Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи исследования вербального — лексико-семантического и грамматического — уровня языковой способности

1. Сравнение лексико-семантического состава (и грам­матики?) в полях со стимулами одного словообразователь­ного гнезда (разных частей речи). Например, болезненный и болезнь, встретить и встреча, полный и наполнять и т.п.

2. Сравнение лексико-семантического состава (и грам­матики) в полях со стимулами одного синонимического ряда, например, враки, вранье, ложь, обман и т.п.

3. То же для антонимов: вспоминать — забыть, здо­ровье — болезнь, длинный — короткий и т.п.

* * Например, окно — в спальне ( название фильма, прошедшего по экранам в момент проведения массового опроса испы-

туемых в 1989 году); экономный — Брежнев ( у носителей языка в 1989 — 1990 г.г. еще жив был в памяти бессмыслен­но-притягательный лозунг позднебрежневских времен "экономика должна быть экономной") и т.п. В то же время мы почти не встретим в РАС слов, ставших довольно частотными в средствах массовой информации и употребляемых не только в политико-публицистических текстах, но и в обиходной речи с 1991 года: разгосударствление, префект, путч, россияне, спикер, популистский, бартер, приватизация и т.д. См., например, Dola Haudressy. Les Mutation de la Langue Russe. Ces Mots qui disent l'Actualite. Paris, 1992 (Новые слова отражают события 1991 года. Словарь-справочник).

статьях и выявить зависимость их состава и количества от частеречной принадлежности стимула и его семантики.


15. Проанализировать случаи, когда выбор граммати­ческого рода реакции не определяется законами синтак­сического согласования (например, маму — любил и маму —любила), а зависит от экстралингвистических причин. Как влияет на этот выбор половая принадлежность испы­туемого? Аналогичным образом выявить зависимость реакций мужчин и женщин на стимул в грамматической форме мужского рода (например, изменил— ?) и на стимул в грамматической форме женского рода (изменила — ?).

16. Проанализировать и обобщить'все случаи реагиро­вания морфемой или слогом: из — за острова, раствор — затвор, спросить — прос, помогать — гать, тщетный — тщедушный, транспорт — транспарант; хребтина — тесни­на, мешанина; экзамен — замен. (См. также выше, раздел "Форма и содержание в ассоциативно-вербальной сети").

17. Систематизировать, определить относительный объем и роль фонетически обусловленных ответов, т.е. "фонетических связей" в ABC: песок — висок, рабочий — прочий, палка — свалка, ложь —

тож (рифма), а также установить особенности стимулов, провоцирующих боль­ше всего фонетических реакций. "Мужские" и "женские" характеристики на этот счет.

Задачи, выходящие за рамки РАС, но подсказанные его характеристиками и свойствами отображаемой им ассоциативно-вербальной сети

1. Опираясь на свойства прямого (S—R) и обратного (R—S) ассоциативных полей в РАС, осуществить реконст­рукцию сети из достаточно большого по объему текста (дискурса).

2. Отобрав 100 наиболее выразительных стимулов из РАС, выявить — путем массовых экспериментов с носите­лями — ассоциативные поля для их эквивалентов во всех 14 славянских литературных языках. Полученный корпус составит основу для построения сравнительной славян­ской лексикологии на ассоциативной основе, а также для других сопоставительных исследований славянского миро-видения.

3. Разработать методику превращения статьи РАС в учебный материал, используемый в преподавании русско­го языка как иностранного: выделить наиболее употреби­тельные словосочетания, достроить их до полного предло­жения; проиллюстрировать на реакциях все значения по­лисемантичного стимула; выбрать прагматические и на­ционально-культурные характеристики; выделить и рас­ширить словообразовательные гнезда в статье; обобщить случаи словоизменительного варьирования и т.д.

4. Продолжить эксперименты "восстановление стимула по заданному ассоциативному полю". Как влияют стати­стические показатели статьи (частота первой реакции, число единичных ответов и т.п.) на восстанавливаемость стимула?

\

* См., например,
Воркачев С.Г. К семантическому представлению дезиративной оценки в естественном языке // Вопросы языкознания, 1990. № 4, где речь идет о глаголах хотеть, желать, подозревать, сожалеть, раскаиваться, признаваться, упрекать, хвалить, порицать, извинять, одобрять, признавать, допускать, не отрицать, разрешать, запрещать.

4. То же для полей со стимулами-словоформами одной лексемы: вижу, видишь и т.д. для разных частей речи.

5. Считая, что свойства и характеристики — семанти­ческие, лексические, морфологические, синтаксические, когнитивные и прагматические — прямого (т.е. S—R) ассо­циативного поля достаточно изучены, провести аналогич­ный анализ "обратных" (т.е. R—S) ассоциативных полей и сопоставить его результаты с известными данными для установления свойств "обратного ассоциативного поля" (при R лемматизированном).

6. Выявить и описать омонимические отношения в прямом (омонимия стимулов:
сорок и сорок, плачу и плачу, носов и носов, знать и знать и т.п.) и обратном словаре (охота — берёт или берет; платить — подать или подать; хлеб — печь или печь; начаться — пошло или пошло и т.п.)

7. Аналогично предыдущему: паронимия стимулов и паронимия реакций.

8. Выявить и описать различия в составе и граммати­ческих характеристиках реакций для пар полей с разнови-довыми стимулами-глаголами: делать и сделать, дать и да­вать, входить и войти, рассказывать и рассказать, пол­учать и получить и т.д., всего около 50 пар. Предвари­тельные наблюдения показывают, что реакции существи­тельными в статьях со стимулом в несовершенном виде тяготеют к множественному числу. Аналогичный анализ соотношения глагольного вида и грамматического числа существительных в моделях двух слов