ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЖД транспорт эффективно применяется при широком изменении объемов перевозки от 20-100 млн.тонн/год.
Рациональное расстояние транспортирования составляет 5-10км и более. Радиус кривых до 80-100м.
Уклоны путей не превышают 40-50 промилле.
Поэтому он наиболее эффективно используется на месторождениях с большими
размерами карьерного поля и при выдержанном залегании пластов или рудных тел.
Глубина карьеров при ЖД транспорте составляет обычно не более 200-250м, а с
применением тоннельных схем скрытия глубоких горизонтов достигает 350-400м.
В качестве локомотивов на карьерах применяются:
Электровозы (напряжение в контактной сети 1500-3000В постоянного тока и 10кВт переменного тока)
Тепловозы (исключает необходимость устройства контактной сети, способны преодолевать значительные подъемы до 30 промилле, однако резко снижают скорость при движении на подъем)
Тяговые агрегаты (представляют сочетание электровоза управления, секцией автономного питания — дизельная секция, несколько моторов думпкар, увеличенный сцепной вес в 2-2,5 раза по сравнению с электровозами, увеличенный руководящий подъем до 60 промилле, дизельная секция в составе тягового агрегата устраняет потребность в контактной сети на передвижных путях)
Основные приемущества ЖД транспорта:
• Поточность транспортирования как технологического процесса.
• Автоматичность действия.
• Взможность перемещать материал при углах наклона трассы 1,6-18° и вследствие
этого сокращение расстояния транспортирования и объема горно-капитальных
работ по строительству траншей или наклонных стволов.
• Высокая экологичность.
Основные недостатки ЖД транспорта:
• Жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер кусков не должен превышать 400—500 мм).
• Зависимость от климатических условий.
• Относительно высокая энергоемкость.
32. Автомобильный транспорт на карьерах. Его достоинства и недостатки, условия применения. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт применяют (область применения):
• Карьеры малой и средней производственной мощности (до 10-15 млн.тонн/год).
• Карьеры с ограниченными размерами рабочего пространства.
• Период строительства карьера при доработке карьера.
• В комбинации с разными видами транспорта.
Основные преимущества автомобильного транспорта:
• Автономность, т.е. независимость от внешних источников питания энергней, благодаря чему использование в пернод строительства карьеров.
• Мобильность, что позволяет применять автотранспорт в сложных условиях залегания.
• Сокращение длины транспортных коммуникаций благодаря возможности двигаться по относительно крутым подъемам автодорог 80-160%.
• Упрощение процесса отвалообразования.
• Отсутствие рельсовых путей и контактной сети упрощает организапию работ,
производительность экскаваторов возрастает на 10-15 % по сравнению с их
производительностью при железнодорожном транспорте.
• Увеличивается возможный темп углубления горных работ и скорость подвигания
забоев.
Основные недостатки автотранспорта:
• Значительная зависимость от состояния автодорог и, как следствие, снижение производительности в период дождей, снегопада, гололеда.
• Загрязнение атмосферы отработавшими газами при большой интенсивности движения и ограниченных размерах карьера.
• Относительно высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.
33. Конвейерный транспорт на карьерах. Его достоинства и недостатки, условия применения.
Конвейерный транспорт эффективно применяется на карьерах с мощной толщей покрывающих мягких пород при перевозке 20-40 млн.тонн/год и более, в районах с умеренным климатом. Расстояние транспортирования обычно не превышает 4-6км и высота подъема груза составляет 250-300м.
Основные преимущества конвейерного транспорта:
• Поточность транспортирования как технологического процесса.
• Автоматичность действия.
• Возможность перемещать материал при углах наклона трассы 1,6-18° и вследствие
этого сокращение расстояния транспортирования и объема горно-капитальных
работ по строительству траншей или наклонных стволов.
• Высокая экологичность.
Основные недостатки конвейерного транспорта:
• Жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер кусков не должен превышать 400—500 мм).
• Зависимость от климатических условий.
• Относительно высокая энергоемкость.
34. Комбинированный транспорт. Его достоинства и недостатки, условия применения.
Как показала практика, для транспортирования горной массы в карьере наиболее целесообразно использовать автосамосвалы различной грузоподъемности. Для подъема горной массы наиболее высокие технико-экономические показатели достигаются при использовании конвейерных и скиповых подъемников. Для транспортирования горной массы на поверхности
лучшие результаты дает железнодорожный транспорт.
Наибольшее распространение получила комбинация "автомобильно-железнодорожного транспорта, при которой горная масса доставляется автотранспортом от за- боев до перегрузочных пунктов, а затем железнодорожным транспортом на поверхность до
отвалов или дробильно-обогатительной фабрики
Основные достоинства этой схемы:
• Низкие затраты на перевозку горной массы.
• Большая провозная способность транспортной сети.
Основной недостаток:
• Размещение перегрузочных пунктов, имеющие довольно значительные размеры (600-500м и более) приводит к сокращению рабочей зоны и консервации рабочих
уступов на длительное время, что усложняет горные работы.
35. Трубопроводный и специальные виды транспорта.
36. Отвалообразование. Конструкция и параметры отвалов.
Отвалообразование — технологический процесс размещения пустых пород и некондиционных руд, удаляемых при открытой разработке и строительстве. Отвал по своей конструкции представляет собой насыпь горной массы, состоящую, как правило, из нескольких слоев (ярусов) и имеющую в плане в общем случае криволинейную форму или чаще близкую к прямоугольнику.
По размещению относительно контура карьера отвалы делятся:
• Внешние
• Внутренние
По стационарности:
• Постоянные • Временные
Основными параметрами отвала являются:
• Но — высота отвала.
• h — высота отвального уступа (яруса).
• Lo — длина.
• Bo — ширина отвала.
• Ао — ширина отвальной заходки.
• Sо — площадь земельного участка, занимаемого отвалом.
• Yя — площадь горизонтальных площадок и поверхности откосов отвала, угол откоса
яруса.
• Yо — угол погашения борта отвала.
• Yр.о. — угол рабочего борта отвала.
Высота отвала и высота отвального уступа зависят от устойчивости складируемых пород и основания отвала, рельефа местности, а также от вида транспорта.
Высота яруса в малоустойчивых породах 8-20м, и устойчивых крепких породах достигает 30-60 м.
Общая высота отвала должна быть, как правило, оптимальной, при которой все затраты
на укладку породы в отвал будут наименьшими. Чем больше высота отвала, тем больше затраты на транспортирование пород и рекультивацию поверхности отвала, но тем меньше площадь, занимаемая отвалом, и тем, меньше затраты за отчуждение земли под отвалы.
Угол погашения борта отвала после завершения работ по укладке пород должен обеспечивать долговременную устойчивость борта и отвечать требованиям рекультивации 25-40°
Ширина отвальной заходки зависит от способа отвалообразования и вида транспорта и равна шагу передвижки путей, который определяется параметрами отвального оборудования и достигает
при ЖД транспорте на плужных отвалах 1.5-3м, на экскаваторных отвалах с мех-лопатами 21-34м, с драглайнами до 120м, на бульдозерных от 60-120м. При автомобильном транспорте на бульдозерных отвалах 35-50м, с использованием драглайнами до 200м.
Объем отвальной заходки (приемная способность отвального тупика) — количество породы, которое возможно поместить в отвале между двумя смежными передвижками пути.
Приемная способность отвального тупика:
• На плужных 30-60мЛ3
• На экскаваторных отвалах с мехлопатами 500-1200мЛ3 • С драглайнами до 10-12тыс.мЛ3
Площадь основания отвала ограничивается наличием свободных участков, которые могут быть заняты под отвал в соответствии с требованиями законов о земле и об охране окружающей среды.
Место для расположения отвала должно отвечать следующим требованиям:
• Быть как можно ближе к карьеру, чтобы расстояние транспортирования пород было наименьшим.
• Площади, занимаемые постоянными отвалами должны бать безрудными и безугольными.
Внешние отвалы занимают большие земельные площади, которые на крупных карьерах достигают 2-3тыс.га.
37. Экскаваторные отвалы при железнодорожном транспорте.
На экскаваторных отвалах в качестве механизма для размещения породы в отвал после
выгрузки ее из состава применяют:
• Мех-лопаты
• Драглайны
• Многоковшовые отвальные экскаваторы абзетцеры
Технология отвалообразования с применением мех-лопат имеют следующие особенности:
• Отвальный уступ, высотой от 10-15 до 20-40м разделен на 2 подуступа, экскаватор располагается на кровле нижнего уступа на 4-7м ниже кровли верхнего подуступа, на котором находится ЖД путь. Порода разгружается из думпкаров в приемную яму отвального экскаватора, имеющего длину 20-25м. Экскаватор переваливает эту породу в 3-х направлениях: вперед по ходу экскаватора, в сторону под откос отвала, назад, создавая при этом отвальную заходку.
• После разгрузки породы откос уступа принимает прямолинейный профиль с углом, близким к углу естественного откоса пород.
• При устойчивом основании и крепких устойчивых породах применяется схема отсыпки отвала на всю высоту, а при неустойчивом основании и рыхлых породах применяют схему с поочередной отсыпкой нижнего и верхнего подуступа.
К достоинствам применения мех-лопат на отвалах относятся:
• Небольшая трудоемкость передвижки разгрузочных путей.
• Высокая производительность отвального тупика.
• Возможность устройства отвалов в самых различных условиях в том числе на
заболоченных площадях.
Основной недостаток:
• Высокая себестоимость переэкскавация породы дорогостоящими экскаваторами.
Процесс отвалообразования драглайнами аналогичен процессу отвалообразования мех- лопатами. Думпкар составы поочередно (2-3 вагона) разгружаются в приемный бункер, который переодически по мере развития отвальной заходки сооружаются драглайном, глубина приемки 3-8м, а длина 2-3 думпкарам.
ЖД путь и драглайн располагаются на кровле отвального уступа, отсыпаемого на всю высоту.
Породы из приемного бункера экскавируются вперед по ходу экскаватора, сбоку под откос отвала.
Применение драглайна в приемном бункере в сравнении с мех-лопатами имеют следующие преимущества:
• При одинаковой вместимости ковша драглайна и мехлопаты ширина заходки увеличивается в 3-4 раза, что существенно снижает трудоемкость работ по переукладке ЖД путей.
• ЖД пути служат длительный срок год и более, поэтому их можно устраивать капитальными и применять мощный подвижной состав.
• Возможно увеличение высоты отвального уступа до 30-40м т.к. деформация откосов уступов при нижней отсыпке менее опасно, чем при работе мех-лопат.
• Вследствие увеличения высоты уступа и ширины отвальной заходки в 3-7 раз снижается трудоемкость работ по переукладке и содержанию путей на отвалах.
• Более высокая эффективность отвалообразования рыхлых и обводненных пород, а также в условиях сложного рельефа и при слабых основаниях.
Вследствие больших капитальных затрат и сравнительно высокой производительностью на 1мЛ3/1м ковша, применение драглайнов обычно не снижает затраты на 1мЛ3 породы, уложенной в отвал, а иногда даже повышает.
При работе в карьерах многоковшовых экскаваторов с ЖД транспортом применяется абзетцерное отвалообразования.
Современные абзетцеры оснащены короткой ковшовой рамой, специальной конструкцией приспособленной для черпаете породы из траншей шириной 1,5-2,5м разгрузочный механизм абзетцера имеет консольную ферму с ленточным конвейером. Экскаватор передвигаясь по фронту работ черпает ковшом породу, разгруженную из думпкаров поползла, а затем разгружает ее на отвальный ленточный конвейер.
38. Плужное и бульдозерное отвалообразование при железнодорожном транспорте
Процесс плужного отвалообразования включает выполнение следующих операций: разгрузку породы из думпкаров под откос отвального уступа, профилирование откоса уступа (вспашка), планировка поверхности отвала для пути и передвижку пути.
Рациональное расстояние транспортирования составляет 5-10км и более. Радиус кривых до 80-100м.
Уклоны путей не превышают 40-50 промилле.
Поэтому он наиболее эффективно используется на месторождениях с большими
размерами карьерного поля и при выдержанном залегании пластов или рудных тел.
Глубина карьеров при ЖД транспорте составляет обычно не более 200-250м, а с
применением тоннельных схем скрытия глубоких горизонтов достигает 350-400м.
В качестве локомотивов на карьерах применяются:
Электровозы (напряжение в контактной сети 1500-3000В постоянного тока и 10кВт переменного тока)
Тепловозы (исключает необходимость устройства контактной сети, способны преодолевать значительные подъемы до 30 промилле, однако резко снижают скорость при движении на подъем)
Тяговые агрегаты (представляют сочетание электровоза управления, секцией автономного питания — дизельная секция, несколько моторов думпкар, увеличенный сцепной вес в 2-2,5 раза по сравнению с электровозами, увеличенный руководящий подъем до 60 промилле, дизельная секция в составе тягового агрегата устраняет потребность в контактной сети на передвижных путях)
Основные приемущества ЖД транспорта:
• Поточность транспортирования как технологического процесса.
• Автоматичность действия.
• Взможность перемещать материал при углах наклона трассы 1,6-18° и вследствие
этого сокращение расстояния транспортирования и объема горно-капитальных
работ по строительству траншей или наклонных стволов.
• Высокая экологичность.
Основные недостатки ЖД транспорта:
• Жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер кусков не должен превышать 400—500 мм).
• Зависимость от климатических условий.
• Относительно высокая энергоемкость.
32. Автомобильный транспорт на карьерах. Его достоинства и недостатки, условия применения. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт применяют (область применения):
• Карьеры малой и средней производственной мощности (до 10-15 млн.тонн/год).
• Карьеры с ограниченными размерами рабочего пространства.
• Период строительства карьера при доработке карьера.
• В комбинации с разными видами транспорта.
Основные преимущества автомобильного транспорта:
• Автономность, т.е. независимость от внешних источников питания энергней, благодаря чему использование в пернод строительства карьеров.
• Мобильность, что позволяет применять автотранспорт в сложных условиях залегания.
• Сокращение длины транспортных коммуникаций благодаря возможности двигаться по относительно крутым подъемам автодорог 80-160%.
• Упрощение процесса отвалообразования.
• Отсутствие рельсовых путей и контактной сети упрощает организапию работ,
производительность экскаваторов возрастает на 10-15 % по сравнению с их
производительностью при железнодорожном транспорте.
• Увеличивается возможный темп углубления горных работ и скорость подвигания
забоев.
Основные недостатки автотранспорта:
• Значительная зависимость от состояния автодорог и, как следствие, снижение производительности в период дождей, снегопада, гололеда.
• Загрязнение атмосферы отработавшими газами при большой интенсивности движения и ограниченных размерах карьера.
• Относительно высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.
33. Конвейерный транспорт на карьерах. Его достоинства и недостатки, условия применения.
Конвейерный транспорт эффективно применяется на карьерах с мощной толщей покрывающих мягких пород при перевозке 20-40 млн.тонн/год и более, в районах с умеренным климатом. Расстояние транспортирования обычно не превышает 4-6км и высота подъема груза составляет 250-300м.
Основные преимущества конвейерного транспорта:
• Поточность транспортирования как технологического процесса.
• Автоматичность действия.
• Возможность перемещать материал при углах наклона трассы 1,6-18° и вследствие
этого сокращение расстояния транспортирования и объема горно-капитальных
работ по строительству траншей или наклонных стволов.
• Высокая экологичность.
Основные недостатки конвейерного транспорта:
• Жесткие требования к влажности, абразивности и кусковатости материала (размер кусков не должен превышать 400—500 мм).
• Зависимость от климатических условий.
• Относительно высокая энергоемкость.
34. Комбинированный транспорт. Его достоинства и недостатки, условия применения.
Как показала практика, для транспортирования горной массы в карьере наиболее целесообразно использовать автосамосвалы различной грузоподъемности. Для подъема горной массы наиболее высокие технико-экономические показатели достигаются при использовании конвейерных и скиповых подъемников. Для транспортирования горной массы на поверхности
лучшие результаты дает железнодорожный транспорт.
Наибольшее распространение получила комбинация "автомобильно-железнодорожного транспорта, при которой горная масса доставляется автотранспортом от за- боев до перегрузочных пунктов, а затем железнодорожным транспортом на поверхность до
отвалов или дробильно-обогатительной фабрики
Основные достоинства этой схемы:
• Низкие затраты на перевозку горной массы.
• Большая провозная способность транспортной сети.
Основной недостаток:
• Размещение перегрузочных пунктов, имеющие довольно значительные размеры (600-500м и более) приводит к сокращению рабочей зоны и консервации рабочих
уступов на длительное время, что усложняет горные работы.
35. Трубопроводный и специальные виды транспорта.
36. Отвалообразование. Конструкция и параметры отвалов.
Отвалообразование — технологический процесс размещения пустых пород и некондиционных руд, удаляемых при открытой разработке и строительстве. Отвал по своей конструкции представляет собой насыпь горной массы, состоящую, как правило, из нескольких слоев (ярусов) и имеющую в плане в общем случае криволинейную форму или чаще близкую к прямоугольнику.
По размещению относительно контура карьера отвалы делятся:
• Внешние
• Внутренние
По стационарности:
• Постоянные • Временные
Основными параметрами отвала являются:
• Но — высота отвала.
• h — высота отвального уступа (яруса).
• Lo — длина.
• Bo — ширина отвала.
• Ао — ширина отвальной заходки.
• Sо — площадь земельного участка, занимаемого отвалом.
• Yя — площадь горизонтальных площадок и поверхности откосов отвала, угол откоса
яруса.
• Yо — угол погашения борта отвала.
• Yр.о. — угол рабочего борта отвала.
Высота отвала и высота отвального уступа зависят от устойчивости складируемых пород и основания отвала, рельефа местности, а также от вида транспорта.
Высота яруса в малоустойчивых породах 8-20м, и устойчивых крепких породах достигает 30-60 м.
Общая высота отвала должна быть, как правило, оптимальной, при которой все затраты
на укладку породы в отвал будут наименьшими. Чем больше высота отвала, тем больше затраты на транспортирование пород и рекультивацию поверхности отвала, но тем меньше площадь, занимаемая отвалом, и тем, меньше затраты за отчуждение земли под отвалы.
Угол погашения борта отвала после завершения работ по укладке пород должен обеспечивать долговременную устойчивость борта и отвечать требованиям рекультивации 25-40°
Ширина отвальной заходки зависит от способа отвалообразования и вида транспорта и равна шагу передвижки путей, который определяется параметрами отвального оборудования и достигает
при ЖД транспорте на плужных отвалах 1.5-3м, на экскаваторных отвалах с мех-лопатами 21-34м, с драглайнами до 120м, на бульдозерных от 60-120м. При автомобильном транспорте на бульдозерных отвалах 35-50м, с использованием драглайнами до 200м.
Объем отвальной заходки (приемная способность отвального тупика) — количество породы, которое возможно поместить в отвале между двумя смежными передвижками пути.
Приемная способность отвального тупика:
• На плужных 30-60мЛ3
• На экскаваторных отвалах с мехлопатами 500-1200мЛ3 • С драглайнами до 10-12тыс.мЛ3
Площадь основания отвала ограничивается наличием свободных участков, которые могут быть заняты под отвал в соответствии с требованиями законов о земле и об охране окружающей среды.
Место для расположения отвала должно отвечать следующим требованиям:
• Быть как можно ближе к карьеру, чтобы расстояние транспортирования пород было наименьшим.
• Площади, занимаемые постоянными отвалами должны бать безрудными и безугольными.
Внешние отвалы занимают большие земельные площади, которые на крупных карьерах достигают 2-3тыс.га.
37. Экскаваторные отвалы при железнодорожном транспорте.
На экскаваторных отвалах в качестве механизма для размещения породы в отвал после
выгрузки ее из состава применяют:
• Мех-лопаты
• Драглайны
• Многоковшовые отвальные экскаваторы абзетцеры
Технология отвалообразования с применением мех-лопат имеют следующие особенности:
• Отвальный уступ, высотой от 10-15 до 20-40м разделен на 2 подуступа, экскаватор располагается на кровле нижнего уступа на 4-7м ниже кровли верхнего подуступа, на котором находится ЖД путь. Порода разгружается из думпкаров в приемную яму отвального экскаватора, имеющего длину 20-25м. Экскаватор переваливает эту породу в 3-х направлениях: вперед по ходу экскаватора, в сторону под откос отвала, назад, создавая при этом отвальную заходку.
• После разгрузки породы откос уступа принимает прямолинейный профиль с углом, близким к углу естественного откоса пород.
• При устойчивом основании и крепких устойчивых породах применяется схема отсыпки отвала на всю высоту, а при неустойчивом основании и рыхлых породах применяют схему с поочередной отсыпкой нижнего и верхнего подуступа.
К достоинствам применения мех-лопат на отвалах относятся:
• Небольшая трудоемкость передвижки разгрузочных путей.
• Высокая производительность отвального тупика.
• Возможность устройства отвалов в самых различных условиях в том числе на
заболоченных площадях.
Основной недостаток:
• Высокая себестоимость переэкскавация породы дорогостоящими экскаваторами.
Процесс отвалообразования драглайнами аналогичен процессу отвалообразования мех- лопатами. Думпкар составы поочередно (2-3 вагона) разгружаются в приемный бункер, который переодически по мере развития отвальной заходки сооружаются драглайном, глубина приемки 3-8м, а длина 2-3 думпкарам.
ЖД путь и драглайн располагаются на кровле отвального уступа, отсыпаемого на всю высоту.
Породы из приемного бункера экскавируются вперед по ходу экскаватора, сбоку под откос отвала.
Применение драглайна в приемном бункере в сравнении с мех-лопатами имеют следующие преимущества:
• При одинаковой вместимости ковша драглайна и мехлопаты ширина заходки увеличивается в 3-4 раза, что существенно снижает трудоемкость работ по переукладке ЖД путей.
• ЖД пути служат длительный срок год и более, поэтому их можно устраивать капитальными и применять мощный подвижной состав.
• Возможно увеличение высоты отвального уступа до 30-40м т.к. деформация откосов уступов при нижней отсыпке менее опасно, чем при работе мех-лопат.
• Вследствие увеличения высоты уступа и ширины отвальной заходки в 3-7 раз снижается трудоемкость работ по переукладке и содержанию путей на отвалах.
• Более высокая эффективность отвалообразования рыхлых и обводненных пород, а также в условиях сложного рельефа и при слабых основаниях.
Вследствие больших капитальных затрат и сравнительно высокой производительностью на 1мЛ3/1м ковша, применение драглайнов обычно не снижает затраты на 1мЛ3 породы, уложенной в отвал, а иногда даже повышает.
При работе в карьерах многоковшовых экскаваторов с ЖД транспортом применяется абзетцерное отвалообразования.
Современные абзетцеры оснащены короткой ковшовой рамой, специальной конструкцией приспособленной для черпаете породы из траншей шириной 1,5-2,5м разгрузочный механизм абзетцера имеет консольную ферму с ленточным конвейером. Экскаватор передвигаясь по фронту работ черпает ковшом породу, разгруженную из думпкаров поползла, а затем разгружает ее на отвальный ленточный конвейер.
38. Плужное и бульдозерное отвалообразование при железнодорожном транспорте
Процесс плужного отвалообразования включает выполнение следующих операций: разгрузку породы из думпкаров под откос отвального уступа, профилирование откоса уступа (вспашка), планировка поверхности отвала для пути и передвижку пути.