ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ассоциативный словарь, таким образом, — это еще не речь, но он являет язык в его предречевой готовности, обнажая сокровенный, скрытый от прямого наблюдения способ "держания" языка в памяти его носителя, приоткрывая таинственную завесу над святая святых, над тем, как устроена языковая способность человека, человека говорящего и понимающего.
II. КАК УСТРОЕН СЛОВАРЬ И КАК ОН БЫЛ ПОЛУЧЕН
Словарь состоит из двух частей: прямого ассоциативного словаря и обратного. Первая его часть организована по принципу "от стимула — к реакции" (S — R), и словарная статья представляет собой ассоциативное поле связанных со стимулом слов, причем разнообразие возможных связей столь велико, что охватывает все формальные и содержательные характеристики попарно связанных слов — стимула и ответа на него. Например, в статье глупый самым частым ответом является слово человек, т.е. перед нами ходовое словосочетание глупый человек. Но в числе реакций мы найдем много синонимов к этому понятию (дурак, идиот, кретин, балбес, болван); имена фольклорных и литературных героев, характеризуемых таким качеством (Буратино, Ванька, Гонза, Незнайка); указания на внешние признаки глупости (идиотское выражение лица, пустые глаза, с большими ушами); актерскую маску (Крамаров); метафорическое обозначение глупости (осел, баран, дуб, пень, ишак); оценку этого качества
(не повезло, мерзость, до невозможности, жалко); фразеологические единицы, живописущие смысл слова-стимула (как пробка, везет ему < т.е. дуракам везет) и т.д. Глупым может быть не только человек, но и взгляд, вывод, сон, смех, совет, что также находит отражение в статье. Наконец, весьма специфичным для этой статьи оказывается обилие ответов, содержащих сему "маленький", т.е. слов, обозначающих детеныша: ребенок, котенок, мышонок, щенок, птенец, малыш и т.п.
Реакции в статье расположены в порядке убывания их частотности. После каждой реакции стоит цифра, обозначающая число людей, ответивших данным словом на стимул. Так, словосочетание глупый человек образовали 70 испытуемых, а словами мальчишка, парень, пень ответили по 5 человек каждым. В конце статьи с разделительным знаком + приводятся итоговые цифры (526+186+10+135), которые означают следующее: первая из них (526) указывает на общее число испытуемых, которым достался для ответа данный стимул; вторая цифра (186) обобщает суммарное число разных ответов в данной статье; третья цифра (10) фиксирует количество испытуемых, которые оставили данный стимул без ответа, т.е. число "отказов"; наконец, последняя цифра (135) показывает число единичных реакций, т.е. ответов, каждый из которых был дан на этот стимул только одним испытуемым.
Статьи различаются по общему числу ответов: в большей части из них, количество отвечавших на стимул испытуемых превышает 500, примерно в 1/3 статей число реакций колеблется вокруг 100. Эта особенность является результатом специальной программы сбора ассоциативного материала, согласно которой часть стимулов была включена в список лишь на первых этапах эксперимента для проведения пилотажного исследования (подробнее см. ниже). В итоге мы имеем в прямом словаре на 1277 стимулов около полумиллиона ответов-словоупотреблений, а с учетом обратного словаря число словоупотреблений в данном корпусе превышает один миллион. Использовав термин "корпус", я хотел бы подчеркнуть принципиальную аналогию ассоциативного материала с текстовыми корпусами, причем наличие как прямого, так и обратного словарей, сближает форму представления этого материала с конкордансом. В прямой части словаря представлен преимущественно "правый контекст", в обратной — "левый".
Не все слова-реакции в статьях, как заметит обратившийся к словарю читатель, напечатаны одинаковым шрифтом, часть из них выделена "полужиром": это те реакции, которые по своей форме совпали со стимулом. Так, в статье глупый выделены человек, мальчик, ребенок, король, муж, ответ, совсем, бесполезный, милый, странный, и др., всего 37 слов. Подробная маркировка подчеркивает сетевой характер организации материала в ассоциативном словаре, делая более наглядной многообразные связи слов, фиксируемые при прямом (S — R) и обратном (R — S) расположении материала.
Вторая часть—обратный словник ассоциативного словаря строится по принципу "от реакции — к стимулу". Словарная статья здесь задана той словоформой, которой реагировали участники ассоциативного эксперимента на перечисленные в правой части статьи стимулы. Так, словоформа любви (род., дат. или предл. п. ед. ч.) появилась 232 раза в 57 статьях, в том числе на стимулы история (40), жажда (13), желать (3), о (3), бояться (1), по (1), просил (1), учиться (1) и т.д. Соответственные модели двух слов для перечисленных пар таковы: история любви, желать любви, по любви и т.д. Цифры после стимулов, как и в прямом словаре, означают количество появлений данной словоформы в статье соответствующего стимула. Две итоговые цифры со знаком разделения в конце словарной статьи обратного словаря (для словоформы
любви это 232 + 57) указывают на общее число её появлений в словаре (232) и на число стимулов (или статей прямого словаря), в которых зафиксирована данная словоформа (57).
Если обратиться к рассмотренному выше слову глупый, но уже данному в обратном словнике в качестве реакции на разные стимулы, то мы увидим, что в форме им. п. ед. ч. муж. р. это слово было употреблено в ответах 266 испытуемых и вошло в статьи 92 стимулов: безмозглый, баран, пустоголовый, заносчивый, приказ, балбес, надменный, лодырь, шутка и др. Вся же парадигма этого прилагательного, появившаяся в ответах испытуемых {глуп, глупа, глупая, глупее, глупое, глупым, глупых — здесь перечислены все формы слова из обратного словника), распределилась еще по сотне других статей, увеличив его частотность в словаре более чем вдвое. Если же учесть реакции-дериваты этого корня из его словообразовательного гнезда (глупенький, глупец, глупо, глуповат, глупость, глупыш, глупышка), то сеть его связей, восстанавливаемая по прямому и обратному словарям, будет выглядеть весьма разветвленной и внушительной.
Этот словарь, репрезентирующий ассоциативно-вер-бачьную сеть русского языка, получен в массовом эксперименте в период с октября 1988 г. до мая 1990 г. Эксперимент был организован стандартным образом: каждый его участник получал анкету со 100 словами-стимулами, и, согласно инструкции, в течение 7-10 минут должен был заполнить ее, написав против каждого стимула первое, пришедшее ему на ум слово, вызванное в его сознании этим стимулом. Каждый стимул был снабжен номером, и состав анкеты формировался на основе работы генератора случайных чисел таким образом, чтобы избежать появления двух одинаковых анкет. Приведем образцы ответов в одной из анкет (прописными буквами в анкете обозначен стимул, строчными воспроизведен ответ испытуемого):
АНКЕТА 2017
ПОЛ (М, Ж)- м ВОЗРАСТ-23 года РОДНОЙ ЯЗЫК —русский СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - филолог ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ - 23.10.88