать, просить—попросить и т.п.).
6. Наконец, получившийся список подвергся контролю с точки зрения системной полноты, т.е. представленности в нем всех частей речи, и таким образом, в него были добавлены некоторые порядковые и количественные числительные, местоимения, частицы (даже, уже и т.п), междометия и союзы.
В результате таких процедур и был сформирован использованный в эксперименте состав стимулов. Для ряда из них (косвенных словоформ, некоторых синонимов, числительных, местоимений и служебных частей речи) ассоциативные статьи, как уже отмечалось выше, содержат лишь около 100 реакций. Соответствующие стимулы после получения на каждый из них порядка сотни ответов не включались более в генерируемые анкеты по двум соображениям. Во-первых, собранного материала оказалось достаточно для изучения вопросов о том, как влияет грамматическое оформление стимула, его частеречная принадлежность, синонимическая близость с другими стимулами на состав и грамматикализованость реакций в соответствующем ассоциативном поле. Во-вторых, сокращение первоначального числа стимулов позволило ускорить опрос и увеличить число ответов на каждый из них.
В итоге в Русском ассоциативном словаре (в прямой и обратной его частях) представлено более 1 миллиона словоупотреблений, 52 тыс. разных словоформ и около 12,6 тыс. разных лексических единиц. Такие характеристики представляются достаточными, чтобы трактовать наш словарь как ассоциативно-вербальную сеть, моделирующую состав и способ организации русского языка, соотносимый и сомасштабный с отдельным его носителем, т.е. сеть, отражающую и в какой-то степени воспроизводящую владение языком статистически усредненной русской языковой личности.
Отбор испытуемых проводился на основе таких критериев: 1) участниками эксперимента могли быть лишь лица, для которых русский язык является родным; 2) они должны быть городскими жителями, с тем чтобы влияние диалектного языка было минимальным; 3) предусматривался широкий территориальный охват испытуемых, и ими стали жители городов России от западных ее границ до Владивостока и с севера на юг — от Ярославля до Белгорода; 4) авторы стремились к тому, чтобы участниками эксперимента были представители всех отраслей знаний, и поэтому основной контингент испытуемых составили студенты всех специальностей из вузов России в возрасте 17-25 лет.
Возрастной состав испытуемых тоже имеет определенный смысл. Дело в том, что к указанному возрасту становление языковой личности в основном завершается, и, значит, в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента. Содержательное наполнение (т.е. словарный запас, иерархия ценностных категорий, прагматические установки) языко-
' Следует отметить, что такое количество слов совпадает со словарным минимумом нашего повседневного общения: согласно результатам проведенного мною эксперимента по анализу говорения человека в течение одного дня, он обходится в среднем 1300 разных лексических единиц, делая от 8 до 20 тысяч словоупотреблений ежедневно.
вой способности и ее формально-комбинаторные возможности у большинства людей остаются относительно стабильными на протяжении жизни. Следовательно, анализируя социальные, этические, историко-культурные, прочие оценочные реакции испытуемых в эксперименте 1989— 1991 годов, исследователь может прогнозировать некоторые характеристики состояния массового сознания в российском обществе на ближайшие 20—30 лет, т.е. на период, когда нынешние наши испытуемые будут составлять активное ядро общества.
III. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ИЗВЛЕКАТЬ ИЗ СЛОВАРЯ
Форма и содержание в ассоциативно-вербальной сети (ABC)
Поскольку этот словарь представляет собой слепок с ассоциативно-вербальной сети, отражающей организацию языковой способности человека, в нем содержится информация, которая относится ко всем трем уровням языковой личности: грамматико-семантическому (т.е. "языковому" в узком смысле слова), когнитивному (или уровню знаний о мире) и прагматическому. Можно было бы в таком порядке следования уровней и охарактеризовать все виды информации в словаре. Однако мы избираем иной принцип ее подачи, — принцип, который лежит в основе функционирования самой сети и опирается на сходство, похожесть, аналогию составляющих ее единиц. Аналогия между стимулом и реакцией проявляется как в подобии формы и категориальных их признаков, так и в сходстве их содержания. В исследованиях ассоциативных связей лингвисты больше всего внимания уделяли содержательной стороне, анализируя семантические и синтаксические отношения между стимулом и реакцией. Между тем формальное уподобление в паре S—R играет столь же важную роль в организации и функционировании ABC.
Если число типов мыслимых семантических отношений между словами в лексике колеблется, согласно разного рода исследованиям, в пределах 50-60, то в любой ассоциативной статье, или, лучше сказать, ассоциативном поле, количество реализованных семантических связей составляет не менее половины возможного их числа в языке. Рассмотрим в качестве примера типы отношений, которые связывают стимул и реакцию (S — R) в словарной статье инициативный:
1
признак —> (нейтральный) носитель признака в модели двух слов: товарищ, человек, работник, подруга, коллектив, партия, помощник...
2 признак — > синонимическое обозначение признака: активный, деятельный, деловой, энергичный, предприимчивый...
3 признак — > антоним: пассивный, безынициативный, инертный, ленивый, сонный...
4 признак —> носитель признака с отрицательной оценкой (в модели двух слов): выскочка, идиот, баран, подхалим, пройдоха, карьерист...
5 признак — > носитель признака с положительной коннотацией (номинация): активист, лидер, вожак, оптимист, трудяга, энтузиаст...
6 признак — > сопутствующий положительный признак (квазисиноним): веселый, смелый, бодрый, быстрый, думающий, идейный, находчивый, старательный, передовой, ответственный...
7 признак —> сопутствующий отрицательный признак: безответственный, глупый, нудный, непонятный...
8 признак — > носитель противоположного признака: лентяй, рохля, тупица...
9 признак —> степень признака: очень, не в меру, не очень
10 признак —> импликационное пространство признака, совокупность положительных качеств: активность, действие, ответственность