ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16.Огневое бурение. Термическое бурение скважин применяется огнеструйными буровыми станками, имеющими вращающиеся термобурение с горелкой. Оно применяется при бурении диаметром 250-360мм, глубиной до 17-22м, в исключительно труднобуримых кварцсодержащих горных породах. Разрушение пород происходит в результате нагрева забоя скважины сверхзвуковыми раскаленными струями и появлением термических напряжений, превышающих предел прочности минерального образования. Производительность бурения составляет 12-15м/ч. Плюсы: Возможность работы в породах, когда не удается их бурить другим способом. Минусы: Высокая взрывоопасность, большая энергоемкость, высокий расход бензина и керосина, большое количество газов горения.
17.Взрываемость ГП. Сопротивляемость ГП разрушению, характеризуется расходом ВВ на 1м3 массива. Факторы: природные, горно-геологические, треб. качество дробления, характер приложения взрывных нагрузок. Классификация по трещиноватости массивов, с учетом крепости и плотности, устанавливает удельный расход ВВ.
18 . Параметры скважин зарядов. Наклонные скважины. Многорядное взрывание. Сетка скважин. Скважины бывают вертикальные и наклонные при однорядном или многорядном расположении. Наклонные-лучшее дробление, переработка подошвы уступа, снижение расхода ВВ, меньшее нарушение пород в сторону массива-меньше стоимость единицы объема ГМ. Параметры: высота уступа, диаметр скважины, линия сопротивления по подошве уступа глубина перебура, длина заряда, длина забойки, расстояние между скважинами в ряду, расстояние между рядами скважин. Многорядное: порядковые, диагональные, врубовые, с поперечным врубом, клиновую, трапециевидную диагональную схемы.
19 . Промышленные взрывчатые в-ва. Гранулированные ВВ заводского исполнения: Гранулит Грамонит Гранитол Гранулотол Алюмотол. ВВ изготовляемые на местах проведения: Икдонит Акватол Карбатол Акванал Эмульсионные. Простейшие ВВ изготавливают на местах потребления (игданиты и эмульсионные), представляют собой смеси гранулированной аммиачной селитры с жидкими или легкоплавкими нефтепродуктами. Они являются наиболее безопасными и дешевыми. Эмульсионные ВВ — простейшие аммиачно-селитренные ВВ. В их составе жидкое горючее - мазут покрывает тонкой пленкой капли насыщенного раствора смеси аммиачной селитры с натриевой селитрой, образуя эмульсию. Эмульсионные ВВ типа порэмит готовятся на стационарных пунктах горных предприятий. Водонаполненные ВВ — смесь твердой фазы (тротил, аммиачная селитра) с жидкой - насыщенным раствором аммиачной селитры, изготавливаемым на местах потребления (акватолы, карбатолы и акваналы).
20 . Типы одноковшовых экскаваторов и условия их применения. ЭКГ-электрический, на гусеничном ходу. Цифры после дефиса-вместимость основного ковша в кубических метрах. Прямая карьерная лопата используется на мягких, плотных и разрыхленных (полускальных и скальных) породах, при погрузке пород в отвал и транспортные сосуды, установленные на уровне стояния экскаватора или на вышележащем уступе, при проходке траншей и на отвальных работах. ЭШ-экскаватор шагающий. Цифры до точки-номинальная вместимость основного ковша в кубических метрах. После-длина стрелы в метрах. Драглайн-на легких, средней крепости или взорванных крепких породах с нижним и верхним черпанием при бестранспортной системе разработки, работе на отвалах, переэкскавации ГМ, погрузке в транспортные сосуды или бункер, строительстве карьеров и проходке траншей. ЭГ-экскаватор карьерный гидравлический, на гусеничном ходу, прямая лопата. Цифры, стоящие после дефиса, обозначают вместимость основного ковша в кубических метрах. ЭГО-экскаватор карьерный гидравлический, на гусеничном ходу, обратная лопата. Цифры после дефиса-вместимость основного ковша в кубических метрах. Обратная лопата что и прямая лопата, при черпании ниже уровня его стояния и погрузке в транспортный сосуд, расположенный на нижележащем уступе, на уровне стояния экскаватора, проходке траншей. Буквы А, И, М, С-модификации экскаваторов. УС-экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для погрузки транспорта, расположенного на уровне стояния экскаватора. У-экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки.
21–22. Забой карьерного экс.-мехлопаты с канатным приводом в мягких породах/скальных. Конфигурацию и размеры забоя определяют радиус, высоту черпанья и разгрузки, положение пунктов черпанья и разгрузки. Радиус черпания-горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до режущей кромки ковша при черпании. Различают: Rчmax-мак. гор. рукоять Rчmin-при подтянутой гусенице рукояти с ковшом на горизонте установки экскаватора. Rч.у.-максимальный радиус черпанья на горизонте установки экскаватора. Нч.-Вертикальное расстояние от горизонтальной установки экскаватора до режущей кромки ковша при черпании. Hчmax-соотв. мак. поднятой рукояти. RP-горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до оси ковша при разгрузке. Rрmax- соотв. макс. вытянутой горизонтальной рукояти. Нр-вертикальное расстояние от горизонта установки экскаватора до нижней кромки открытого днища ковша. Hpmax-соответствует максимально поднятой рукояти. Габариты экскаватора определяются радиусом вращения задней части кузова, высотой экскаватора, высотой кузова экскаватора. Нэ-вертикальное расстояние от горизонта установки экскаватора до верхнего края наиболее выступающей вверх несъемной части. Скорость движение мехлопат на гусеничном ходу сост. 0,9—3,7 км/ч. Преодолев. подъем 12 градусов. Нз (высота забоя)-определяется высотой черпания экскаватора и по условию обеспечивание безопасности работы в связных породах не должна превышать максимальную высоту черпанья. Нзтах (в мягких породах)-не должна превышать 10м при работе ЭКГ-5 и не должна превышать 13м при работе ЭКГ-12.5. Нз/min-должна обеспечивать полное наполнение ковша экскаватора за одно черпанье. Вз(ширина забоя)=(1,5-1,7)Ич.у. Ширина забоя в мягких породах не должна превышать 1,5-1,7 Расстояние от оси перемещения экскав. при работе в забое до откоса уступа не может превышать радиус черпанья экскаватора на уровне стояния. Параметры экскаваторных забоев при работе мехлопат в скальных породах: на работу экскаватором в скальных породах влияют качество предварит. рыхления пород буровзрывным способом: Значительные ударные нагрузки на рабочие органы экскаватора. Высота забоя зависит от: кусковатости, связности взорванной массы. При одно и двухрядном взрывании высота уступов в массиве крепких пород при разработке с применением буровзрывных работ не должна прев. более чем в 1,5 раза макс. высоту черпанья экскаватором, должны вып. усл.: при многорядном взрывании высота развала крепких пород не должна более чем в 1,5 раза превышать высоту черпанья экскаватора, ширина забоя скальных хорошо взорванных породах может быть больше, чем в мягких породах. Ширина развала взорванных скальных пород на уступе должна отрабатываться за один или нескольких проходов экскаватора, т. е. быть кратной 2R4.y.
23.Гидравлические экскаваторы +и-. Задачи: рыхление почвы, погрузочно-разгрузочные работы, бурение скважин, дробление почвы, которая замерзла, вскрытие дорожного полотна. Типы выполняемых работ: прямые лопаты: предназначены для разработки почвы в забое; обратные лопаты: необходимы для рытья выемок, которые расположены ниже того уровня, на котором установлена техника; грейферы: они применяются для создания скважин и осуществления погрузки и разгрузки разнообразных материалов; челюстные ковши: оборудование дает возможность зачерпнуть породу или же выгрузить почву; погрузчики: позволяют справиться с сыпучими материалами. +: ковш внедряется на большую глубину, что позволяет справиться со сложными задачами; ковш можно повернуть, если нужно зачерпнуть и выгрузить почву; заполняемость ковша оптимальная, чему способствует сокращение цикла копания; гидравлические экскаваторы обладают высоким уровнем мощности и производительности; можно выбрать навесное оборудование, позволяющее проводить работы в условиях ограниченного пространства.
24.Выемка вскрышных пород экскаваторами-мехлопатами с верхней погрузкой. Применяется при: проведении траншей, нарезке горизонтов и отработке уступов, к которым трудно подъехать. Верхняя погрузка повышает скорость проведения траншей и улучшение использования горнотранспортного оборудования, если при нижней необходима работа в тупике. Параметры забоя устанавливаются в зависимости от рабочих параметров и устойчивости уступа.
25.Выемка мягких и скальных пород драглайнами. Рабочее оборудование драглайна: ковш, упряжа, подъемный, тяговый и разгрузочный канаты. Забой расположен с торца уступа, редко-с бокового откоса. Высоту забоя при нижнем черпании устанавливают по глубине черпания. Ширина забоя определяется способом работы и радиусом черпания. Часто драглайны применяют при разработке горизонта и пологих залежей для непосредственной перевалки вскрышных пород в выработанное пространство. Применение драглайнов для экскавации скальных взорванных пород эффективно: при использовании усиленных и тяжелых ковшей специальной конструкции; при использовании мощных машин с ковшами вместимостью более 10-15м3; при улучшении качества дробления пород благодаря повышенному расходу ВВ. Выемка скальной вскрыши производится нижним черпанием.
26 . Роторные экскаваторы. Особенности конструкции и забои. Располагается с торца уступа, реже-со стороны его откоса. Выемка ГМ из забоя производится вертикальными или горизонтальными стружками. Разрабатывается вертикально однорядными стружками-вынимается стружка толщиной по ширине забоя, последовательно вниз ротор снимает стружку, исходное положение и повтор цикла. Многорядные стружки-в каждом горизонт. слое снимается последовательно несколько стружек. Высота слоя при валовой выемке принимается =0,5 диаметра ротора; при раздельной- определяется мощностью извлекаемых отдельно слойков, но не более 0,75 диаметра ротора.
27 . Цепные. Два типа: фронтальный (выемка с откосов уступа), реже-торцовый. Формы и размеры определяется конструкцией экскаватора размером и профилем ковшовых рам, характером экскавации(валовая/раздельная). Выемка откоса усупа-параллельно стружки, треугольные в широкой заходке, многорядные параллельно в широкой.
28. Одноковшовые колесные погрузчики. Особенности конструкции и область их применения.
Фронтальный погрузчик (ковшовый погрузчик) – универсальная машина, оснащенная рабочим органом в виде ковша на подъемной стреле. Особенностью агрегатов данного типа является переднее расположение ковша большого объема, который заполняется путем движения погрузчика вперед, а разгружается опрокидыванием. Фронтальные погрузчики используются для выполнения земляных и погрузочных работ, перемещения грунта, уборки территорий. Могут использоваться как основное выемочно-погрузочное или погрузочно-транспортное оборудование или как дополнительное оборудование к мощным экскаваторам.
29. Карьерный транспорт. Особенности и условия его работы.
Пунĸты погрузĸи разгрузĸи постоянно меняют свое положение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодичесĸого перемещения транспортных ĸоммуниĸаций и оборудования. Работа в стесненных условиях при минимальных радиусах трасы, до 120м при ЖД транспорте и 10м при автомобильном транспорте.
Относительно небольшая длинна транспортировĸи 3-10 ĸм при ЖД транспорте и 1.5–4ĸм при автомобильном транспорте.
Большие уĸлоны трасс и большая высота подьема горной массы (до 200–250м и более), уĸлоны при ж.д. транспорте до 40–60%, при автомобильном транспорте до 80–150%.
Значительная доля временных автодорог по трассе движения с низĸими транспортно-эĸсплуатационными ĸачествами. Значительная мощность грузопотоĸов—десятĸи миллионов тон в год, значительная плотность, повышенная прочность и абразивность, ударные воздействия при погрузĸе и разгрузĸе.
На открытых горных работах применяется железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт. В ограниченных условиях эффективно используются скиповые подъемники, канатно-подвесные дороги, гидравлический трубопроводный транспорт, конвейерные поезда, трубопроводный пневмотранспорт, вертолеты и др.
Железнодорожный транспорт экономичен, главным образом, в карьерах средней и большой производственной мощности по горной массе (10-100 млн т в год и более) глубиной до 150-350 м при расстояниях транспортирования от карьера более 2-3 км. При использовании новейших тяговых агрегатов и уклонах путей до 60% глубина применения железнодорожного транспорта увеличивается до 300-350 м.
Автомобильный транспорт применяют, главным образом, на карьерах малой и средней производственной мощности с грузооборотом до 15 млн т в год, а на более крупных карьерах — в основном в комплексе с другими видами транспорта. При автосамосвалах большой грузоподьемности (80- 180 т) применение автотранспорта эффективно при грузообороте карьера 25--70 млн т в год и более.
Конвейерный транспорт применяется преимущественно для перемещения мягких вскрышных пород, угля, на песчано-гравийных карьерах, карьерах огнеупорных глин и др. Практически конвейерами можно перемещать все породы в мелкораздробленном
состоянии.
При комбинированном транспорте последовательно используются для перемещения одного и того же груза (в одном грузопотоке) различные виды транспорта. В глубоких карьерах, разрабатывающих скальные породы, чаще всего рационально использовать в качестве сборочного звена автосамосвалы, а для подъема горной массы из карьера - железнодорожный транспорт, конвейерные или скиповые подъемники.
30. Виды карьерного транспорта и требования, предъявляемые к транспортным машинам.
На карьерах применяется
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Конвейерный транспорт
Комбинированный транспорт
К конструкции карьерного транспорта предъявляются следующие требования:
• Высокая прочность механической части позволяющая выдерживать ударные усилия при экскаваторной погрузке.
• Обеспечение удобства погрузки и разгрузки для сокращения длительности этих технологических операций.
• Высокая маневренность для обеспечения эффективной работы в стесненных условиях.
• Возможность развивать достаточную скорость и необходимое тормозное усилие. На затяжных подъемах и спусках, характерных для карьерных условий.
31. Железнодорожный транспорт на карьерах. Его достоинства и недостатки, условия применения. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта..
Железнодорожный транспорт экономичен, главным образом в карьерах средней и большой производственной мощности по горной массе (10-100 млн.тонн/год).
При использовании новейших тяговых агрегатов и уклонных путей до 60 промилле, глубина применения ЖД транспорта увеличивается до 300-350м.
Для ЖД транспорта необходимо:
• Большая протяженность фронта работ на уступах (не менее 300-500м).
• Кривые большого радиуса (не менее 100-120м) для широкой колеи.
• Не большие подъемы и уклоны путей (до 25-35 реже 40-60 промилле).