Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ассоциативный словарь, таким образом, — это еще не речь, но он являет язык в его предречевой готовности, об­нажая сокровенный, скрытый от прямого наблюдения способ "держания" языка в памяти его носителя, приотк­рывая таинственную завесу над святая святых, над тем, как устроена языковая способность человека, человека го­ворящего и понимающего.


II. КАК УСТРОЕН СЛОВАРЬ И КАК ОН БЫЛ ПОЛУЧЕН

Словарь состоит из двух частей: прямого ассоциатив­ного словаря и обратного. Первая его часть организована по принципу "от стимула — к реакции" (S R), и словар­ная статья представляет собой ассоциативное поле свя­занных со стимулом слов, причем разнообразие возмож­ных связей столь велико, что охватывает все формальные и содержательные характеристики попарно связанных слов — стимула и ответа на него. Например, в статье глу­пый самым частым ответом является слово человек, т.е. перед нами ходовое словосочетание глупый человек. Но в числе реакций мы найдем много синонимов к этому поня­тию (дурак, идиот, кретин, балбес, болван); имена фольк­лорных и литературных героев, характеризуемых таким качеством (Буратино, Ванька, Гонза, Незнайка); указания на внешние признаки глупости (идиотское выражение ли­ца, пустые глаза, с большими ушами); актерскую маску (Крамаров); метафорическое обозначение глупости (осел, баран, дуб, пень, ишак); оценку этого качества

(не повезло, мерзость, до невозможности, жалко); фразеологические единицы, живописущие смысл слова-стимула (как пробка, везет ему < т.е. дуракам везет) и т.д. Глупым может быть не только человек, но и взгляд, вывод, сон, смех, совет, что также находит отражение в статье. Наконец, весьма спе­цифичным для этой статьи оказывается обилие ответов, содержащих сему "маленький", т.е. слов, обозначающих детеныша: ребенок, котенок, мышонок, щенок, птенец, ма­лыш и т.п.

Реакции в статье расположены в порядке убывания их частотности. После каждой реакции стоит цифра, обозна­чающая число людей, ответивших данным словом на сти­мул. Так, словосочетание глупый человек образовали 70 ис­пытуемых, а словами мальчишка, парень, пень ответили по 5 человек каждым. В конце статьи с разделительным зна­ком + приводятся итоговые цифры (526+186+10+135), которые означают следующее: первая из них (526) ука­зывает на общее число испытуемых, которым достался для ответа данный стимул; вторая цифра (186) обоб­щает суммарное число разных ответов в данной статье; третья цифра (10) фиксирует количество испытуемых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. число "отказов"; наконец, последняя цифра (135) показывает число единичных реакций, т.е. ответов, каждый из кото­рых был дан на этот стимул только одним испытуемым.

Статьи различаются по общему числу ответов: в боль­шей части из них, количество отвечавших на стимул ис­пытуемых превышает 500, примерно в 1/3 статей число реакций колеблется вокруг 100. Эта особенность является результатом специальной программы сбора ассоциативно­го материала, согласно которой часть стимулов была включена в список лишь на первых этапах эксперимента для проведения пилотажного исследования (подробнее см. ниже). В итоге мы имеем в прямом словаре на 1277 сти­мулов около полумиллиона ответов-словоупотреблений, а с учетом обратного словаря число словоупотреблений в данном корпусе превышает один миллион. Использовав термин "корпус", я хотел бы подчеркнуть принципиальную аналогию ассоциативного материала с текстовыми корпу­сами, причем наличие как прямого, так и обратного сло­варей, сближает форму представления этого материала с конкордансом. В прямой части словаря представлен пре­имущественно "правый контекст", в обратной — "левый".


Не все слова-реакции в статьях, как заметит обратив­шийся к словарю читатель, напечатаны одинаковым шрифтом, часть из них выделена "полужиром": это те ре­акции, которые по своей форме совпали со стимулом. Так, в статье глупый выделены человек, мальчик, ребенок, ко­роль, муж, ответ, совсем, бесполезный, милый, стран­ный, и др., всего 37 слов. Подробная маркировка подчер­кивает сетевой характер организации материала в ассоци­ативном словаре, делая более наглядной многообразные связи слов, фиксируемые при прямом (S R) и обратном (R S) расположении материала.

Вторая часть—обратный словник ассоциативного словаря строится по принципу "от реакции — к стимулу". Словарная статья здесь задана той словоформой, которой реагировали участники ассоциативного эксперимента на перечисленные в правой части статьи стимулы. Так, сло­воформа любви (род., дат. или предл. п. ед. ч.) появилась 232 раза в 57 статьях, в том числе на стимулы история (40), жажда (13), желать (3), о (3), бояться (1), по (1), про­сил (1), учиться (1) и т.д. Соответственные модели двух слов для перечисленных пар таковы: история любви, же­лать любви, по любви и т.д. Цифры после стимулов, как и в прямом словаре, означают количество появлений данной словоформы в статье соответствующего стимула. Две ито­говые цифры со знаком разделения в конце словарной статьи обратного словаря (для словоформы
любви это 232 + 57) указывают на общее число её появлений в сло­варе (232) и на число стимулов (или статей прямого сло­варя), в которых зафиксирована данная словоформа (57).

Если обратиться к рассмотренному выше слову глу­пый, но уже данному в обратном словнике в качестве реакции на разные стимулы, то мы увидим, что в форме им. п. ед. ч. муж. р. это слово было употреблено в ответах 266 испытуемых и вошло в статьи 92 стимулов: безмозг­лый, баран, пустоголовый, заносчивый, приказ, балбес, надменный, лодырь, шутка и др. Вся же парадигма этого прилагательного, появившаяся в ответах испытуемых {глуп, глупа, глупая, глупее, глупое, глупым, глупых — здесь перечислены все формы слова из обратного словника), распределилась еще по сотне других статей, увеличив его частотность в словаре более чем вдвое. Если же учесть ре­акции-дериваты этого корня из его словообразовательного гнезда (глупенький, глупец, глупо, глуповат, глупость, глу­пыш, глупышка), то сеть его связей, восстанавливаемая по прямому и обратному словарям, будет выглядеть весьма разветвленной и внушительной.

Этот словарь, репрезентирующий ассоциативно-вер-бачьную сеть русского языка, получен в массовом экспе­рименте в период с октября 1988 г. до мая 1990 г. Экспе­римент был организован стандартным образом: каждый его участник получал анкету со 100 словами-стимулами, и, согласно инструкции, в течение 7-10 минут должен был заполнить ее, написав против каждого стимула первое, пришедшее ему на ум слово, вызванное в его сознании этим стимулом. Каждый стимул был снабжен номером, и состав анкеты формировался на основе работы генератора случайных чисел таким образом, чтобы избежать появле­ния двух одинаковых анкет. Приведем образцы ответов в одной из анкет (прописными буквами в анкете обозначен стимул, строчными воспроизведен ответ испытуемого):

АНКЕТА 2017

ПОЛ (М, Ж)- м ВОЗРАСТ-23 года РОДНОЙ ЯЗЫК —русский СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - филолог ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ - 23.10.88