ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бульдозерное отвалообразование. При этом способе отвалообразования отвальный уступ разделяется на два подуступа. Порода разгружается на кровлю нижнего подуступа (транспортные пути располагаются на кровле верхнего подуступа) и бульдозерами перемещается к его откосу. Нижний подуступ отсыпается в направлении к тупику. Верхний подуступ отсыпают наоборот. Высота верхнего подуступа принимается такой, чтобы разгруженная из думпкара порода была ниже уровня пути, т.е должна быть в пределах 1,5 – 2,5 м. Расстояние от внешнего конца шпал до верхней бровки верхнего подуступа должно быть не менее 1 м. Высота нижнего подуступа принимается по условию устойчивости его откоса. Рациональная длина отвального тупика составляет 1,5 – 2,0 км. 
39. Бульдозерное отвалообразование при автомобильном транспорте состоит из разгрузки автосамосвала, планировки отвальной бровки и устройства автодорог.

На отвале устраивают главную и временную автодороги, последняя проходит близ кромки отвала.

При этом большая часть выгружаемой породы скатывается непосредственно под откос отвала.

При бульдозерном отвалообразовании высота отвального уступа зависит от устойчивости пород и обычно составляет 20-40 м.

Общая длина фронта отвального участка, включая длину разгрузочной, планируемой и резервной площадок, колеблется от 100 до 500 м и зависит от числа одновременно работающих автосамосвалов.

Основными параметрами, характеризующими отвальные работы при транспортировании пород автомобилями, являются: длина фронта отвального участка и всего отвала, число участков, высота отвала, шаг переноски отвальной автодороги, приемная и пропускная способность отвала, продолжительность загрузки и подготовки отвального участка, время между переносками автодороги, необходимое число бульдозеров и обслуживающего персонала при заданном объеме работ.

40. Для вскрытия рабочих горизонтов карьера применяют открытые горные выработки. Реже вскрытие осуществляется подземными выработками, а также сочетанием открытых и подземных выработок.


При производстве открытых горных работ используются два типа горных выработок:

  • Капитальные траншеи

  • Разрезные траншеи

Вскрывающие горные выработки подразделяются:

  • по расположению относительно земной поверхности — на открытые и подземные

  • по расположению относительно контура карьера — на внешние и внутренние

  • по стационарности — на капитальные (стационарные), временные и скользящие

  • по числу обслуживаемых уступов — на отдельные, групповые и общие

  • по углу наклона — на наклонные (пологие) и крутые

  • по расположению относительно центра карьера — на центральные и фланговые

  • по форме трассы — на простые (прямые) и сложные (петлевые, тупиковые, спиральные)

  • по назначению — па парные и одинарные

41. Железнодорожный транспорт применяют при разработке месторождений большой длины по простиранию и при больших объемах перевозки. Глубина карьеров может достигать 300 м и более.

Общая протяженность железнодорожных путей в карьере достигает 10-15 км при глубине его 100 м и 30-40 км при глубине 300 м и более. Для сокращения расходов на содержание транспортных коммуникаций и на путепередвижные работы целесообразно высоту уступа принимать максимально возможной.

При железнодорожном транспорте наиболее эффективна продольная однобортовая система разработки. В некоторых случаях целесообразно применять продольную двухбортовую систему при вскрытии скользящими съездами.

42. Автомобильный транспорт широко применяется при открытой разработке месторождений, особенно иа карьерах цветных металлов, что объясняется его преимуществами при сложных условиях разработки перед железнодорожным транспортом.

При автомобильном транспорте появляется возможность широко применять временные съезды, что облегчает вскрытие и разработку отдельных залежей и участков месторождения.

Использование автомобильного транспорта может сочетаться с любой системой разработки, входящей в группу К (по классификации В. В. Ржевского). Эффективность применения выбранной системы разработки определяется правильным сочетанием ее основных элементов: высоты уступа, ширины заходки и рабочих площадок, протяженности действующего фронта работ и длины экскаваторных блоков.



При разработке с применением автомобильного транспорта появляется возможность концентрации выемочно-погрузочных работ за счет сокращения длины экскаваторных блоков в 2-3 раза по сравнению с их длиной при железнодорожном транспорте, увеличивается на 20-25% производительность экскаваторов вследствие уменьшения простоев по транспортным условиям, в 1,5-2 раза сокращается ширина рабочей площадки.
43. Применение драглайн-экскаватор для экскавации скальных взорванных пород эффективно:

  • При использовании мощных машин с ковшами с вместимостью (Е) более 10-15м^3.

  • При использовании усиленных и тяжелых ковшей специальной конструкции.

  • При улучшении качества дробления пород благодаря повышенному расходу ВВ.

Выемка вскальной вскрыли драглайнами производится обычно нижним черпаньем на уступах высотой до 30-40м и заходках шириной 32-50м, длинна фронта работ на один драглайн 0,9-3км и скорость работ 50-320м/год.

На карьерах значительных размеров с рыхлыми породами для вскрышных работ целесообразно использовать мощные драглайны или отвалообразователи.

Драглайнами выполняется около 20% объемов горных и земляных работ.
44. При вскрытии месторождения спиральными съездами трасса внутренних капитальных траншей располагается на бортах карьера в виде пространственной спирали, огибающей контур залежи. Спиральная трасса примыкает к рабочим горизонтам обычно на горизонтальных площадках, от которых на каждом горизонте начинаются подготовительные, добычные и вскрышные работы.

По мере углубления горных работ трасса траншеи приобретает форму спирали.

Поскольку спиральные съезды надлежит укладывать по стационарной трассе, для вскрытия нижних горизонтов необходимо верхние горизонты отрабатывать до предельного контура. Поэтому при вскрытии спиральными съездами горные работы ведут одновременно не более нем на двух-трех горизонтах, причем на одном горизонте заканчиваются работы, на втором нормально развиваются, а третий горизонт находится в подготовке.

Спиральные съезды применяют для вскрытия обширных месторождений, когда спиральная трасса может быть вписана в контур карьера. При небольшой ширине карьера в плане вскрытие спиральными съездами, особенно при железнодорожном транспорте
, неприменимо.
45. Способ вскрытия тупиковыми внутренними траншеями является наиболее распространенным при разработке наклонных и крутых месторождений с большой глубиной залегания.

При этом способе наклонные съезды, вскрывающие отдельные горизонты, располагаются на одном из бортов карьера во взаимно обратных направлениях. Съезды оканчиваются горизонтальными тупиковыми площадками, которые служат для перемены направления движения поездов и примыкания путей рабочих горизонтов. Чаще всего тупиковые съезды располагают на лежачем боку месторождения, так как это позволяет быстрее начать добычу полезного ископаемого на вскрываемом горизонте, поскольку расстояние от предельного положения борта до лежачего бока меньше, чем до висячего.

Тупиковые съезды могут быть стационарными и скользящими.

Применяют различные схемы путевого развития:

  • Простые тупиковые съезды

  • Съезды с разминовочными тупиками

  • Съезды с телескопическим развитием путей

46. При этом способе вскрытия трасса капитальных траншей располагается обычно на лежачем боку карьера и состоит из отрезков, расположенных во взаимообратных направлениях и соединенных между собой петлями. Петли укладываются на площадках, ширина которых должна быть не менее двух радиусов кривых, т. е. 300—500 м при железнодорожном транспорте и 40—50 м при автомобильном.

Петлевые съезды целесообразно применять при автомобильном транспорте, при котором необходима небольшая ширина площадки (30—50 м) и ее можно разместить даже на крутых бортах карьера. При этом уклон трассы съезда на кривом участке не должен превышать 45°/00.

К достоинствам способа вскрытия петлевыми съездами относятся: возможность размещения их в лежачем нерабочем борту карьера; отсутствие перемен в направлении, благодаря чему создается поточность движения транспортных средств, которая способствует увеличению производительности оборудования и повышает безопасность движения.

Недостатками этого способа вскрытия являются: ограниченность условий применения; необходимость выемки дополнительного объема вскрыши для устройства площадок.
47. Крутые траншеи проводят с поверхности до рабочих или концентрационных горизонтов карьера. Такие траншеи оборудуют конвейерными или скиповыми подъемниками, углы наклона трассы которых соответственно равны 18 и 37-45°.


Траншеи обычно располагают на нерабочем борту или в торцах карьера с таким расчетом, чтобы в процессе разработки месторождения их не перемещать.

Объем крутых траншей обычно невелик, так как угол их наклона равен или близок углу погашения борта карьера. Подъем горной массы из карьера осуществляется по наикратчайшему пути и с минимальными затратами.
48. При вскрытии подземными выработками транспортная связь рабочих горизонтов карьера с поверхностью осуществляется при помощи штолен, тоннелей, стволов шахт или рудоспусков. Этот способ вскрытия применяют в тех случаях, когда проведение подземных выработок экономичнее, чем проведение капитальных траншей.

49. Технология открытой разработки бывает:

  • Непрерывная

  • Поточная

  • Цикличная

  • Комбинированная

На основе предлагаемых классификаций выделяют несколько систем разработки:

  • Бестранспортная продольная одновахтовая.

  • Транспортная сплошная с верным однобортовым бортом и внутренними отвалами.

  • Транспортная углубочная двухбортовая с поперечным расположением фронта работ.



При производстве открытых горных работ используются два типа горных выработок:


  • • Капитальные траншеи

  • • Разрезные траншеи


50. Основными элементами системы разработĸи являются: рабочие уступы и площадĸи, а

таĸже рабочая зона.

Основными параметрами системы разработĸи являются: высота и угол отĸоса рабочих

уступов, угол наĸлона рабочего борта, параметры рабочей зоны и длина фронта работ.

Основными поĸазателями системы разработĸи являются: сĸорость подвигания уступов,

скорость углубки карьеров.